Суббота, 20 апреля, 2024

Крупнейшие госкомпании вынуждены продавать валюту для спасения рубля

Must Read

Российские власти собираются задействовать валютные резервы крупнейших государственных корпораций, чтобы поддержать рубль, обвалившийся на 25% с начала года.

Правительство обновило директиву по размеру валютных активов трех госкомпаний – «Газпрома», «Роснефти» и «Алроса».

Данный документ содержит ограничения на объем валюты, которую «госы» могут держать на счетах. К аналогичной системе власти прибегали во время валютного кризиса 2014 года: государственным экспортерам поручили за три месяца избавиться от «лишних» долларов и евро и вернуть резервы на уровень октября того же года.

Затем, директиву смягчили, но 1 сентября 2020 года правительство обновило документ (№8036п-П13).

Компании «Алросе» поручено обеспечить «приведение размера чистых валютных активов к уровню 1 октября 2018 года», и держать его на этом уровне, отчитываясь ЦБ. Решение было утверждено на заседании совета директоров 28 сентября.

29 сентября вопрос об исполнении директивы рассмотрела «Роснефть». На 12 октября вопрос «об уровне чистых валютных активов» стоит в повестке совета директоров «Газпрома».

По состоянию на 1 сентября российские корпорации хранили на валютных счетах 145,5 млрд. долларов, это больше, чем имеет правительство в Фонде национального благосостояния (120 млрд. долларов).

У «Роснефти», согласно отчету по МСФО, на 30 июня было 4,4 млрд. долларов и 0,3 млрд. евро в виде ликвидных активов. Однако, валютный долг компании значительно больше – 25,7 млрд. долларов и 4,3 млрд евро.

На счетах у «Газпрома» на 30 июня хранилось 738,8 млрд. рублей (9,3 млрд. долларов), валютную структуру которых компания не раскрывает. «Алроса» также не сообщает о том, в какой валюте хранит денежные средства и их эквиваленты на 65,4 млрд. рублей (отчет по МСФО).

Сейчас, валютные резервы госкомпаний будут брошены на рынок, так как резервы банковской системы исчерпаны практически полностью.

Начиная с июля, банки находятся в состоянии дефицита валютной ликвидности: их собственные резервы не покрывают все обязательства перед клиентами по расчетным счетам. При этом, «разрыв» стремительно увеличивается – с 0,3 млрд. долларов на 1 августа до 3,5 млрд. на 1 сентября, оценивают аналитики Райффайзенбанка.

Стоит отметить, что в начале года банки имели в распоряжении больше 15 млрд. долларов свободных средств, которые начали активно тратиться в апреле, когда экономика испытала нефтяной шок, а к середине лета средства были потрачены без остатка.

В течении сентября рубль просел на 7,6%, став худшей валютой развивающихся рынков, опередив даже турецкую лиру, упавшую на 6,1%.

Кроме того, скачок курсов – до почти 80 за доллар и 93 за евро – произошел на фоне налогового периода, когда экспортеры должны продавать валюту, чтобы рассчитаться с бюджетом.

В обычных условиях, в период налоговых выплат курс рубля или укрепляется, или замедляет ослабление. Однако, в этот раз компании, вероятно, предпочли взять рублевые кредиты и так погасить обязательства перед казной, а валютную выручку сохранить в ожидании дальнейшего ослабления рубля, отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.

Читайте Информационный навигатор так же в социальных сетях:

Telegram

Facebook

Twitter

Лента

Нидерланды безотлагательно выделяют более €200 млн в помощь Украине: на что пойдут средства

Нидерланды безотлагательно выделяют более 200 млн евро на военную помощь Украине. Об этом в пятницу, 19 апреля, во время...

Актуально