Четверг, 28 марта, 2024

Грузинский богослов напомнил, как Сербская церковь получила автокефалию от Вселенского Патриархата

Must Read

Магистр канонического права, богослов Николас Гургенидзе обратил внимание на тот факт, что Сербская православная церковь отказывается от признания Автокефальной церкви Украины, хотя она сама была почти в такой ситуации и прошла тот же процесс. Сербская Церковь также получила автокефалию от Вселенского Патриархата, о чём сохранился соответствующий Томос.

Ниже приводим перевод Духовного Фронта Украины с грузинского языка сообщения богослова Николаса Гургенидзе.

Как мы все помним, 6 января 2019 года Украинская Церковь получила автокефалию от Вселенского Патриархата. Этому предшествовало несколько лет подготовки, как это было почти в каждой церкви. В целом следует отметить, что исследуя историю славянских церквей, вы натолкнетесь на много интересных фактов. Теперь вкратце рассмотрим дело Сербской церкви, как она получила автокефалию и какую процедуру прошла.

Начнём с того, что ни Сербская церковь, ни какая-либо другая поместная церковь не имеют права судить решение Вселенского патриархата или какой-либо другой церкви. Эта привилегия принадлежит только Вселенскому Собору, а не святым синодам поместных церквей. Все церкви обязаны принимать решения одна за другой или если они не согласны обратиться к Первому Престолу и требовать собрания для рассмотрения этого вопроса. Следует отметить толкование Закона XIV Антиохийского Собора великим канонистом Федором Вальсамоном, где он утверждает, что указ Всемирного Патриархата пересмотру не подлежит. Это потому, что Вселенский Патриарх созывает «Эндимус – патриарший совет», который получил привилегии Вселенских конгрегаций, поэтому он придает автокефалию и патриархальный статус другим церквам и судит всех и все. Кроме того, Закон V Никейского собора, касающийся управления епархиальными церквями в целом, предусматривает, что ни один епископ не должен судить указ другого епископа, поскольку это только привилегия общины.

Давайте посмотрим на процесс, через который прошла Сербская церковь: всё началось, когда ватопедская (впоследствии хиландарская) монах Савва в 1217 году начал исследовать возможную автокефалию Сербской Церкви. Сербия того времени была ещё одной из обычных епархий Вселенского Патриархата. В 1219 г. он прибыл в Никею со своим окружением и встретился с римским императором Феодором I Ласкарисом и Вселенским патриархом Мануилом I, где попросил его предоставить автокефалию Сербской Церкви. Они даже выдвинули кандидата, который стал бы архиепископом новой автокефальной церкви в Сербии. Вселенский Патриархат согласился на это предложение и на кандидатуру Архиепископа Саввы. После 10 лет подготовки в 1229 году Вселенский Патриарх рукоположил монаха Савву на Архиепископа Сербии и предоставил автокефалию, объявив Печ резиденцией (центром) Церкви.

Спустя столетие король Сербии Стефан Душан поднял вопрос о повышении Сербской церкви до патриаршего статуса. Затем в городе Скопье в 1346 году, не допрашивая Вселенского Патриархата, он созвал совещание с участием патриарха Тирновского Симеона, Архиепископа Охридского Николая и Архиепископа Пена (то есть главы Автокефальной церкви Сербии) Иоанна. Кроме того, на встрече присутствовали также представители Святой Горы Афон. На этом собрании было принято незаконное решение. Также был самовольно повышен Архиепископ Пецкий Иоанн в сан патриарха и провозглашена Сербская церковь патриархатом. Из-за сложной ситуации в Константинополе немедленной реакции не последовало.

В 1351 году Вселенский Патриарх Каллист I созвал знаменитый IX Вселенский собор (одобривший учение св. Григория Паламы и осудивший учение Варлаама Калаброса), где Сербская церковь и король Сербии Стефан Душан были подвергнуты анафеме за его антиканонические действия. После этого постановления вся Сербская церковь оказалась в расколе. После смерти Стефана Душана в 1355 году из Сербии во Вселенский Патриархат было отправлено письмо с просьбой о диалоге и возвращении в каноническую церковь. После многих лет диалога, в 1371 году Вселенский Патриарх Филофей I созвал патриаршее собрание и вернул Сербскую церковь в каноническую, но вопрос об их перерукоположении (повторные хиротонии), конечно, не стоял в повестке дня. В 1375 году Вселенский Патриарх прочёл молитву о снятии анафемы с гроба анафемированного Стефана Душана, таким образом, завершив раскол Сербской Церкви. В 1453 году автокефальные церкви Сербии и Тырново требовали отмены автокефалии и повторного подчинения Вселенскому Патриархату, подтвержденного Вселенским Патриархом Геннадием Схоларием. Отмена двух автокефальных церквей произошла не сразу, но процесс длился несколько лет.

В 1830 году Османская империя, в политических границах которой находилась Сербия, предоставила политическую автономию, в которой сербы считали это шансом получить церковную автономию и обратились к Вселенскому Патриархату. В 1831 году Вселенский Патриарх Анфимос III созвал Собор Эдимуса, предоставившего церковную автономию Сербской Церкви. В 1878 году Сербия обрела полную политическую независимость, что побудило Президента Сербии Милана Обрену и Митрополита Белградского Михаила снова обратиться к Вселенскому престолу с требованием автокефалии. В 1879 г. Вселенский Патриарх Иоаким III созвал патриаршее собрание и предоставил автокефалию Сербской церкви, где были тщательно определены предпосылки, в том числе отстранение святого Мирона с Вселенского престола. Он также строго определял церковную юрисдикцию, распространявшуюся на Белград, Жику, Шабац и Негодин. Новый предстоятель Сербской Церкви мог обращаться к Вселенскому Патриархату за поддержкой в ​​случае необходимости. В 1879 году в Томосе об автокефалии Сербской церкви были определены те же предпосылки, что и в 2019 году в Томосе об автокефалии Украинской Церкви. В 1919 году Соединенное Королевство Сербии вновь обратилось во Вселенский Патриархат, на этот раз с просьбой о патриаршем достоинстве. В 1922 г. решением Всемирного Патриархата Сербская церковь была удостоена патриаршего достоинства.

Что касается выводов, то следует сказать:

1. Ни одна церковь не имеет права судить решение другой церкви, особенно Вселенского Патриархата, имеющего каноническую привилегию предоставлять автокефалию любой церкви самостоятельно;

2. Сербская церковь годами находилась в расколе из-за своих антиканонических действий, которые Девятым Вселенским Собором были анафемированы (признаны многими святыми отцами);

3. Они не были повторно рукоположены по возвращении в каноническую церковь;

4. Сербская церковь получила автономию, автокефалию и патриархальную честь от сербской политической элиты;

5. Предпосылки, определенные патриаршим и синодальным томами, были подобны тем, что записаны в томах автокефалии Украинской Церкви (Мирон, Диаспора и др.);

Наконец возникает вопрос: какое право после всего этого Сербская церковь не признавать автокефалию Украинской церкви?!

P.S. Было бы, пожалуй, хорошо, если сербы могли внимательнее читать историю своей страны и церкви.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Севастополе оккупанты готовятся отбивать атаки украинских ДРГ

В Севастополе российские оккупанты проводят подготовку к отражению атак украинских диверсионно-разведывательных групп. Об этом говорится в сообщении украинских партизанов движения...

Актуально