Домой Новости Богоявление – это откровение Бога, как Святой Троицы, и явление мира Бога...

Богоявление – это откровение Бога, как Святой Троицы, и явление мира Бога воплощенного, Господа Иисуса Христа, – Митрополит Епифаний

В день праздника Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 19 января 2023 года, Священноархимандрит Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний возглавил Божественную литургию в главном храме.

На сайте ПЦУ опубликовали сегодняшнюю проповедь Священноархимандрита Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания.

Текст Проповеди:

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Сердечно поздравляю всех вас с Богоявлением, с Крещением Господним, с Иорданом!

Сегодня мы торжественно чествуем евангельское событие, которым начинается принародное открытое служение Спасителя, начинается Его проповедь. До Крещения в Иордане Господь жил в тайне, не являл Себя миру. Но Он же послал пред собою Предтечу, пророка Иоанна, который аскетической жизнью и проповедью покаяния и возвещением приближения времени пришествия Мессии готовил народ к принятию Христа.

Итак, первое значение названия нынешнего праздника – Богоявления – состоит в том, что Сын Божий, Спаситель, Христос-Мессия являет Себя миру открыто, начинает проповедь Евангелия – благой вести о спасении. Бог являет Себя миру не через знаки и образы, не через видения, не через слова пророков, но непосредственно, потому что Он стал человеком. Так об этом говорит и Писание: «Бога никто никогда не видел; Единородный Сын, Который во чреве Отца, Он явил» (Ин. 1: 18). Также и Сам Спаситель, отвечая на просьбу апостола Филиппа показать им Отца Небесного, говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9).

В древности только избранные святые могли видеть Бога лицом к Лицу. Например, так, по слову Писания, «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, словно говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 11). Но благодаря Боговоплощению, потому что предвечный Бог Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, родился от Духа Святого и Марии Девы и стал человеком, всякий человек, желающий прийти к Господу, желающий видеть Его – может по вере это сделать через Христа.

Кроме этого Богоявления, совершенного во Христе, сегодняшний праздник напоминает нам о еще одном явлении – открывшемся Иоанну Крестителю. Ибо сразу после крещения Спасителя Иоанн увидел в раскрытых небесах «Духа Божия, восходящего, как голубь, и спускавшегося на [Иисуса]. И вот голос раздается с неба, говорящий: это Сын Мой возлюбленный, в Нем благоволение Мое» (Мф. 3: 16 – 17).

В ветхозаветное время проповедь о Боге, Едином в Троице, была прикровенной, таинственной, возвещенной в знаках и образах только избранным. Ибо пока человечество находилось во тьме поклонения идолам и почитания многих ложных богов, не могло оно вместить истину о Троичности истинного Бога. Но теперь это откровение возвещается людям, Бог являет Себя на Иордане именно как Троицу: воплощенный Сын приходит и крестится, Дух Святой в виде голубя восходит на Него с небес, а Отец возвещает Свою волю по отношению ко Христу, свидетельствуя о Его истинном сыновстве.

Поэтому Богоявление, которое мы сегодня чтим, имеет два аспекта – это откровение Бога, как Святой Троицы, и явление мира Бога воплощенного, Господа Иисуса Христа, Который с этого момента начинает свое служение, открытое для всех и во все времена.

Иорданом мы называем этот праздник потому, что крещение Спасителя произошло на реке Иордан. Это также имеет многогранное духовное и символическое значение.

Когда Господь вывел народ Свой из рабства в Египте и привел в обещанную землю, то вхождение это, переход от прошедшего рабства к земле, которая определена была стать домом для народа Израиля, они произошли через Иордан чудесным образом. Об этом рассказывает книга Иисуса Навина в 3 главе так: «Народ переходил напротив Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше посреди Иордана твердой ногой. Все [сыновья] Израилевы переходили по суше, пока весь народ не перешел через Иордан» (Нав. 3: 17).

Поэтому именно Иордан избирает Господь, чтобы засвидетельствовать не просто переход к земле обещанной, но открыть всякому верующему приближающееся вход к Царству Небесному. Вход этот происходит через веру, покаяние и второе рождение – от воды и Духа, то есть через таинство крещения.

