Суббота, 20 апреля, 2024

Чем живет Ставропигия Вселенского патриархата в Киеве: Разговор за кофе с Патриаршим Экзархом

Must Read

В канун Праздника Андрея Первозванного, который считается основателем кафедры Вселенского Патриархата и духовным пророком Киева, «Укринформ» поинтересовался, как живёт храм и верующие патриаршей Ставропигии – миссии «Ставропигия Вселенского патриархата» в Андреевской церкви.

https://i2.wp.com/static.ukrinform.com/photos/2021_12/1639066685-536.jpg?resize=630%2C472&ssl=1

Фото: «Укринформ».

Ждали завершения реставрации в Андреевском, чтобы крестить ребенка…

Я не была в Андреевской церкви после реставрации. Пришла перед службой, и увидела детей, которые радостно ползали по полу, возлюбленному автором храма Бартоломео Растрелли. Если быть точным, пол после Растрелли здесь улучшили, во времена императрицы Елизаветы (когда создавался храм) малыши не ползали по полу храмов с видом хозяев жизни. Но в наше время в христианстве каждая эпоха для верующих комфортнее предыдущих.

В это воскресенье, последнее перед Праздником Андрея, здесь должны были крестить трехлетнего мальчика. Об этом свидетельствовала купель и столик внутри храма.

Я подошла к мамочке, которая держала его на руках. Представилась и спросила, почему они выбрали для крещения именно этот храм?

https://i0.wp.com/static.ukrinform.com/photos/2021_12/1639066657-910.jpg?resize=630%2C472&ssl=1

– Виктория, – представилась она в ответ. – Я ждала, когда завершится реставрация храма. И выбирала между Владимирским собором и Андреевской, но решила, что – Андреевский храм. Ведь кроме прекрасного внешнего убранства здесь прекрасная история.

– Что вы имеете в виду?

– Любой период Андреевской церкви – это символ. Будь то период создания храма, новейший период или настоящее.

Викторию настойчиво потянул её сын Марк, упорно рвавшийся в Алтарь ещё до крещения.

За последние сто лет Андреевская ни дня не была в ведении РПЦ.

Виктория была права. Что ни период, то знаковый. Для меня такой период Андреевского храма – это старт автокефалии. Период, о котором малоизвестно, но Андреевская церковь более ста лет назад была в ведении автокефальных общин. С 1919 года она находилась под контролем автокефального движения, которое в Украине было очень мощным, разноцветным, наивным и трагическим, имел различные форматы, периоды, лиц, допускал ошибки, но, безусловно – следовал за мечтой под названием «Украинская Церковь». Украинская автокефальная православная обосновалась здесь в 1921-1924 гг., здесь были пастырские курсы, государство отобрало церковь у общины уже в 1930-е годы во время развертывания репрессий. А в 1942 году во время оккупации, когда было церковное послабление, здесь снова служила автокефальная церковь, но и её ветвь, статус которой базировался на Томосе в 1924 году для Православной митрополии в Польше. И у неё была определенная каноническая «связь» с Вселенским Патриархатом.

Так или иначе, за последние сто лет Андреевская ни дня не была в ведении РПЦ. И, наверное, это совпадение. Но говорят, что совпадение – одно из имен Бога.

За пару минут до начала службы встретила знакомую, блоггершу, автокефалистку Ларису Васильеву.

– Я не встречала людей, которым бы не нравилась Андреевская церковь. Снаружи она всегда была украшением Киева. Но долгое время, заходя внутрь, я чувствовала боль и тоску от какой-то затаённости церкви в себе, её заброшенности, сиротства и глухой безнадежности на её возрождение, – рассказала мне Лариса. – Все изменилось 13 декабря 2018 года, в день Святого Апостола Андрея, покровителя нашей Матери-Церкви в Константинополе. Я стояла на Литургии Вселенского Престола на склонах Днепра. Воспринималось ли это как чудо? Да. Было глубокое ощущение, что мы стоим здесь, на земле, а на небесах с нами радуются принявшая Христа в Константинополе Княгиня Ольга, Киевский князь Владимир, которого византийцы окрестили в Херсонесе (а он нас – более 1000 лет назад), преподобные Киево-Печерские Святые, которые шли по пути Христового спасения под омофором Константинопольской Матери-Церкви. А также весь украинский народ, жертвенно положивший свою жизнь за Украину. С тех пор моё чувство в Андреевской церкви – это возвращение домой после плена.

