Домой Новости «И дальше будет работать, как филиал ФСБ». УПЦ МП хочет удержать прихожан,...

«И дальше будет работать, как филиал ФСБ». УПЦ МП хочет удержать прихожан, обойти закон и выжить во время войны — религиоведение

27 мая Украинская православная церковь Московского Патриархата якобы приняла решения, которые должны закрепить полную самостоятельность и независимость УПЦ МП от русской церкви.

Предстоятель Православной церкви Украины Митрополит Епифаний заявил, что принципиально устав УПЦ (МП) не изменился, потому что «независимость и самостоятельность в управлении» церкви была провозглашена ещё в 1990 году, а «де-факто связь УПЦ с Москвой остаётся».

В интервью Радио НВ религиовед Ирина Богачевская объяснила, почему Епифаний прав.

– Как расценивать решение УПЦ МП? Это громкие заявления по требованию времени или желания отойти от Москвы? Или нам просто замыливают глаза сложными формулировками, а впоследствии нам можно будет услышать, что совсем не то имели в виду?

— С точки зрения эксперта, к сожалению, не совсем такая радостная картина, как хотелось бы. Дело в том, что состоялось собрание. Почему я говорю собрание, потому что статус собора достаточно условен, он под вопросом. Чтобы это был собор, нужно было выбирать делегатов по определенной процедуре, а этого сделано не было.

Почти каждый пункт декларации разобран специалистами: везде это, если использовать формулировку товарища Ленина, шаг вперед, два шага назад. Они продекларировали тот статус, который у них с 1990 года. Ни слова об автокефалии, ни слова о том, что они прерывают общение с РПЦ, нет.

Глава церкви – Митрополит Онуфрий не вышел из синода. Более того, церковь не обратилась к РПЦ.

Документы. [Они] говорят: «Мы изменим статус». Но хотя бы проект к изменению устава можно было бы как-то подать на суд гражданскому обществу Украины.

Речь идёт о том, что церковь выполняет свои задачи. Здесь уже интереснее: какие задачи?

Первая задача. Как известно, с начала войны идет массовый переход приходов в ПЦУ. Цифры какие? За время, прошедшее после создания ПЦУ, около 700 приходов перешло в ПЦУ из МП. Сейчас за три месяца — уже 300. То есть процесс приобретает неуправляемый характер. Паства голосует ногами. Православные украинцы не согласны ходить в церковь, которую благословляет агрессор.

[Декаларация] — это, знаете ли, слабое заявление о намерениях, не подкрепленное, к сожалению, действиями. По плодам узнаете дерево, говорится в Библии. А какие плоды? Первый плод — они впоследствии собьют переход верующих в ПЦУ, как единственную на сегодняшний день автокефальную, действительно независимую Православную церковь Украины.

– Второй пункт – оправдание войны в Украине?

— Здесь даже не оправдание войны в Украине, нет! Здесь другое. Второй пункт: они пытаются обойти проекты законов, которые находятся в Верховной Раде на утверждении.

— То есть УПЦ МП хотят запретить, так что «давайте не будем называться МП, забудем эту аббревиатуру»?

– Да! И теперь, даже если Верховная Рада примет закон о запрете деятельности УПЦ МП как религиозной организации, которая имеет руководящий центр в государстве-агрессоре, они скажут: «Нет, мы же сказали, что у нас центр здесь, у нас самих». И потому будут говорить снова, что их права нарушают, церковь испытывает скитания и т.д. Эта риторика нам уже знакома, она годами сопутствует деятельность УПЦ МП.

Я считаю, что церковь решает эти две цели — выйти из-под санкций, которые украинское государство на неё накладывает, успокоить гражданское общество, а значит, сохранить свои ряды в условиях военного времени. И вот, пожалуйста, они могут спать спокойно, им ничего не мешает вести их деятельность, как филиалы ФСБ, дальше. К сожалению, пока это выглядит следующим образом.

— Понимаю, почему таким жестким было заявление Митрополита Епифания, главы Православной церкви Украины. Он сказал, что де-факто связь с Москвой остаётся.

— Вы же видите, какая ситуация — у кавычки взяли название ПЦУ в своём документе. Эта негативная риторика и заявления о том, что «ПЦУ – это не автокефальная церковь, а вот мы!». Если считать, что они действительно собираются избежать РПЦ, в документе нет ни слова о том, что они собираются общаться с полнотой мирового православия. Кто будет тогда признавать эту церковь? Возникает вопрос о легитимности этой церкви. Нельзя быть в вакууме в церковной жизни. Нужно быть либо с Россией, либо со Вселенским Патриархом.

Этот аргумент свидетельствует о том, что это ситуативная игра в политику.

Об этом свидетельствует отсутствие встревоженной реакции Москвы.

— Как российская православная церковь отреагировала на это собрание и громкие заявления?

— Вышло так, что эти заявления только для нас оказались громкими. [В РПЦ], вероятно, было предупреждено об этом. Я так понимаю из событий, которые происходили параллельно в России, они ждали даже большего демарша со стороны Украинской церкви. Поэтому реакции практически никакой.

Благодаря этому демаршу в условиях войны и крайне негативному отношению гражданского общества Украины к УПЦ МП, эта так называемая церковь пытается выжить. И все эти манипуляции, собрание, соборы призваны решить эту цель — сохранить себя в нынешних условиях.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Exit mobile version