Минфин России намерен урезать 10% бюджетных ассигнований по «незащищенным статьям» на 2021-2023 для покрытия образовавшегося дефицита, который в текущем году может превысить 5 трлн. рублей или 5% ВВП.
Снижение расходов запланировано для более чем 50 статей бюджета за вычетом дотаций по региональным бюджетам, расходов на исполнение так называемых публичных нормативных обязательств (социальные пособия, пенсии военнослужащим, которые в отличие от гражданских пенсий платятся из федерального бюджета, а не из бюджета ПФР, и т.д.), на содержание судебной системы, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты внебюджетным фондам.
Общее сокращение бюджетных ассигнований в 2021 году составит 1,428 трлн. рублей, в 2022 – 1,892 трлн. рублей, а в 2023 году – в 1,364 трлн. рублей.
В сумме за три года поток бюджетных денег в экономику уменьшится на 4,684 трлн. рублей, или 4,2% ВВП. Это практически полностью покроет все средства, которые будут выделены на план восстановления экономики в 2020 году (5 трлн. рублей).
Минфин прибегает к старым методам, ставя под удар стабильность бюджета, в то время, как развитые страны наращивают дефициты для поддержания бизнеса, потребителей и просевшего на фоне пандемии спроса.
Ранее в проект федерального бюджета на 2021 год заложили среднюю цену Urals в 56 долларов за баррель, и курс доллара в размере 66,1 рубля.
В июле российская нефть в Европу продается дороже 40 долларов за бочку, при этом объемы экспорта находятся на минимуме с начала 2000 из-за сделки ОПЕК+.
Таким образом удорожание нефти фактически не помогает правительству: в июне нефтегазовые доходы просели на 66% по сравнению с прошлым годом, а по итогам полугодия Минфин остался с дырой в бюджете размером 955 млрд. рублей.
Хотя, ее реальный размер вдвое больше: дефицит доходов в апреле, кабмину удалось профинансировать за счет разовых поступлений от сделки с акциями Сбербанка (1,2 трлн. рублей), записав их в «доходы», а не в «источники финансирования дефицита».
В мае Минэкономразвития просчитало суммарную дыру в бюджетной системе (вместе с бюджетами регионов и социальных фондов) в 8,5% ВВП, или 9 трлн. рублей, что больше размера ФНБ, где на 1 июля насчитывалось 7,9 трлн. рублей ликвидных (не вложенных) средств.
Отличием от предыдущих кризисов является намерение Минфина сократить в том числе и расходы на оборону, снизив на 10% финансирование госпрограммы вооружений.
При том, что в закон о бюджете, принятый в прошлом году заложен рост оборонных расходов на 146 млрд. рублей в 2021 году (до 3,246 трлн.) и еще на 86,2 млрд. рублей в 2022 (до 3,332 трлн.).
Вместо этого ведомство Антона Силуанова предлагает сэкономить на изготовлении оружия. Хотя, как показывает опыт 5-летней давности, получить одобрение на такие шаги в Кремле, чрезвычайно трудно.
Помимо десятипроцентного сокращения бюджетных ассигнований Минфин предлагает отложить индексацию окладов госслужащих в 2021 году.
Такой опыт Минфин использовал в 2014-2017, когда индексация для госслужащих был приостановлена на три года. После чего, в течение трех лет, с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.
Читайте Информационный навигатор так же в социальных сетях: