Четверг, 25 апреля, 2024

Церковь является, в первую очередь, божественным, а не человеческим институтом, – Митрополит Епифаний

Must Read

Церковь основана Самим Христом как Его таинственное тело, в котором Он есть Глава, а все верные – члены, части тела.

Об этом говорится в проповеди Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в воскресенье после Богоявления, сообщает ПЦУ.

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

В этот воскресный день мы слышим из Послания Апостола Павла Ефесянам слова о разнообразии даров благодати Святого Духа, которые подаются каждому верующему, каждому христианину. Они разные, как разные люди, которые их получают. Но все эти дары имеют единственный источник Бога.

В целом 4-я глава этого Послания, часть из которой ныне, в воскресенье после Богоявления, читается по Божественной литургии, посвящена призыву к сохранению единства христиан. Единства в двух аспектах: с Богом и друг с другом. «Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде призвания вашего; – пишет Апостол – один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и у всех нас» (Еф. 4:4-6).

Глядя на споры, разделения, лжеучения, с которыми в наше время сталкивается Церковь, мы можем справедливо задать вопрос: действительно ли существует Единая Церковь? Разделение и споры – это признак только нынешних времен так ли было всегда?

Ответы на эти вопросы мы находим в Божественном Откровении и учении Церкви. И для того чтобы их понять, следует напомнить об основополагающих истинах.

Бог сотворил человека как духовно-телесное существо, одновременно имеющее единение и с Всевышним, и с материальным миром. И хотя человечество умножилось, оно остаётся единственным по своей природе. Поэтому по определенной совокупности признаков мы можем, как выделить человека среди всего прочего творения, так и определить принадлежность конкретного лица к роду человеческому.

К сожалению, споры, несогласие, ненависть и другие грехи и страсти отдаляют людей и от Бога, и друг от друга. Не только между чужими, незнакомыми людьми возникает как пропасть отчуждения, но и между близкими: в одном народе, среди жителей одного селения, в семье, между сотрудниками, даже между единоверцами. Все это – не природное явление для человека и есть следствие действия греха.

Наверное, нам трудно сразу осознать это, потому что и мы сами, и все поколения до нас жили и, к сожалению, продолжат жить в условиях, когда грех разделяет человечество. Поэтому, учитывая как личный жизненный опыт, так и знания прошлого, мы могли бы убедиться, что дели, есть и будут. И как бы нам ни хотелось, чтобы хотя бы в Церкви их можно было избежать – на самом деле даже и в Церкви невозможно здесь, на земле, достичь в полной мере желаемого состояния единства. Ибо пока действует в людях грех – а он будет действовать, как мы знаем, вплоть до Второго пришествия Спасителя, когда Господь окончательно победит его власть над миром и человеком – и пока действует грех, будут существовать и дели.

Так есть не только в мире, но, к сожалению, и в Церкви, причем с самого начала её бытия. О наличии разделений среди верных многократно пишут Апостолы в своих Посланиях, предостерегая христиан от соблазна разделений и бесполезных споров. Это, безусловно, печальный факт, но его знание позволяет нам не отчаиваться, когда мы видим подобные явления вокруг нас и в нашей собственной христианской среде.

Как уже было сказано ранее, человек создан как духовно-телесное существо. Само слово «Церковь», как нам известно, означает «собрание призванных», и именно это понятие свидетельствует о двух вещах: о существовании Созывающего Церковь и о множественности собирающихся к ней.

Приведенные выше слова Апостола Павла, как и многие другие свидетельства Писания, указывают нам на ту безоговорочную истину, которую собирает, созывает Церковь Господь наш Иисус Христос. Поэтому мы можем утвердительно ответить на вопрос «действует ли Единая Церковь?». Она единственная именно потому, что единственный её Глава и Основатель – Христос Спаситель. Нет двух или более «христов», как нет двух или многих богов – один Господь, одна истина, Им возвещена, одна вера и одно крещение, как новое рождение от воды и Духа во имя Триединого Бога.

Если бы единство Церкви зависело только от людей, то действительно трудно было бы представить её сохранение, ибо разнообразие мыслей, часть из которых внушается греховными страстями, становится источником споров и несогласия, которые подспудно разгораются единственным настоящим нашим врагом – дьяволом. Но истина заключается в том, что Церковь является в первую очередь божественным, а не человеческим институтом. Не мы сами себя позвали к ней, и не другие люди, но существует Единственный, кто зовет и собирает нас в это собрание – Бог. «Не вы Меня избрали, – говорит Спаситель ученикам – но Я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш остался» (Ин. 15:16).