Началась Литургия. В Андреевской поют на украинском языке византийские напевы. А я вдруг вспомнила, что тогда, когда в Андреевской были первые общины, была большая волна развития церковной музыки. Николай Леонтович, Кирилл Стеценко. Множество новых хоров, множество вариаций разных произведений. Вряд ли в подвалах Андреевской мы найдём партитуры Леонтовича, но здесь точно есть его дух. Известно, что на первой украино-язычной Литургии в Киеве автор «Щедрика» сам дирижировал, наверное – и здесь бывал. Здесь фантастическая акустика.

– Я пришёл сюда из Московского Патриархата. Последним шагом было то, когда после Томоса РПЦ разорвала отношения с Вселенским престолом, а я, бывая в Европе, всегда чувствовал себя православным Вселенского патриархата, – рассказал мне ещё один верующий Вадим Котенко.

 – То ли на Афоне, то ли в Греции, в Европе. Только Ставропигия открылась, я с первого дня здесь. И признаюсь, я следил за страницами Ставропигии. Нам в МП часто говорили, что «бездуховное мероприятие», но там храмы полны. То ли Италия, и не только Рим, но и туристические городки – полные храмы. Или Париж, Монмартр – полные храмы. И когда пришел сюда, почувствовал сердце Константинополя.

https://i2.wp.com/static.ukrinform.com/photos/2021_12/1639066775-241.jpg?resize=630%2C472&ssl=1

Фото: «Укринформ».

Разговоры за ставропигиальным кофе питием.

– Не надо мазать меня куском, – возмущался трёхлетний Марк и отворачивал головку, пока священник пытался поставить крестик на лбу и ручках. Он довольно спокойно совершил крещение (на этот раз крещение было частью литургии, а не совершалось как отдельный обряд), но последний этап – миропомазание – показался ему лишним. Впрочем, как это часто бывает после «печати» Святого Духа (миропомазание называют печатью Святого Духа), успокоился, приветливо улыбнулся церковной общественности и удовлетворенно пошел на руки Экзарха, представителя Вселенского Патриарха Епископа Михаила, обнесшего его в алтаре вокруг престола. Так принято, когда крестят ребят.

Собственно литургия подходила к концу. И по традиции, по завершению люди собрались на кофе в стилобатной части храма.

– Владыка, скоро праздники, много разговоров на церковную тему, и представляю, как меня будут спрашивать, мол, почему православных в мире меньше, – спрашиваю я (и слышу, как Вадим по ходу включается в разговор и в шутку спрашивает: а сколько мне надо и как много должно быть)…

– У меня нет ответа на этот вопрос. Дело не в количестве, ведь Церковь – это не статистическая база данных. Число не отменяет одной простой истины. Церковь – одна и единственная. Определенные исторические реалии, к сожалению, привели к тому, что есть разделение, есть люди, которые не находятся по разным причинам в Евхаристическом общении. Но наличие тех людей, которые находятся вне общения с Православной церковью, всегда учитывается. Или на западе или на востоке, на любом континенте, православные, католики, протестанты – Люди, которые верят во Христа – они христиане. Именно поэтому существует межхристианский диалог. Протестанты любят шутить над нами, мол, на вопрос «Верующий ли вы? наши люди отвечают: я – православный. Наш покойный ректор на Волыни отец Петр Влодек, где я начинал учёбу, когда просил нас остаться вечером на пение, шутил: семинаристы остаются, а верующие могут идти. Таким образом, он пытался в шутку обезопасить нас от формализма, осознания собственной эксклюзивности.

https://i0.wp.com/static.ukrinform.com/photos/2021_12/1639066876-208.jpg?resize=630%2C472&ssl=1

Епископ Команский Михаил (Анищенко). Фото: «Укринформ».

– А ещё была шутка. Когда в раю Апостол проводил кому то экскурсию, то говорил: а тут тихо. Ибо здесь находятся православные, и они думают, что они здесь одни, – вспоминаю я.

– По моему мнению, сам факт существования подобных печальных шуток – тоска по потерянному единству. Если задавать вопросы серьезно, то восстановление единства – это цель. Понятно, что трагическое разделение произошло не среди наших дней, и мы сейчас переживаем последствия произошедших событий многие столетия до нас. Но вместе с тем, мы можем прилагать усилия на всех уровнях церковного сообщества, чтобы с помощью Бога это единство приблизить. Для этого существует диалог и соборное управление Церковью. Раньше не существовало разделения, была одна христианская Церковь. К примеру, мы учитываем фактор, что сейчас нет евхаристического общения с Западной церковью. В то же время почитаем постановления Вселенских Соборов (которые никто не отменял), и мы увидим, что там чётко разъяснена система административного устройства Христианской Церкви, в том числе и место кафедры Старого Рима. Следовательно, существующее разделение – это печальная реальность, но мы всё также призваны прилагать усилия для исправления ситуации, насколько это возможно. Что касается православия…. В 2016 году состоялся Большой Всеправославный собор. Это не был Вселенский собор. Подготовка к этому собору продолжалась более 50 лет, и на нём рассматривались вопросы, которые необходимо было согласовать для всех поместных православных церквей.