Иоанн Предтеча совершал в Иордане крещение ветхозаветное, обряд, подтверждающий покаяние и очищение от скверны. Однако крещение Иоанна не было таинством, ибо новозаветное крещение было утверждено Спасителем только после Его воскресения, прославления и восхождения Святого Духа на апостолов. Поэтому крещение Спасителя, которое мы сейчас вспоминаем и прославляем, носит уникальный, неповторимый характер, хотя и носит название такое же, как и ветхозаветный обряд, и новозаветное таинство.

Оба они связаны с очищением от грехов через покаяние и погружение в воду. Однако Христос есть Сын Божий безгрешный, потому, как слышим ныне в Евангелии, Иоанн удивляется, почему Иисус хочет креститься. Но Господь говорит ему: «Обложи ныне, ибо так должно нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15).

Итак, в крещении на Иордане не Христос принимает освящение от воды – ибо как творение может освятить Творца? Как вода может освятить Сотворившего ее? – но Сын Божий Сам освящает воду как физическую, материальную основу жизни. Ибо вода наполняет всякое живое существо, и для обновления всего творения Бог благословляет воду, освящая Своим таинственным восхождением.

В память об этом событии и мы совершаем по случаю Крещения Господня чин великого освящения воды, призывая на все воды благословения Иорданова и благодать Святого Духа. Чтобы через видимое употребление этой воды, великой святыни, как называет ее традиция Церкви, через ее питие и окропление ею, человек и материальный мир по вере получали освящение от Бога.

Вот такой многогранный нынешний праздник. Оно не только напоминает о давнем событии, но и лично для каждого из нас обновляет свидетельство о явлении Бога в мир. Обновляет через проповедь и через материальное напоминание, как велика агиасма – богоявленская святая вода. Однако все это будет для нас хорошими плодами только при условии нашего личного покаяния и обновления. Ибо именно с проповедью покаяния, с призывом к перемене, к отречению от грехов и зла, связано было служение Иоанна Крестителя и с этого призыва: «Покайтесь!» – начинает Свою проповедь Христос Господь.

Мы видим, как много зла есть в окружающем мире, как много горя и страданий оно приносит. Но для того, чтобы успешно бороться с внешним злом, нужно также искоренять его в самих себе, а это как раз достигается через покаяние. Поэтому желаю всем нам, дорогие братья и сестры, с помощью Божией добиваться успеха в деле борьбы со злом. И да благодать Божия, сила Духа Святого действуют в нас, помогая нам, очищая и освящая!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы вторично совершаем Божественную литургию в этом соборном храме Печерской Лавры. Во времена великого горя и страданий, которые принесла в наш общий дом война, развязанная проповедниками идеологии «русского мира», мы видим в этих служениях знак духовного утехи, Божьего благоволения и вдохновения на дальнейший труд по обновлению этой святыни. Молимся, дорогие братья и сестры, за нашу Печерскую Лавру и за ее обновление. Пусть Господь, по покровительству Пречистой Своей Матери, молитвами отцов наших Антония и Феодосия и всех угодников Печерских благословит успехом наш труд!

Дорогие братья и сестры!

На днях среди моря страданий, которые Россия принесла с войной в наш родной дом, две трагедии особенно тронули человеческие сердца. Террористическое нападение Москвы на город Днепр – город, который с гордостью носит имя нашей благословенной реки, второго Иордана и крестильной купели Украины-Русы – это нападение унесло жизни многих невинных, детей и взрослых. Также жертвами авиационной катастрофы в Броварах стали взрослые и дети. За жертв этих трагедий, за тех, чья жизнь трагически оборвалась из-за беззаконной войны, навязанной нам Россией, сегодня мы преподнесем свои заупокойные молитвы, хотя обычно это не присуще праздничному служению. Пусть Господь примет души погибших в Царстве Своем и упокоит со святыми! Пусть в Своих Небесных Домах примет Бог души всех воинов, положивших свою жизнь в борьбе за Украину, за правду и свободу, и всех мирных жителей, от нашествия чужестранцев в этой войне погибших! Вечная им память!

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Exit mobile version