Домой Новости Говорун о Синоде РПЦ: Раньше Патриарх Феодор был раскольником, а теперь стал...

Говорун о Синоде РПЦ: Раньше Патриарх Феодор был раскольником, а теперь стал «блаженнейшим»

Известный богослов Архимандрит Кирилл Говорун прокомментировал заявление Синода Русской православной церкви от 28 января 2022 года, которое появилось сразу по синодальному постановлению 29 декабря 2021 года, и попыталось переоформить каноническое присутствие РПЦ на Африканском континенте.

Между двумя синодальными заседаниями прошел месяц, но как заметно изменилась тональность их решений. Очевидно, что декабрьское определение было импульсивным, а январскому определению, уже предшествовала какая-то рефлексия.

Говорун напомнил, что в декабре, согласно Синоду РПЦ, Александрийский Патриарх Феодор был раскольником, а в январе уже нет. Потому что раскольников не называют «их блаженствами»: в декабре Феодор был просто «патриархом», а в январе – уже «блаженнейшим патриархом». Тогда его «уклонение в раскол» было постулировано как факт, а сейчас об этом – ни слова.

«Таким образом, раскол пока отменили, и это хорошо. Хотя всё равно, лёгкость, с которой раскол то объявляется, то отменяется, впечатляет. Всё же Синодальные решения – это не публицистика», – пишет богослов Кирилл Говорун.

«Декабрьская риторика – наступательная, а январская – оборонительная. Синод (РПЦ, – ред.) будто оправдывается, за своё декабрьское решение – мол, немного погорячились. То «непростое решение», как сказано, «отнюдь не выражение претензии на каноническую территорию древней Церкви Александрийской». Ключевым я вижу в этой фразе слово древней. Возможно, испугались, что в импульсивном порыве нечаянно отменили правила Вселенских соборов, однозначно защищающих суверенитет этой древней Церкви. А может быть, испугались возможности реанимации института пентархии с его судебными возможностями».

«Новая риторика Синода могла рассматриваться как положительный сигнал, если она соответствует реальности. А реальность такова, что создание епархии на чужой канонической территории – это и есть выражение претензии на каноническую территорию другой церкви, потому что епархия – это не виртуальная категория (в отличие от экзархата, например), а территориальная. Нет территории – нет епархии. Есть епархия – должна быть и территория», – говорится в сообщении богослова.

«Я сам критикую принцип территориальности как относительное новшество, введенное в Церкви на Никейском соборе (6-е правило которого этот принцип как раз и вводит) и окончательно закрепленное на Трульском соборе. Однако всё равно этот принцип уже достаточно давний, чтобы его просто так не исключать. Чего не скажешь о принципе «канонической территории», который является ново делом и нигде не упоминается до ХХ века. Этот принцип вводится в канонический дискурс в результате образования национальных государств и споров о статусе диаспоры, возникающих как результат массовой миграции православного населения на Запад. Чтобы спасти этот ново дел, Синод в ходе дела создаёт новый канонический ново дел – «каноническую защиту». Он больше напоминает современные военно-политические союзы типа НАТО или ОДКБ, чем что-либо из древних церковных традиций. Очевидно, что в основе этой канонической новеллы – геополитическое мышление, а не каноническое», – заметил Говорун.

«Ну и последнее: в синодальном обосновании сказано, что «многие священнослужители» Александрийской церкви «публично выступили в защиту канонической Украинской Церкви». Если честно, не припомню ни одного такого публичного выступления. Да и удивительно ждать от тех, кто сам ещё до любого украинского вопроса находился в расколе со своей церковью, а потом некоторые из них решили присоединиться к РПЦ, из-за «несогласия с явно незаконным решением своего Предстоятеля», поэтому они «не захотели быть в каноническом подчинении тому, кто встал на путь раскола». Да, не все присоединившиеся были раскольниками, но вряд ли найдется хотя бы один, кого интересует каноническая ситуация в Украине», – подытожил Архимандрит Кирилл Говорун.

Напомним, ранее религиозный эксперт Александр Ефременко отмечал, что «экзарх РПЦ в Африке» несёт ересь, завернутую в российскую обертку.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Exit mobile version