Эта фундаментальная истина подчёркивается и словами, которые мы сегодня слышим из 4-й главы Послания Апостола Павла к Ефесянам, а именно словами о Христе, сошедшем с небес к человеку, и даже к аду сошедшему, приняв смерть, чтобы воскреснуть Самому и с собой воскресить человечество и вернуть нам единение с Богом. Эту истину нам, христианам, следует хорошо осознавать: не мудрец, не пророк, не один из праведников, но Сам Сын Божий сошел с небес, Сам Творец воплотился и стал человеком, чтобы совершить освобождение человека и мира от власти зла. И освобождение это, совершенное Ним в Самом себе, через собрание призванных, которым есть Церковь, Господь даёт всем, кто верует в Него.

Итак, Церковь основана Самим Христом как Его таинственное тело, в котором Он есть Глава, а все верные – члены, части тела. Церковь подобна пиру или свадебному празднику из евангельских притч – Владыка приготовил его и зовёт всех, кто способен услышать приглашение, прийти на праздник, однако условием пребывания в собрании является и собственное приготовление приглашенных. Призвание к собранию зависит от Христа, а вот не опозорить этого призвания, не оказаться на празднике в недостойной одежде – зависит от каждого лично.

Поэтому с одной стороны единство Церкви по её природе не зависит от человека – оно остаётся Единым, Святым, Соборным и Апостольским и во времена гонений и отступничества, и во времена нашествия еретиков, и во времена споров и разделений. С другой стороны, от каждого члена Церкви лично зависит – сохраняет ли он или она единство с Церковью, или, наоборот – через грехи, соблазны, восхищение лжеучением или по каким-то другим причинам отступает от этого единства.

Понимая все это, мы с одной стороны имеем великую радость и вдохновение в том, что Церковь не могут преодолеть врата ада (Мф. 16:18), что она будет оставаться вовек, как собрание верных прихожан вокруг Христа и во главе с Ним. Какие бы испытания и искушения извне или из самой христианской среды не возникали бы, Церковь сохраняет своё естественное единство и святость, потому что они исходят не от людей, а от Бога – Святого и Единого.

В то же время наука Божественного Откровения о Церкви является для каждого из нас предупреждением и предостережением избегать грехов, разделений, лжеучений – всего того, что может нас удалять от единства с Христом. Наша принадлежность к Церкви не является чем-то, что можно получить раз и навсегда, не беспокоясь о том, чтобы прилагать к её сохранению собственные усилия. Напротив, то, что мы являемся членами Церкви, как напоминает нам сегодня Апостол Павел, есть дар от Бога. Но такой дар, за надлежащее использование которого каждый лично ответит перед Хозяином, когда придёт время отчета.

Таланты, которые подаёт Христос, не одинаковы, как не одинаковы виды служения в христианской общине, как не одинаковы люди, которые их принимают. И мера талантов не одинакова – кому их дается пять, кому три, а кому один. Но всякий талант, всякий дар, всякое призвание, когда они произошли от Бога, бесценны, а их должное употребление и умножение – никогда не останутся без вознаграждения.

Поэтому, дорогие братья и сестры, в той мере, в какой это зависит от каждого из нас, должны заботиться о своей собственной живой связи с Церковью, чтобы не превращаться в христиан только по названию, а по жизни – в язычников и неверных. Следует также заботиться о том, чтобы таланты, полученные нами, и наше собственное призвание, какими бы они ни были, – приумножать, достойно совершая путь христианской жизни.

И тогда на нас исполнятся слова Писания, и мы, лично тоже, как свидетельствует Апостол Павел, «придём к единству веры и познанию Сына Божия, у мужа совершенного, к мере возрастания у нас полноты Христовой» (Еф. 4:13). Поэтому призываю всех нас апостольскими словами из Послания к Ефесянам, «чтобы мы не были более детьми, которые колеблются и восхищаются всяким ветром учения по человеческому лукавству и проискам хитрого обольщения, а истинной любовью все возрастали у Того, Который есть глава Христос» (Еф. 4:14-15).

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Николаеве произошел взрыв неизвестного устройства: пострадали 5 спасателей

Сегодня, 24 апреля, в Николаеве при тушении пожара, во время которого произошел взрыв, пострадали 5 спасателей. Как сообщили в...

Актуально