Пятница, 19 апреля, 2024

Игумен Киприан: «Мы должны быть сотворцами усовершенствования этого мира»

Must Read

Сегодняшнее воскресенье именуется как 6-е воскресенье после Пасхи – о слепорожденном. В Евангелии мы читаем рассказ о том, как Иисус Христос в очередной раз исцеляет слепого от рождения человека. И опять же можем говорить о великой вере в Бога, которая становится основой для исцеления как телесного, так и духовного. Кульминацией сегодняшнего евангельского отрывка становятся слова этого человека, который, отвечая на вопросы Христа о вере в Сына Мужского, говорит: «Верую, Господи!» – и поклонился ему» (Ин.9,38). О том, как именно мы веруем в Иисуса Христа, крепка наша вера, и как важно жить в сотворческом единстве с Богом, размышляет наместник Свято-Иоано-Златоустовского мужского монастыря, декан богословского факультета Львовской православной богословской академии ПЦУ, игумен Кипринский).

«Очень часто, дорогие братья и сестры, мы с вами, читая Священное Писание, встречаемся с вещами, которые нам могут быть непонятны, или наоборот, – с вещами, которые нам кажутся очень понятными, но на самом деле мы их не совсем правильно понимаем. Сегодняшний отрывок Евангелия так же наполнен такими вещами, которые одновременно и понятны, и не понятны. На первый взгляд, это Евангелие довольно простое.  Иисус Христос встретил очередного больного человека – слепо нарождённого, и исцелил его. Ничего удивительного в этом будто нет, ибо мы знаем, что Христос постоянно исцелял больных, постоянно поддерживал слабых духом и воскрешал мертвых. Поэтому очередное исцеление слепо нарождённого будто обычное и обыденное событие из пребывания Сына Божия на Земле.

Но, чтобы понять необычность этого события, я хотел бы, чтобы мы вспомнили себе, как мы верим в Иисуса Христа? Мы веруем в Иисуса Христа как во Второе Лицо Пресвятой Троицы, как в Сына Божия, как в Самого Бога. И многие неверующие могут задать нам вопрос: а с чего вы это взяли? Почему вы веруете, что Иисус Христос есть Второе Лицо Пресвятой Троицы, что Он есть Бог? Есть такие, которые проповедуют на улицах и говорят, что Иисус Христос не есть Бог, но только первое Божье творение, например свидетели Иеговы. Есть такие кто считает Его только Пророком. Думаю, каждый из нас встречался в жизни с такими неверующими людьми.
К сожалению, я об этом уже говорил вам, мы не можем прочитать Библию в оригинале. Мы не можем прочитать Библию даже на древнегреческом языке, потому что я уверен, что никто из нас на древнегреческом языке «койне» не владеет. И тем более, никто из нас не владеет древнееврейским, арамейским языками. Поэтому мы читаем Библию в переводе, а очень часто это даже пятый перевод, потому что с еврейского переводили на греческий, с греческого – на церковнославянский, с церковнославянского – на русский, с русского – на украинский. Редко мы читаем Библию во втором или третьем переводе. Если бы читали в еврейском оригинале, то знали бы, что на самом деле Иисус Христос называл себя Богом. Вспомним, например, эпизод, который в Евангелии читался на этой неделе на богослужении. Когда Иисус Христос говорит, что есть высший Авраама, потому что видел Авраама. И говорят ему люди, которые окружали Его: «Ты и пятидесяти лет нет ещё, и Авраама Ты видел?». А Он отвечает: «Истинно, истинно говорю вам: прежде, чем был Авраам, Я есмь» (Ин. 8: 57-58). И за это иудеи взяли камни и хотели Его комментировать, потому что сочли это богохульством и пренебрежением Бога. Нам в этих словах ничего удивительного нет – Господь говорит, что Он был раньше Авраама. Но когда мы читаем Евангелие на еврейском языке, то Христос использует слова «прежде чем был Авраам, Я есть». Это была словообразовательная форма, обозначавшая Божье имя. Мы знаем, что в Священном Писании есть много имен Божьих. И одно из них, которое евреи считали самым святым, было имя Яхве или Иегова. Действительно, в Библии, в Ветхом Завете оно встречается много раз, но ничего особенного в нем нет, потому что оно означает лишь самое сильное и сильнейшее свойство Бога. Имя Яхве означает «Я есмь» или «Сущий». И когда Иисус Христос сказал «прежде, чем был Авраам, Я есть», Он назвал это имя Божие, применив его к Себе. Итак, Иисус Христос в течение своей земной жизни неоднократно говорил эти слова, потому что не один раз евреи хотели его за это комментировать. То есть называл себя самого Божьим именем, тем именем Божьим, которое никто из евреев вслух говорить не имел права; тем именем Божиим, которым только раз в году первосвященник, приносивший жертву за весь народ, благословлял людей. Иисус Христос это имя часто говорил, применяя к Себе Самому, а в сегодняшнем евангельском событии Он не просто назвал себя Богом, но через аллегорию показал, что Он истинный Бог.

