В течение месяца религиозные СМИ и различные церковные блогеры пишут на тему предстоящей встречи глав православных церквей в Иордании. Встречу формально инициировал Иерусалимский патриарх, однако «уши Московской патриархии» торчат очень заметно. Уже все Поместные церкви выразили свое отношение к данному мероприятию. Накануне встречи как раз можно сделать вывод об общем плане РПЦ: удался ли он или нет? А также проанализировать, что же все-таки состоится на этой встрече.
Об этом сообщает информационный ресурс «Духовный фронт Украины» ссылаясь на LB.ua и Дмитрия Горевого.
После предоставления ПЦУ Томоса, Московский патриархат разорвал отношения с Константинополем. В РПЦ надеялись, что только этим все и закончится, но через 9 месяцев ПЦУ признали Элладская и Александрийская церкви. В Москве уже не очень хотели разрывать отношения, но лицо для внутреннего потребителя сохранить нужно было. Исходя из этого выбрали тактику точечных санкций – только против иерархов, которые открыто поддержали ПЦУ.
Очевидно, что такая тактика в своей динамике проигрышная – ну не может же Москва поссориться со всеми церквями просто чтобы насолить Украинской. Поэтому они решили выбрать другой метод – созвать Собор для разрешения конфликта. Для них это очень удобно – как говорится: «Хочешь не решить проблему – создай комиссию». И ввиду того, что РПЦ настаивает на таких вещах как «всеправославный консенсус», любое общецерковное мероприятие грозит перерасти в Совет Безопасности ООН со всей ее недееспособностью. А как пользоваться правом вето в Москве уж точно знают. Но созвать Собор самой РПЦ было бы не комильфо, тогда никто точно не согласился бы участвовать, а вот сделать это руками вполне себе нейтрального Иерусалимского патриарха – идея интересная.
Иерусалимские причины
У Феофила III, который возглавляет упомянутый патриархат, были свои причины согласиться на предложение россиян. Во-первых, он выступил с идеей всеправославной встречи, находясь в Москве. Там он получил премию Фонда единства православных народов. Точный размер премии не известен, но, по данным украинского Информационного сопротивления, размер предыдущей премии в 2018 году, составил 250 000 долларов США. То есть потенциально это можно считать взяткой, премия в обмен на проведение выгодного мероприятия.
Во-вторых, во время этой же поездки в Москву, кроме всего прочего, иерусалимский патриарх привозил прошение о помиловании израильтянки Наама Иссасхар, недавно Кремль обменял у Израиля взамен на недвижимость в центре Иерусалима. Есть основания полагать, что удовлетворение просьб Феофила про обмен могло включать требования о созыве Всеправославной встречи. Вполне в духе ФСБ.
В-третьих, еще на встрече в Москве Феофил анонсировал встречу не в Израиле, а в соседней Иордании, которая также является его канонической территорией. При этом церковный лидер всячески рекламировал Короля Иордании Абдаллу II. Последний сейчас пытается создать себе репутацию «авторитарного правителя с человеческим лицом». Он уделяет внимание религиозным меньшинствам, что не типично для мусульманской монархии. Король Абдалла трудится над имиджем покровителя трех авраамических религий. Проведение в его стране Всеправославного совещания – отличная идея для подтверждения своих покровительских амбиций. Иерусалимский же патриарх, подсобивши с нужным мероприятием, может рассчитывать на щедрую благодарность. Всего в копилке три мотивации.
Состав команд
Уже известно, кто официально приедет на встречу, а кто ее проигнорирует. Отказались от встречи: Вселенский, Александрийский, Антиохийский, Болгарский и Грузинский патриархаты, а также Кипрская, Элладская, Албанская и Украинской церкви.
Среди прочего, на встречу поедут главы Иерусалимского, Московского и Сербского патриархатов, а также предстоятель Церкви Чешских земель и Словакии. Кроме этого в Амман приедут делегации от Румынской и Польской церквей.
В общем итоге 9 церквей отказались участвовать полностью, еще 2 отправят только делегации, в то время, как их главы отказались участвовать в мероприятии. И всего лишь 4 церкви будут представлены на самом высоком уровне.
Гостей разместят в фешенебельном отеле Fairmont в Аммане. Прибытие делегаций запланировано на 25 февраля, 26 – сама встреча, а уже 27 – отъезд. Кроме этого для участников встречи запланирована аудиенция при Хашимитском королевском дворе с Абдаллой II.
Перспективы
Фактически еще до самой встречи становится ясно, что в этом раунде РПЦ проиграла. Главная идея – осудить Вселенского патриарха за посягательство на каноническую территорию Москвы (а автокефалию Украины они мыслят именно в такой логике) – не вышла. Слишком мало участников. В каждой церкви были свои причины не ехать в Амман. Одни подтвердили эксклюзивные права Вселенского патриархата по координации церквей и его право созывать подобные встречи. Другие не поехали из-за конфликтов или с участниками, или с организаторами встречи.
Следует понимать, что не все из «воздержавшихся» поддерживают ПЦУ. Например, у архиепископа Албанского есть претензии к тому, как были приняты бывшие раскольники. Антиохийский патриархат вообще заявлял, что признает в Украине только церковь митрополита Онуфрия. В то же время румыны хотя и отправили делегацию, но к ПЦУ относятся спокойно и считают ее частью церкви. То есть здесь нет прямолинейной зависимости. Позиции церквей сложнее и маркер «поехал / не поехал» еще не говорит о поддержке или осуждении ПЦУ.
Единственное, что может сейчас РПЦ – это согласовать с другими церквями совместное коммюнике. И то в духе «глубокой обеспокоенности», поскольку прямолинейно осудить Константинополь другие церкви не захотят. Например, поляки на такое открыто не пойдут. Во-первых, они по своему Томосу должны ориентироваться на Константинополь в межцерковных отношениях. Во-вторых, их позиция по Украине весьма противоречива и оставляет зазор в интерпретации, так что всегда есть возможность отыграть назад.
И судя по словам епископата самой Иерусалимской патриархии, на встрече в Аммане они не готовы критиковать Константинополь и Варфоломея.
Значит, в таком коммюнике будет ритуальная часть про общую обеспокоенность расколом, а также призыв к Варфоломею уже самому созвать совещание для разрешения кризиса. А потом можно будет через московских сторонников в других церквях «качать» ситуацию с целью склонить другие церкви подписать призыв к Варфоломею, чтобы он созвал собор. Обычно это маловероятно, но это единственное, что осталось у Москвы. Она и так уже почти все проиграла в противостоянии с Фанаром.
Источник: «Духовный фронт Украины»