Суббота, 20 апреля, 2024

Григорианский календарь для церкви в Украине и Календарные дискуссии XVII века

Must Read

Сейчас в Украине встал вопрос, по какому календарю – старому юлианскому или Ново юлианскому, который ближе к григорианскому стилю, должны верные восточного обряда (Православные и Греко католики) праздновать религиозные праздники, в частности Рождество Христово. По крайней мере, среди верующих Православной церкви Украины (ПЦУ) и Греко католиков есть люди, даже отдельные архиереи, которые совершенно не возражают перейти в ново юлианский или григорианский календарь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Стоит сказать, что этот вопрос среди преданных прихожан восточного обряда в Украине и Беларуси поднимался и раньше. Так, дискуссия по церковному календарю развернулась ещё в 40-х годах XVII века. И инициировал ее Кассиан Сакович (1578-1647) – один из выдающихся украинских интеллектуалов того времени.

Этого деятеля у нас знают, прежде всего, как автора «Стихов на жалобный погреб … Петра Конашевича-Сагайдачного». Стихи, которые написаны, озвученные и опубликованы в 1622 году. Это один из лучших образцов тогдашней украинской поэзии.

Изображение рыцаря с самопалом (герб Войска Запорожского) в книге Кассиана Саковича «Стихи на жалобный погреб благородного рыцаря Петра Конашевича Сагайдачного» (1622 г.).

Автор, прославляя гетмана Конашевича-Сагайдачного и запорожских казаков, сравнивал их с героями древности, а также обращался к идеям античных философов. Фактически это было новое слово в украинской поэзии.

Сакович известен и как один из первых пропагандистов среди философов ренессансного направления аристотелизма в Украине. В 1620 году он составил и издал сочинение под названием «аристотелевские проблемы …» Кстати, спонсором этого издания был известный защитник православия, волынский чашник Лаврентий Древинский. В 1625 году Сакович, издал еще одно произведение, написанное в духе ренессансного аристотелизма «Трактат о душе …». В то время этот деятель работал ректором Киевской братской школы, а позже проповедником в Люблинском православном братстве.

Будучи довольно образованным человеком, Сакович встречал неприятие в среде православных консерваторов. В конце концов, он перешел в лагерь сторонников унии, поспособствовав такому же переходу и двум выдающимся украинским деятелям культуры – Мелетия Смотрицкого и Кирилла Транквилиона-Ставровецкого. Он и его соратники надеялись, что в униатском лагере им удастся легче и лучше реализовывать свои просветительские идеи.

Календарная дискуссия

Саковича не удовлетворял различный «абсурд», существовавший в среде православных. К сожалению, с таким «абсурдом», он встретился и среди сторонников унии. Одним из таких «абсурдов» мыслитель считал соблюдение старого юлианского календаря.

Инициаторы унии с православной стороны, епископы Ипатий Потий и Кирилл Терлецкий, ведя переговоры с римской курией в 1595 году, обусловили, соединение с католиками верование восточного обряда в Украине и Беларуси, которое строго направлено на юлианский календарь.

И все же среди образованных сторонников унии и даже православных, были люди, понимавшие, что нужно следовать григорианскому календарю. Собственно, одним из них был Сакович. В 1640 году он подготовил произведение «Старый календарь …», где указывал на ошибки юлианского календаря.

Произведение в рукописной форме был подан на рассмотрение в Виленский Свято-Троицкий монастырь. На этом мероприятии присутствовали представители высшего униатского духовенства – митрополит Антоний Селява, архимандрит этого монастыря Алексей Дубович и другие. При этом Алексей Дубович, получил благословение от митрополита на печать этого произведения. Опубликован «Старый календарь …», который был прочитан и одобрен. При одобрении, тоже присутствовал митрополит Антоний Селява. Даже противник Саковича Турово Пинский, епископ Пахомий Война Оранский, восприняли это произведение, хотя им не нравились острые высказывания автора по несоответствию в юлианском календаре. Казалось, был сделан серьезный шаг в плане подготовки к внедрению григорианского календаря.   

Однако такая позиция, которая заключалась в осуществлении календарной реформы, не принималась многими адептами унии. Они стремились сохранять свою «униатскую идентичность», отделяя себя от католиков.

Словом, Сакович не нашел понимания в лагере сторонников унии. Это стало толчком для его перехода в состояние католиков, что он и сделал в 1641 году. Сакович писал: «Я оставил обман, ложь и суеверие греко-русское, об уничтожении которых не беспокоится униатская власть, а тех, кто хотел искоренить их, преследуют. Я, к сожалению, на себе испытал это, когда из-за издания книги обнаружил их видимую ложь в календаре, а затем показал им небольшие ошибки и блуди … За это меня преследовали до полусмерти».

Фрагмент карты Украины 1648 год.

Уже, будучи католиком, в 1642 году Сакович пишет и издает полемическое сочинение «Перспектива …», где он подверг критике различные «абсурды» как в православной, так и в униатских церквях. Не обошёл он вопрос и календаря. В то же время писатель-полемист выступал за развитие образования. Он, в частности, хвалил православного киевского митрополита Петра Могилу за его культурно-образовательную деятельность.

«Перспектива …» Саковича, вызвала критику и со стороны православных, и сторонников унии. Православные ответили объёмным произведением «Лифос, или камень …».

С униатской стороны против Саковича с рядом своих произведений выступил Дерманский архимандрит Иоанн Дубович. Один из них назывался «Календарь истинной Христовой Церкви», где, разумеется, поднимались календарные вопросы. Остро критиковал Саковича, уже упоминавшийся епископ Пахомий Война Оранский, который выпустил против него полемическое сочинение «Зеркало, или завеса …». Именно он среди униатских владык, являлся наиболее ревностным защитником юлианского календаря.

И православные, и сторонники унии, критикуя Саковича, часто прибегали к его компрометации, оскорбительных высказываний. То есть идеи мыслителя, в том числе мнение о необходимости принятия григорианского календаря, не воспринимались.

В целом же униатские и православные среды в Украине середины XVII века оказались слишком консервативными.

С тех пор прошло немало времени. Есть надежда, что этот консерватизм уменьшился. И верующие, которые являются сторонниками восточного обряда в Украине, все же решатся на то, чтобы отказаться от старого юлианского календаря.

(Впервые эта статья профессора Петра Кралюка была опубликована на сайте Радио Свобода в декабре 2019года).

Источник: Радио Свобода. Петр Кралюк – председатель Учёного совета Национального университета «Острожская академия», профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Фейки о мобилизации: разоблачена российская ложь относительно якобы банковских ограничений для уклоняющихся

В российских Telegram-каналах распространили скриншот, где якобы в приложении Monobank сообщают об ограничении оплаты определенных услуг для уклонян в...

Актуально