Пятница, 26 апреля, 2024

Позиция Патриарха Варфоломея по украинской церкви была неизменной годами – эксперт

Must Read

Книга «Варфоломей I: 30 лет Патриаршего служения в контексте Украины» раскрывает перед читателем видение Его Святейшества вопрос украинской автокефалии и церковного разделения. Издание в хронологическом порядке подаёт его мнения относительно путей решения этого трудного вопроса. В книге упоминается, что практически сразу от возникновения этой болезненной раны на теле Церкви, Вселенский Патриарх Варфоломей стремился её быстрого исцеления.

Из представленных документов становится понятным, что позиция Патриарха Варфоломея основана на том, что Украина имеет полное право иметь поместную независимую Церковь. В частности, об этом сообщает докладная записка дипломатического корпуса, в котором говорится, что при одной из встреч Патриарх выразил убеждения, что «независимая Украина должна и непременно будет иметь свою независимую Церковь». Для получения автокефального статуса необходимо было решить вопрос церковного разделения в Украине.

В другой докладной, в которой представлена ​​информация о переговорах вице премьер-министра Украины М. Жулинского с Вселенским Патриархом Варфоломеем, отмечается, что во время встречи Его Святейшество заявил: «Вселенский Патриархат, как «материнская Церковь» однозначно заинтересована в скорейшем получении украинским православием канонической автокефалии».

Тогда же Патриарх подчеркнул, что «такую ​​автокефалию может дать, по его словам, только «материнская Церковь – Вселенский Патриархат»; Московский Патриархат такого права не имеет». В качестве аргумента Патриарх Варфоломей напомнил «что в 1970 году Московский Патриархат дал автокефалию Американской Церкви, но Константинополь и много других Церквей упомянутой автокефалии не признали».

Относительно пути дарованного церковной независимостью, это то, что «Патриарх заявил, что видит возможность дарования автокефалии только каноническим путём, в соответствии с установленными канонами Православной Церкви». Он также отметил, «необходимость решения этого вопроса шаг за шагом, мирным путём, путём переговоров с Московским Патриархатом, избегая конфликта с ним». «Условием дарования автокефалии Варфоломей видит в объединении всех трёх течений в украинском православии. На вопрос И. Р. Юхновского, возможно дарование автокефалии на части Украинского Православия: а именно объединённой в одну конфессию УПЦ-КП и УАПЦ, Варфоломей дал отрицательный ответ. По его словам отдельно любой из конфессий УПЦ КП, УПЦ МП, УАПЦ, либо, к примеру, конфессии объединенной в результате УПЦ-КП и УАПЦ автокефалия дарована не будет», – говорится в документе.

Кроме этого Патриарх объяснил, что «он понимает, что Московский Патриархат не желает автокефалии украинского православия, однако он не видит другого пути, кроме ведения переговоров с Московским Патриархатом по этому вопросу». По его убеждению, «если три украинские православные конфессии договорятся об объединении, то Москва не будет другого выхода, как дать согласие на дарение объединенной Украинской Православной Церкви автокефалии». Поэтому главным условием для получения автокефалии было объединение украинского православия.

Из этого документа становится ясно, что Патриарх уже в то время был хорошо осведомлен в этом непростом вопросе, поэтому он подчёркивал, что «этот вопрос настолько тонкий и деликатный, что выдвижение любой из конфессий хоть каких-то условий сделает невозможным это объединение. Если одна из ветвей заявит, что пойдёт на объединение только в том случае, если с её епископата будет избран Предстоятель объединенной Церкви (например, Филарет или Владимир), то другая или две других конфессий откажутся от объединения. Вселенский Патриарх чётко заявил, что «сейчас не время для выяснения, кто будет первым»».

По мнению Его Святейшество, одной из важных условий самого объединения является снятие «вопрос о непризнании одной конфессией неканонической» других конфессий. Автоматически речь будет идти об одной Церкви, в которой все, кто к ней принадлежит, будут каноническими, в частности, каноническими будут епископы всех трёх бывших конфессий (т.е. все епископы)».