– А православие выживет, и будет развиваться без всеправославных соборов?

– Соборы – не плановое мероприятие типа «собор для собора», они проводятся не для, «а давайте проведём собор». Соборы проводят, в случае необходимости. Потребность есть? Проводим собор. Когда не было потрясений для Церкви в плане догматическом, соборы не собирались. А если бы не было важных вопросов, то, может, и не собирались бы. Когда стали собираться соборы? Когда возникли ереси, арии-нестории и тому подобное, тогда собирались Епископы и говорили: у Церкви есть проблемы, тело Церкви страдает, люди страдают, нам нужно дать оценку и ответить. Это происходило, когда появлялись потребности выразить догматические истины. Но вместе с тем были административные, дисциплинарные вопросы, которые решались на соборах. По сути, многие вопросы можно решить простым собором, но собор называется Вселенским, потому что его акцептует вся Церковь. Вселенские соборы не имели такого статуса во время проведения, этого статуса они приобрели в истории впоследствии, учитывая их значение для всей полноты Христовой Церкви. На соборах рассматривались также административные и дисциплинарные вопросы жизни определенных епархий в некоторых странах. Если мы уже все собрались, то давайте решим и это. И эти аспекты второго порядка, которые выносились на вселенские соборы, не имели догматического значения. Если они имеют технический характер, то впоследствии могут меняться, если в этом нуждается Церковь. Например, в Литургическом плане – та же ситуация. Существует очень много чинов Божественной Литургии, которые использовались в разных странах в разное время. А сейчас в православной церкви так сложилось исторически, что у нас используются такие чины: Иоанна Златоустого, Василия Великого, апостола Иакова (очень редко и не везде) и Литургия Преждеосвященных даров. Технически нет препятствий служить и другим. Но для всеобщего употребления, Церковь приняла именно такие чины. К чему я? Что даже внешне Литургические чины могут изменяться, неизменным остаётся одно – смысл и результат, в данном случае Тело и Кровь Христовы. Но всё это делается согласованно, и только в том случае, если в этом нужда и польза для Церкви.

https://i0.wp.com/static.ukrinform.com/photos/2021_12/1639066896-329.jpg?resize=630%2C472&ssl=1

Епископ Команский Михаил (Анищенко). Фото: «Укринформ».

– Как сегодня, когда вы совершили крещение, частью службы?

– Крещение может совершаться так, как вы видели сегодня, это часть Литургии.

Так же венчание. Вот символическая чаша вина, которую дают паре. Почему так? Ибо в давние времена молодожены причащались первыми от единой Чаши. И этим подчеркивалось, что все Таинства Церкви Евхаристийноцентричны – всё вокруг Евхаристии. Церковь существует и на базе Евхаристии. Евхаристия – центр. Без неё нет Церкви как таковой. Всё питается от Господа Иисуса Христа. Евхаристию совершает не священник сам по себе. Он Глава евхаристического собрания. Литургию совершает вся община во Главе со священнослужителем. Давайте откроем молитвы Литургии и почитаем. «Мы тебя просим». «Мы тебя хвалим». «Мы тебе приносим», то есть все молитвы обращены к Богу от общества. Священник приносит от себя молитвы лишь о том, чтобы Господь не посрамил его в служении за его недостойность и грехи. Именно поэтому я лично являюсь сторонником, чтобы все люди, которые молятся на Божественной Литургии, готовились и причащались. Мы же пришли, собрались, просили у Бога дать нам Тело и Кровь Христову – и Господь дал нам. Просили? Держите.

У нас на службе большинство верующих причащаются, сознательно готовясь. Но здесь возникает ещё один вопрос – вопрос сознательной христианской жизни верующего христианина.

Я видел исповедь в Греции и Европе, в частности в Нотр-Дам де Пари, и мне это нравилось.

– У вас во время Литургии исповеди не совершается?

– Исповедь происходит раньше, другого дня. Это часть Литургической жизни нашего храма. И оно диктуется своим опытом. Я когда-то начинал служить на Волыни. Помню, как во времена Великого поста, когда идут сотни людей, исповедь превращается в конвейер. Когда в храме до двух тысяч человек, Литургия ограничена во времени, всё сводилось к тому, что священник читает молитву. Не знаю, сколько пользы людям, но и самого священника это приучает к формализму. Исповедь в таком варианте воспринимается как билетик к Причастию. У нас человек может исповедоваться через неделю, через месяц. Когда нуждается. В Греции священник и человек садятся вместе и беседуют. Смотрят в глаза друг другу, потому что эмоциональный контакт очень важен. И это очень помогает человеку. Я увидел в Нотр-Дам де Пари практику исповеди, которая мне очень понравилась. Там были импровизированные исповедальни в форме стеклянных кубов, на уровне лиц – напыление, матовые линии. Понятно, что сидят два человека. Они сидят за столом, но не видно – кто, не видать эмоций, но понятно, что происходит исповедь. Модерновые исповедальницы – кому-то это может показаться странным. Но как концепт очень интересны. Это личное общение. Никто не подпирает: давай бегом-бегом. Кстати, в древние времена была практика, а в Греции сохранилась она и по сей день, что священник имеет право исповеди только через несколько лет служения с разрешения своего Епископа, когда он уже приобрел опыт. И в этом свой смысл. Я прикладываю его к себе, я стал священником в 22 года – в это время мы ещё ребята, которые играют в футбол. Что мы можем посоветовать или чему научить? То есть технически понятно, что в любом возрасте священник может исповедовать, но речь идёт о глубинных смыслах и качестве исповеди.

https://i2.wp.com/static.ukrinform.com/photos/2021_12/1639066925-727.jpg?resize=630%2C472&ssl=1

Фото: “Укринформ”.

В церкви нет никого и ничего, кроме Христа. И она его «раздаёт» верным на каждой Божественной Литургии.

– Но я постоянно подчеркиваю личную ответственность верных. Человек несёт ответственность, он сам должен смотреть на свою душу. И это возможность для человека расти в личном плане. Не нужно бояться брать ответственность на себя перед Богом. Господь дал нам свободную волю, свободный разум и мы должны сами решать. Я причащаю. Предупреждаю, порекомендую, спрашиваю, готовился ли человек. Но если человек крестный, не имеет препятствий и настаивает – я его причащу. Хочет ли человек, осознающий свою ответственность? Говорит: хочу. Я скажу: пожалуйста.

Кстати, в древности была практика: люди, которые не причащаются на Литургии, за которой молились – осуждались, мол – таким поступком они показывали, что Евхаристия не действительна. А Епископы, приходившие на службу, но не готовившиеся к Причастию, шли после чтения Евангелия. Оставляли общину перед евхаристическим каноном, чтобы у верующих не возникало мнений, что они не признают истинной Евхаристию. Ошибочное мнение, что священник – посредник между человеком и Богом. Единственный посредник между Богом и человеком – Господь Иисус Христос. Священнослужитель – Глава евхаристической общины, которую, в сущности, поручила ему церковь. И он может реализовать свои благодатные полномочия, власть только – в Церкви и для Церкви, в её пользу. В Церкви нет никого и ничего, кроме Христа. И она Его «раздаёт» верным на каждой Божественной Литургии. Всё очень просто. И тогда священнослужитель понимает, что он не церковный нобил, а в Церкви только несёт послушание, это то, что Церковь ему поручила…

– А вот существует такая молитва задержания, которую часто практикуют православные, – переспрашивает одна девушка.

– Ну, «задержка» – это значит, что мы его (зло) задерживаем, а не отменяем. Мол, приходи, но позже? – шутит Экзарх. – Молитв очень много. Молитвы написаны поэтическим языком, написаны как образец. Почему в молитвослове много молитв святых отцов? Не потому, что святые отцы становились и молились именно этими текстами. Может, у него была одна молитва. А это предложение – как следует разговаривать с Богом. Можно молиться и своими словами, никто этого не возбраняет. Но когда мы молимся своими словами, то молитва часто сводится к бытовым просьбам. Молитва же по образцу святых отцов учит нас уделять внимание духовному состоянию. Исправлению. И дай и помоги, но основной акцент – на исправлении.

– Вот часто звучит фраза: три года назад Украина сделала церковный европейский выбор…

– Европейский церковный выбор – не понимаю, о чём идёт речь. Выбор – либо церковный, либо нет. Всё.

– Есть шанс Православной церкви Украины выстоять, несмотря на такое количество нападок, отсутствие ресурса, как у оппонента, традиции новейшего богословия?

– Православная церковь Украины развивается, её автокефалия уже признана четырьмя поместными Церквами, другие поместные Церкви (за исключением одной) не разрывали общение с уже признавшими. Так что логическую цепочку каждый человек может продолжить сам. Украинская церковь – не отдельная структура, это та же Христова церковь в Украине. Просто административно она является отдельной единицей. Я бы не употреблял слово «устоять»: Церкви Христовой более 2000 лет она всё преодолеет. Я бы очень осторожно употреблял термин «новейшее богословие», дело в том, что в Церкви богословия, как и догматы, не изменяются. Изменяется форма изложения, подачи, но никогда не меняется сама суть. Скорее говорил бы о развитии и внедрении новой формы повествования. Конечно, когда есть мощности у молодого поколения для обучения за рубежом, у учёных для создания книг это облегчает путь.

https://i1.wp.com/static.ukrinform.com/photos/2021_12/1639067050-434.jpg?resize=630%2C472&ssl=1

Кофейня в Ставропигии Вселенского Патриархата в Киеве. Фото: «Укринформ».

– Вы недавно издали книгу о фигуре и служении Патриарха Варфоломея для Украины и украинцев. Будут ли ещё наработки?

– Мы готовим к печати катехизис, заключенный Владыкой Сотирием, Митрополитом Писидийским. Книга вышла на греческом, турецком, русском языках, будет и на украинском. Её переводят, и она будет издаваться в Киеве. Она отличается формой подачи. Здесь пространно и просто представлены главные ответы на вопросы. И главное: мы будем распространять её, насколько у нас хватит ресурсов, бесплатно, в том числе и в электронном формате. Это запланированное приношение для украинского общества. И предусмотрено, что катехизис будет выдаваться по лицензии Creative Commons, то есть любой сможет взять его, дополнить, усовершенствовать, переиздать, но распространять – на тех же условиях.

– Как в современный мир вписать Священные Писания?

– Не надо вписывать. Священное Писание – не от мира сего. Поэтому он никогда не сможет в него вписаться, оставшись собой. Оно позволяет тем, кто живет согласно ему, становиться «закваской» для перемен. Не нужно менять мир. Он сам отчасти и медленно изменится. Ни в коем случае никому ничего не нужно навязывать. Христианство в меньшинстве. По моему мнению, идиллическая симфония (принцип осознанного согласия сотрудничества и гармонии государства и церкви – ред.), во-первых, на практике не может быть реализована, во-вторых, по моему мнению, в ней нет нужды, ведь тогда будут всегда существовать риск и соблазн вмешиваться в дела друг друга. Больше чудес, когда происходило? Когда церковь была гонима. Когда церковь преследовали. Тогда люди искренне молятся. Мы должны быть светом миру. А дальше кто хочет, пусть придёт, не хочет – мы не можем силовать, не можем спасти всех. Мы можем засвидетельствовать Христа своей жизнью, своей верой и помощью, но есть личный выбор человека.

– Вам нравится украинское церковное население?

– У меня лично субъективно есть вопросы.

– В какую сторону улучшать?

– Отходить от формализма. Приобретать большую осознанность в церковной жизни и не забывать, что кроме того, что мы православные, мы, прежде всего христиане.

– Владыка, некоторые мои друзья будут праздновать Рождество дважды. Один раз – по новому стилю, другой – по старому стилю. Немного уклонения от дисциплины, но я считаю, что на пути перехода на новый стиль оно оправдано. Тем более что государство 25 декабря дало выходной с явным намёком на новоюлианский стиль. Они и постились, начали раньше. Будет ли служить на Рождество 25 декабря в Ставропигии?

– Ох, снова эта календарная тема, (улыбается). Ну, у нас в верхнем главном храме служится по старому стилю. А в нижнем храме – за новым. Поэтому да, на Рождество по новому стилю там будет служба.

В общем-то, календарь – это лишь инструмент для измерения времени, и он не имеет догматического значения. По какому календарю удобнее жить конкретной поместной Церкви, по которой она и живёт.

– Ещё, Владыко, трезвая вера всегда учит понимать, где в церковном предании святая правда, а где святой миф. Так стоял ли Апостол Андрей на Киевской горе и предрекал, что здесь воссияет Благодать?

– Думаю, это тема для пространных исторических исследований и не может вместиться в формат короткой беседы за кофе, (смеётся). Во время визита в Украину в августе этого года Его Всесвятость Вселенский Патриарх Варфоломей подарил нам часть мощей Апостола Андрея, которые будут постоянно пребывать в Ставропигии. Вскоре мы их выставим в честь. Не могу утверждать, был ли Апостол лично здесь, но он здесь теперь точно есть.

Источник: Лана Самохвалова / «Укринформ».

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Нидерланды безотлагательно выделяют более €200 млн в помощь Украине: на что пойдут средства

Нидерланды безотлагательно выделяют более 200 млн евро на военную помощь Украине. Об этом в пятницу, 19 апреля, во время...

Актуально