Мы не раз встречаемся в Евангелии с тем, как Христос исцеляет больных. Что Он при этом говорит? Ничего. Иисус Христос только спрашивает, верует ли человек. Если верует, то Он отвечает: «Будь здоров и больше не греши», «Да будет тебе по слову твоему», «Иди, исцелился слуга твой», «Дочка твоя исцелилась». То есть, Иисус Христос только одним своим словом исцеляет больных и воскрешает мертвых. А тут Христу словно было мало единого слова. Он плюет на землю, делает месиво из земли из-под ног, мажет глаза больного и так его исцеляет. Кажется, для чего Христу какое-нибудь дополнительное средство для исцеления этого больного? А всё очень просто. Вспомним, как Бог сотворил человека. Господь взял прах земли, создал из него человека и вдохнул в это Своё произведение дыхание жизни, и стал человек душою живою. Этот человек родился слепым как знак того, что он словно был не сотворён Богом. Помните, что все, сотворенное Богом, было названо Ним добрым. А тут этот человек родился с изъянами, слеп. Итак, будто Бог не до творил его, что-то не дал ему, сотворив его тело. Бог не дал ему глаз, зрения. Иисус Христос, взяв прах земли и, дав дыхание Своё, как бы показывает, что вот Я Бог, сотворивший человека. Сейчас Я дополняю своё творение, совершенствую его. То есть, Иисус Христос не только говорил, что Он есть Бог, но и показывал это.

Как нас сотворил Господь? По Своему образу и Своему подобию. В каждом из нас есть образ Божий. То есть, мы в чем-то, может и во всем, кроме греха, конечно, подобны нашему Творцу. Он всезнающий, и мы имеем возможность, к познанию. Он везде присутствует, и мы имеем возможность передвигаться в пространстве. Он всеблагой, и мы должны любить и творить добро. Он есть Творец, и мы также имеем дар творить. Произведения искусств, вся красота, наполняющая рукотворный мир, есть творение человека в со творческом единстве с Богом. Итак, мы так же, как Творец, что-то творим и видим, что хорошо. Но, кроме всего материального, что мы творим, мы, как и Творец, должны творить другое. И это показывает в сегодняшнем Евангелии Христос – мы должны творить добро! Мы должны быть со творцами усовершенствования этого мира. Если мы видим что-то несовершенное, то должны пытаться это усовершенствовать. И я не устану повторять: совершенствовать прежде себя и мир вокруг нас через добрые дела. Начиная от банальных вещей до более серьезных: видим грустного – утешим, видим голодного – накормим, видим не чистоту – уберём и т.д. Это обычные христианские ценности, которые, к сожалению, так часто бывает трудно сделать. Сегодня я желаю нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы с вами действительно уподоблялись Богу Творцу, ибо это не просто прихоть Церкви, это не просто человеческие соображения – это указание самого Христа, Который говорит каждому из нас: «Итак, будьте совершенны, как совершенный Отец ваш Небесный!» (Мф. 5:48). Аминь».

Подготовила Юлиана Лавриш.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

США не поддержали удары Израиля по Ирану, – CNN

США не поддержали ракетный удар Израиля по территории Ирана, совершенный в пятницу, 19 апреля, в ответ на широкомасштабную воздушную...

Актуально