Ещё двадцать лет назад Патриарх видел, что следующим шагом после объединения является проведение Собора и избрания Предстоятеля. После этого «получения объединенной Церковью автокефалии, которую Вселенский Патриарх, по его словам, дарит своим Актом сразу после создания единой православной Церкви».

Интересной деталью этой докладной есть указание о том, что «Митрополит Мелитон в связи с этим сообщил, что Вселенский Патриархат имеет «тайный» список епископов УПЦ МП, согласно которому 70 процентов епископов УПЦ МП поддерживают независимость Украинской Православной Церкви от Московского патриархата».

В том документе, отмечалось, что Патриарх был убежден в том, что «Украина, как государство с пятидесятимиллионным населением имеет право на единую Автокефальную Православную Церковь». Об этом Патриарх заявил во время на переговорах между Константинополем и Москвой.

Что касается самих переговоров, Патриарх отметил, что «впервые официально за переговорным столом упомянутый вопрос был поднят перед Московским Патриархатом в ходе переговоров двух Патриархатов в конце марта 2000 года в Цюрихе по вопросу Эстонской Православной Церкви». Во время этой встречи была достигнута договоренность о встрече «по вопросу украинского православия с участием представителей шести сторон: Вселенского Патриархата, Московского Патриархата, трёх украинских конфессий и правительства Украины», которая была запланирована на июль 2000 года. Перед этой встречей планировалась ещё одна рабочая встреча представителей Вселенской Патриархии, Церкви России, и УПЦ МП.

«В завершение переговоров Вселенский Патриарх заявил, что он твердо придерживается позиции, что Украина должна иметь единую автокефальную православную церковь и в то же время автокефалию Украинского православия должна получить в соответствии с каноническим правом», – говорится в документе.

Для реализации озвученного плана Константинополь создал ряд совместных комиссий с участием представителей Московской Патриархии, всех ветвей украинского православия и государственной власти. В частности, над этим работали комиссии в 2000-х годах. Однако они ничем не помогли и к тому же сложная ситуация, которая в том же году ещё больше обострилась. Главной причиной поражения работы комиссий была позиция Московского Патриархата, что всегда старался или затормозить этот процесс, либо вообще его сорвать.

 Одной из причин обострения стал юбилейный «собор» епископата УПЦ МП, который состоялся 28 июля 2000 в Киево-Печерской лавре. Тогда иерархи приняли обращение к президенту, Московского Патриарха Алексия и Его Святейшества, от которого требовали не вмешиваться в их дела. По их мнению, «раскол в Украине может быть преодолен только усилиями изнутри. Это действительно является внутренним делом Украинской Православной Церкви, ведь подавляющее большинство лиц, пошли в раскол, – это нарушители церковной дисциплины».

Обращение было составлено в столь возмутительном тоне, что Патриарх Варфоломей дал неотложный ответ. Примечательно, что она была направлена ​​Московскому Патриарху Алексию, которого Его Святейшество просил передать это письмо непосредственно Митрополиту Владимиру. Такой жест свидетельствовал, что Патриарх Варфоломей в то время признавал Владыку Владимира не Предстоятелем независимой Церкви, а только епископом Русской Церкви. Сам же Митрополит Владимир именуется в письме «Преосвященный Митрополит Киевский».

Также в письме Патриарх Варфоломей подчеркнул, что «собрание епископов в лавре есть именно собранием, а не Собором или Синодом», он не признаёт УПЦ МП как статус Церкви, а считает их лишь совокупностью епархий Московского Патриархата в Украине.

В письме ясно сказано, что проблема церковного разделения в Украине продолжается с начала ХХ века, то есть почти девяносто лет, и она «не только не вылечилась попытками церковного руководства этого страждущего народа, но в последние дни ещё больше распространилась и далее распространяется в таком образе. Православная Церковь стала в общем предметом насмешек и издевательства, не имея возможности обеспечить своё единство, а также сообщество между своими членами».

