Вместо обсуждения спорного закона информационное пространство республики забито речами о Косово, национальной идентичности черногорцев и правах сербов
“Призраки 1990-х годов проснулись, хотя, казалось, они были побеждены, по крайней мере в Черногории”.
Эта цитата из статьи в черногорской газете от 6 февраля 2020 г. наилучшим образом описывает все происходящее в бывшей югославской республике последние полтора месяца.
Об этом пишет Наталья Ищенко на страницах издания Деловая столица. Данный материал предлагаем вашему вниманию с сохранением уникальности авторского текста.
Принятие парламентом страны закона о вероисповедании и правах религиозных общин не просто привело к акциям протеста прихожан Сербской православной церкви и к громким заявлениям оппозиции. Противостояние приняло такие формы, что одна сторона заговорила о войне, другая – об обороне.
Формальным поводом для спора, как мы помним, являются требования новопринятого закона о вероисповедании и правах религиозных общин, по которым Сербская православная церковь должна зарегистрироваться наравне со всеми другими религиозными организациями Черногории и доказать, что все ее храмы и монастыри действительно ее.
Иначе СПЦ оказывается вне закона, а имущество, которым она управляла де-факто, переходит в собственность государства.
Во время обсуждения оппозиционные депутаты уже успели заявить, что готовы взять в руки оружие, если закон будет принят.
Закон был принят, и…
Внешне сегодня почти что тихо-мирно.
Защитники Сербской православной церкви дважды в неделю идут улицами своих городов крестным ходом, молятся и расходятся до следующего раза.
Стычки есть – локальные и незначительные.
В столице, Подгорице, полиция и несколько десятков молодых людей “обменялись” слезоточивым газом и фейерверками из-за нарисованного на стене граффити в цветах сербского флага; неизвестные с черногорскими флагом побили подростка, который якобы продемонстрировал знак “четников”, то есть сербских националистов – три растопыренных пальца; коммунальные службы сообщили о нападении с камнями на своих работников, которые закрашивали просербские граффити на улицах города, совершенном неустановленными лицами…
На данном этапе сложно говорить о силовом противостоянии. Но те, кто помнит, как начинаются войны на Балканах, не расслабляются.
В Хорватии сербы создавали свою “народную республику”, Сербскую Краину, под знаменем Сербской православной церкви – сербским триколором с сербским крестом. Датой начала вооруженного конфликта в Боснии сербы считают убийство в центре Сараева из-за сербского церковного флага…
Поэтому появление на улицах тысяч людей под так хорошо всем знакомыми символами пугает очень многих, от аналитиков до несербского населения целого региона. Тем более что конфликт между черногорской властью и СПЦ не исчерпывается и ситуация продолжает накаляться.
На минувшей неделе митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий прямо заговорил о готовности защитников СПЦ к “гражданской войне”.
В интервью изданию “Глас Српске” Амфилохий упомянул в этой связи двух политиков – Марко Милачича, лидера оппозиционной партии “Настоящая Черногория”, и Милана Кнежевича – лидера оппозиционного движения “Демократический фронт”.
Кнежевич известен тем, что суд признал его причастным к организации попытки переворота в Черногории в 2016 г. – вместе с агентами российских спецслужб. Милачич же прославился своим тюремным сроком за сожженный флаг НАТО. И их объединяет тот факт, что оба – фанаты России и поклонники Владимира Путина.
Милачич на сегодня обеспечивает информационное сопровождение протестов, публикуя у себя на “Фейсбуке” новости по теме противодействия закону о вероисповедании. Среди его постов есть видео с детьми, поющими рэп на тему “Не дадим святыни”, молодежь с файерами на фоне сербских флагов, кричалки “Косово – Сербия”, которые звучат на многих акциях в защиту сербской церкви…
Если учесть, что практически все взрослое население Черногории сидит в “Фейсбуке”, эффективность такого вида агитации очень высока. Но вопрос остается открытым – перейдут ли в конце концов сторонники сербской церкви от гибридных форм протеста к горячей фазе?
Можно было бы вспомнить, что Черногория – член НАТО, и решить, что как таковой ей ничего не грозит. Но на фоне набирающего обороты противостояния уровень уверенности и спокойствия начинает уменьшаться.
В статье, цитата из которой приводилась в самом начале этого материала, “призраки” упоминались не в качестве поэтического образа. Речь в публикации идет о том, что в Плевле – городе на севере Черногории – акции в защиту Сербской православной церкви возглавляют активисты, которых местные жители помнят еще с 1990-х. Тогда эти защитники православия были настроены выгнать всех мусульман из города, теперь ходят на митинги в защиту СПЦ, а тем временем на домах мусульман появляются нарисованные сербские кресты.
К теням прошлого, заставляющим думать, что все может быть гораздо серьезней, чем кажется, можно отнести и фигуру самого Амфилохия.
В далеких 1993-1994 гг. Черногорско-Приморский митрополит был активным участником событий в Боснии и Герцеговине. Нет, не воевал, он просто призывал сербов не подписывать мирные планы, а потом, когда все закончилось Гаагским трибуналом, Амфилохий предлагал предоставить убежище президенту Республики Сербской Радовану Караджичу.
Теперь вопрос – почему “призраки” активизировались именно сейчас и почему вместо дискуссий о собственно тексте закона в информационном поле фигурируют Косово, национальная идентичность черногорцев и права сербов Черногории? Ответ лежит на поверхности. В этом году в Черногории снова парламентские выборы. На прошлых, как мы помним, российские агенты чуть не организовали государственный переворот. На этих, очевидно, готовится нечто не менее серьезное.
Источник: Деловая столица