Иногда существуют вещи, которые лучше не трогать только потому, что последующий ход событий приведет к таким масштабным негативным последствиям – мало не покажется. Некоторые это понимают, другие учатся на своих или чужих ошибках, а вот третьи, те, с прямо каким-то удовольствием совершают подобное вновь и вновь, что по-простому зовется «забег по граблям».
Об этом сообщает группа «Информационное сопротивление».
Россия находится в третьей категории, и за последнее время она совершила настолько огромное количество подобных ошибок, что даже диву даешься: ну как так, специально что ли? Украина, Сирия, МН-17, убийства в Европе, хакеры, влияние на выборы и референдумы, теперь — Беларусь, за все получает «ответку», больше или меньше, но – получает. В принципе, ничего нового, СССР вел себя точно также, хотя даже на пике «могущества» и менее агрессивно, а чем закончилось, знаем: санкции, цены на нефть и… нет большой такой страны. Как там с Россией получится, поживем – увидим, но есть одна проблема: Кремль вторгся в те сферы, в которые категорически нельзя было «влазить как слон в посудную лавку» ни при каких обстоятельствах, поскольку это ставит под угрозу те самые «скрепы», о которых в Москве так любят говорить.
Предтеча
Русская православная церковь (РПЦ), или, по-другому, Московский патриархат (МП), как и любая другая церковь является своеобразным «посредником» между человеком и Богом. Никто и никогда особенно и не скрывал, что за оказываемые «посреднические услуги» священнослужители любой конфессии берут себе «толику малую», здесь особых проблем нет, ведь кроме всего прочего, они бывает еще и «психотерапевтами работают». Так что все по-честному.
Россия, она как всегда «своим путем идет», и, уничтожив существовавшую до Второй мировой войны Патриаршую церковь, имевшую наибольшее число последователей, расстреляв или посадив почти весь ее епископат, значительную часть священников, монахов и активных мирян, кроме этого запретила богословские школы и иные формы религиозного обучения, за исключением частного.
В 1943 году, опомнившись, что Кремль этими действиями потерял значительные рычаги влияния на массы, под патронатом лично Иосифа Виссарионовича был создан Московский или, другое неформальное название, Сталинский патриархат, а любые другие православные структуры, имевшие место быть в СССР, к 1946 году были просто упразднены. Все бы ничего, если бы не одно «но», – именно в то самое время была заложена несколько видоизмененная схема «посредничества», которая стала выглядеть как «человек – священнослужитель – органы госбезопасности — Бог», собственно для чего все Сталиным и создавалось.
Безусловно, что данные изменения тонко почувствовали во Вселенском патриархате и во взаимоотношениях двух крупных церквей начались проблемы, которые дошли до своего пика после предоставления Константинополем автокефалии украинским православным, и последующим созданием Православной церкви Украины, что стало одним из самых болезненных за последнее время событий для Кремля.
Напомним, 1 сентября 2018 года Вселенский Патриарх Варфоломей, выступая перед Архиерейским собором (Синаксом) в стамбульском храме Святой Троицы, обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии, начиная с XIV века, когда Киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери», что в принципе является абсолютной правдой. Он сказал: «Поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине, не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева…».
В январе 2019 года украинским православным был вручен Томос об автокефалии, что в последствии позволило создать Православную церковь Украины (ПЦУ). Кажется, что собственно поменялось, Бог и практически все религиозные обычаи такие же, но есть два крайне важных фактора: деньги ПЦУ в Москву не перечисляет и из «посреднической схемы» органы госбезопасности исчезли, ну не может теперь ФСБ влиять на умы украинцев так же, как и раньше. Непорядок, сказал бы товарищ Сталин…
Битва за Томос и «раскол» православия
Вселенский патриархат Константинополя или Константинопольская православная церковь ведет историю со времен Римской империи и, по сути, является единственным легальным руководящим органом православного мира, имеющим право предоставлять автокефалию или, иными словами, некоторую самостоятельность церквям. У РПЦ, кстати, своего Томоса нет – даже в далеком ХV веке она создавалась по принципу «революционной целесообразности». Да, российские историки утверждают, что МП создан в 988 году, де-факто стал независимым в 1448 году, а де-юре с 1589 года, только подтверждения всего этого никакого в принципе не существует. Казалось бы, покажите Томос и, как говорится, все вопросы сами собой… Только нет его.
Поэтому, получив вполне законную, но крайне болезненную «оплеуху» с Томосом для Украины от главы Вселенского патриархата Патриарха Варфоломея, иерархи Московского патриархата на синоде РПЦ 28 декабря 2018 года заявили о том, что они не считают его Патриархом, а только «рядовым стамбульским архиереем, который не имеет своей канонической территории». Сразу после этого и до сегодняшнего дня на канонические территории Константинополя началось масштабное наступление как самими церковниками, что в принципе не имело бы никаких практических последствий, так и, что уже серьезно, российскими спецслужбами при полной поддержке и масштабном финансировании Кремля.
Например, Патриарх Кирилл разослал иностранным епархиям Московского патриархата письма с указанием предложить священникам Константинопольской церкви в Европе и Америке переходить в РПЦ, а в качестве мотивировки предложены вовсе не какие-либо религиозные составляющие, а финансовая помощь. Круто, они в Бога-то хоть немного верят? Патриарху Варфоломею была также объявлена дипломатическая война, причем весьма «грязная», с распространением слухов о существенном ухудшении его здоровья.
