Вторник, 23 апреля, 2024

Шах и мат “картонному” истребителю “ Checkmate” (Су-75)

Must Read

Как и ожидалось, вчера на авиасалоне МАКС-2021 в российском Жуковском прошла презентация нового российского истребителя, уникальной для российского авиапрома, однодвигательной компоновки. И, как я и говорил ранее, это оказался не прототип, что называется, “в железе”, а нелетающий макет, грубо говоря “картонный”. Но, даже не об этом речь.

Об этом пишет военно-политический обозреватель Александр Коваленко в материале специально для Информационный навигатор.

Когда проходила презентация, меня поразило то, что представители “Ростеха” так нахваливали свою картонку, что даже мне стало неловко, ничего общего, не имеющего с этим проектом человеку, находящемуся за сотни километров от Жуковского.

Для понимания степени неконтролируемо бравурного пиара этого макета, приведу несколько заявлений сделанных на презентации и свои скромные комментарии к ним:

  • Для российского Checkmate создана система автоматической логистической поддержки Matreshka (будет ли она работать в других странах и даже в самой России, весьма неоднозначный вопрос, с учётом множества печальных исторических фактов, например тот же SSJ100 или бедолаги Ми-35 в Бразилии).
  • Новейший российский истребитель Checkmate оснащён искусственным интеллектом (страна, компьютерные технологии которой отстают от западных на несколько поколений, создаёт самолёт с ИИ? Это как, если бы КНДР объявила о запуске космической миссии к Марсу.)
  • Checkmate оснащён двигателем с отклоняемым вектором тяги, способен длительное время работать на сверхзвуковых скоростях, имеет укороченный взлет и посадку. (В данном случае нахваливают “Изделие – 30”, которое пока ещё не прошло цикл испытаний и не введено в серию, а потому говорить о даже о его полноценном КПД, не говоря уже о истребителях на которые оно будет установлено, слишком рано).
  • Checkmate способен в минимальной комплектации (модульность конструкции под заказчика) атаковать до 6 целей одновременно с использованием РЛС с АФАР всем комплексом современного вооружения при сильном радиоэлектронном противодействии противника. (В принципе точно то же самое, что способны делать практически все современные истребители.)
  • Checkmate способен обнаруживать и поражать истребители пятого поколения в дальнем воздушном бою, используя, при этом, мощный бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы. (На сегодняшний день Россия не обладает бортовыми комплексами способными обнаружить истребители F-35 и F-22 до того, как те осуществят по российскому истребителю пуск ракеты “воздух-воздух”. Кроме того, дальность серийных ракет данного класса на вооружении США, превышает дальность серийных российских ракет).
  • Checkmate лидер в своём классе по критерию цена – боевая эффективность.

Самолет создан по модульной схеме, у него открытая архитектура. Наполнение по желанию заказчика. (Самолёт и вправду недорогой, но это пока он собран из картона и деревянных панелей. А какова его цена будет в будущем? Кроме того, вызывает вопрос сама концепция модульной конструкции, впервые применяемая Россией в однодвигательном истребителе. Обычно, первый блин комом, а у России это правило, зачастую, имеет гипертрофированный вид).

  • Новый российский истребитель по большинству показателей эффективнее и лучше американского F-35. Это принципиально другой самолёт. (Ключевое – это принципиально другой самолёт. В первую очередь тем, что F-35 это серийный, испытанный временем и боевыми миссиями истребитель, а Су-75… Макет.)

А теперь, самое интересно! Как обещают россияне, самолёт совершит свой первый полёт в 2023 году, а в 2026 начнёт поступать к заказчикам. По сути, его производство может начаться в 2024-м…

Просто ощутите всю прелесть этого несусветного вранья. Совершенно новая для российской авиации концепция самолёта, существующего пока только в виде макета и не способного подтвердить ни одной из тех супер-характеристик, которые о нём рассказали на презентации, через полтора года совершит свой первый полёт, а ещё через год начнётся его производство! То есть, на весь цикл испытаний уйдёт всего год? Серьёзно?

Например, Су-57 совершил свой первый полёт в 2010 году и его испытания, не смотря на приём в эксплуатацию в 2020, до сих пор не завершены. При этом сам макет самолёта для наземных статических испытаний был собран в 2004 году. То есть, от макета до первого полёта прошло 6 лет, а от первого полёта до, утрировано, но производства – 10 лет. И это без учёта того, что разработка истребителя пятого поколения берёт своё начало в 1980-х и Су-57, грубо говоря, не был создан с нуля в России, а его основная концепция была заложена именно в СССР.

К слову сказать, Су-75 “ Checkmate” тоже нельзя назвать абсолютно новым и уникальным. В нём отчётливо угадывается концепция БПЛА “Охотник”, которая получила элементы фюзеляжа от Су-57. Фактически, Су-75 можно смело называть, с конструкторской точки зрения, выкидышем Су-57 и БПЛА “Охотник”. Опять же, напомню, что оба находятся до сих пор на стадии испытаний.

В целом же, для российского авиапрома вполне нормальный срок, с учётом его нынешних технических и технологических возможностей, когда испытания затягиваются на года. Да и в СССР, с его потенциалом и возможностями, на порядок превосходящими потенциал и возможности России, испытания истребителей занимали много лет.

Например, тот же Су-27 совершил первый полёт в 1977 году, а был принят в строй лишь в 1985 году. Су-30, представляющий собой модернизацию Су-27, а не отдельный проект, совершил первый полёт в 1989 и лишь в 1992-м был принят на вооружение. Су-35, так же не являющийся абсолютно новым проектом, а представляющий собой глубокую модернизацию Су-30, которая является модернизацией Су-27, совершил первый полёт в 2008 году и лишь в 2014 стал поставляться в войска.

А тут, первый полёт в 2023, а производство в 2024… И это при том, что испытания не займут сколь-нибудь приемлемый срок не только самого самолёта и его летных возможностей, но и той, скажем начинки, которой так хвастались на презентации. А это тоже немаловажный момент, ведь прекрасно известно, что российская техника, не обладающая искусственным интеллектом, периодически начинает вести себя так, словно она и вправду им обладает. Причём это поведение чревато жертвами.

На мой взгляд, вчера в Жуковском презентовали слишком амбициозный, слишком сырой и слишком нереальный для современного российского авиапрома проект. Я уже без малого 8 лет наблюдаю за теми проблемами, которые сопровождают современное российское авиастроение, от Су-57, до МС-21 и Ил-112В, и ни в одном из случаев не наблюдал некоего просвета, а лишь всё большую и большую деградацию. И поверить в том, что через 15 лет на вооружении ВКС РФ будут стоять 300 истребителей Су-75? Нет, это не фантастика, это мечты сплошь оторванных от реальности рефлексаторов на “величие” и “империю”, за чей счёт у Ростеха появится новая возможность годами пилить ещё больше бюджетных средств, чем буквально позавчера. Ведь именно вчера новый этап распила – стартовал! С чем жителей десятков тысяч негазофицированных населённых пунктов по всей России, стране, занимающей первое место в мире по запасам газа и экспорту газа в мире, я поздравляю!

Военно-политический обозреватель Александр Коваленко в материале специально для Информационный навигатор.

Лента

Оккупанты попали по объекту телевизионной инфраструктуры в Харькове

В Харькове россияне попали по объекту телевизионной инфраструктуры, возникли перебои с сигналом цифрового телевидения. Об этом сообщил Глава Харьковской ОВА...

Актуально