Для Вселенской патриархии, которая не имеет таких финансовых ресурсов как РФ, подобная тактика крайне опасна. Понимая, к каким последствиям могут привести действия РПЦ, Константинополь проводит собственную политику, направленную на минимизацию последствий действий Москвы. Тут, правда, есть проблема – данные действия скорее основаны на идеализированных принципах религиозных канонов и православной веры.
А вот Кремль действовал по «полной программе» – соборы, встречи, оказание «финансовой поддержки», что, под воздействием Москвы, приводит к фактической формализации раскола православия в мире. Только целей своих Кремль так и не добился, потому, что, как там — «в чем сила брат – в правде», которая в данном случае на стороне Константинополя, и теперь уже стало понятно – никакие «финансовые вливания» Москву не спасут, союзников у нее практически нет. Откуда такие выводы?…
Исход
«Пиком» борьбы Московского патриархата против Вселенского должно было стать собрание глав православных церквей в иорданской столице Амман 26 февраля, которое организовали по инициативе сателлита РПЦ — Иерусалимской церкви, и на котором планировалось противодействовать украинской автокефалии ПЦУ и обжаловать первенство Вселенского патриархата. Для того, чтобы такая встреча была вообще возможна и де-факто превратилась в некий «собор», в ходе которого Варфоломей будет как бы «низложен», с его фактической заменой на Кирилла, Москва приложила много усилий.
Кроме сугубо церковных возможностей, на полную мощность были задействованы российские спецслужбы и СМИ, «деньги лились полноводной рекой», но радует, что не все в этом мире еще продается. Как результат: вместо изначально запланированных 15 глав православных церквей, на встрече в столице Иордании будут присутствовать только РПЦ, дружественная ей Сербская церковь, Иерусалимская, и существует небольшая возможность приезда представителей Чешской ПЦ. Последней из отказавшихся была Антиохийская церковь, центр которой находится в Дамаске, их даже Асад не уговорил… Да, священников не обманешь, а авторитет РПЦ, как и лично его главы в церковном мире, катастрофически пошатнулся.
Этому, кроме вышеперечисленных действий Кремля-спецслужб-РПЦ (именно в такой последовательности, ведь в реальность Кирилл мало что решает, а является хоть и высокопоставленным, но исполнителем чужой воли), способствовали демонстративные действия России, направленные на раскол православного мира. Причем, как ложь не упаковывай, те, кто «в теме» все отлично понимают.
Например, для кого, спрашивается, является секретом, что утверждение МП о том, что «встреча в Аммане станет одним из этапов предотвращения раскола, возникшего из-за того, что Константинопольский патриархат в конце 2018 года создал Православную церковь Украины, которую в 2019 году признали Александрийская и Элладская церкви» — лживое по своей сути? Задачи совершенно другие, ведь гонений на Украинскую православную церковь Московского патриархата что-то в реальности не наблюдается, что бы кремлевская пропаганда об этом не говорила для сокрытия истинной цели – возможности дальнейшего влияния на души украинцев с одновременным «использованием» их кошельков, а там немалые деньги, не сомневайтесь.
Все это и привело к нынешней ситуации — после отказа Антиохийского Патриархата от участия в Иорданском соборе, Кирилл оказался в тяжелейшей ситуации. С одной стороны, за два дня до открытия собора отказываться от участия в нем Русской Православной Церкви, вряд ли будет правильным решением, а с другой стороны, Иорданский «собор» превращается даже не в совещание, а в частную встречу представителей нескольких Православных Церквей. Понятно, что прорывных решений не ожидается: сам состав участников встречи показывает, что по состоянию на сегодня Константинополь выигрывает в противостоянии с Москвой. Единственное, что возможно — результатом амманской встречи может стать замедление итак невысокого темпа признания Православной церкви Украины другими церквями, но здесь суть вопроса в другом: с Москвой как дружить, так и ссориться не хотят.
Если «кураторы» Кирилла в Кремле засчитают это как очередной «провал в работе», тяжко ему придется, ведь денег для его «проектов» много выделяется, а конкретный результат отсутствует, но тут, «что посеешь, то и пожнешь».
Действительно, за последнее время Патриарх может поставить себе в условный плюс только попытки нагнетания и расшатывания ситуации в Черногории вместе с Сербской православной Церковью, при содействии российских и сербских спецслужб, а также, в рамках гибридной операции Кремля по нагнетанию через РПЦ истерии в Украине по эвакуированным гражданам из Уханя. Негусто, особенно с учетом того, что реальных последствий, кроме некоторого поднятия «градуса напряжения», в этих двух странах не наблюдается.
А вот минусов в «работе» немеряно и, главный и принципиальный — стратегическое поражение проводника «русского мира» — РПЦ в мировом православии, которая превратилась в деструктивный инструмент путинского режима и российских спецслужб, а также в корпорацию по зарабатыванию и легализации денег. Как результат, вместо «Амманского триумфа», как планировалось РПЦ-ФСБ, и перехвата первенства в Православном мире, получилось полное фиаско.
И ведь интересно получается, даже если Кирилл и понимает, что «эти вопросы лучше не трогать», то сделать нечего не может, в реальности он не главный, а «устоит» ли — посмотрим, но вопросов к нему у Путина точно очень много.
Секция «Дельта» группы Информационное Сопротивление
Источник: «Информационное сопротивление»