Отдельно Патриарх Варфоломей отметил, что «досадное разделение украинского народа на территории украинского государства остаётся проблемой, которая не нашла своего решения ни государственным, ни местным церковным руководством, вот уже почти девяти десятилетий. Итак, настало время, чтобы посредником в решении этой проблемы стала вся Церковь».

Он пояснил Митрополиту Владимиру и другим епископам и суть договоренностей между представителями Константинополя и Москвы «о совместном сотрудничестве между собой, а также с православными в Украине, чтобы найти способ прекращения схизмы и получения такого желанного единства православного Божьего народа в Украине».

Сущность же письма заключалась в том, что Вселенский Патриарх обличал позицию епископата МП в Украине как противную установкам Спасителя, а не на желании добра Церкви. Патриарх указывал на тот факт, что за столько лет сами епископы МП для единства ничего плодотворного не сделали. А когда Вселенский Патриархат, как Мать-Церковь начинает что-то делать – они этому противятся и протестуют. Поэтому Патриарх и пишет, что «в новых расколах и столкновениях будут виноваты сами они, потому что не принимают как благо вклад своих братьев из Константинополя и Москвы, хотя сами вот более девяноста лет не могут достичь объединения расколов».

Отдельно же стоит отметить, что все шаги и действия Вселенского Престола и, в частности, Патриарха Варфломия основывались на церковных канонах, с глубоким изучением исторического опыта двух Церквей. Над этими работали уважаемые богословы и исследователи. Их разведки внимательно заслушивались на заседаниях Священного Синода Константинопольского Патриархата.

Так, по словам Митрополита Элпидофора, перед визитом Патриарха Варфоломея в Киев в 2008 году на Синоде выступили два профессора канонического права: Митрополит Тирольского и Серендиу Пантелеймон (Родопулос) и Власиу Фида. В своём докладе он акцентировал внимание синодалов на нарушении Московским Патриархатом условий акта 1686 года, которым, якобы, Киевская Митрополия была передана Москве.

Митрополит Пантелеймон детально изучил этот документ, которым предоставлялось лишь право рукополагать Киевского Митрополита Московскому Патриарху. Во время слушания на Синоде, он отметил, что при принятии этого решения Вселенским Патриархом было выдвинуто одну из главных требований: «Когда Митрополит Киевский осуществляет Божественное Таинство (то есть Божественную литургию) в этой епархии, вспоминать, прежде всего, уважительное имя Святейшего Вселенского патриарха, так как от него идёт добро, что расходится по всему миру, и он является источником всего … ».

Он ещё раз доказал, что «Киевская митрополия не передавалась Московскому Патриарху путём Патриаршего и Синодального решения, а предоставлялось только разрешение Московскому Патриарху хиротонизовать избранного местного Митрополита и при условии, что будет прежде всего поминаться Вселенский Патриарх, показывающий зависимость».

Профессор также отметил, что «разрешение на хиротонию предоставлялся на основе обращения российских царей Ивана, Петра и Софьи Алексеевны, а потому его отмены состоится на основе обращения Президента уже независимой от России государства Украина».

Таким образом, можно увидеть, что на стороне Константинополя были каноны и история, впрочем, Патриарх Варфоломей пытался все-таки решить этот вопрос мирным путём, без конфликта с РПЦ. Поэтому этот вопрос также обсуждался во время встречи в Киево-Печерской лавре Патриарха Варфоломея и Главы РПЦ Патриарха Алексия Второго.

Во время аудиенции Патриарх Варфоломей подчеркнул, что Вселенский Патриархат, как Мать-Церковь с обеспокоенностью и сожалением наблюдала за расколом в Украине, который продолжался, и хотела его скорейшего исцеления.

Также Его Святейшество напомнил Московскому Патриарху, что он многократно просил РПЦ продолжить прерванные по инициативе последнего двусторонние переговоры по украинскому вопросу, отправить свою делегацию в Фанар для обсуждения украинской проблемы, но ответ был отрицательным.

Вообще стоит отметить, что вопрос Украины не сходил с повестки дня Константинополя. Активная фаза его решения состоялась после событий 2014 года и заявлений Московского Патриарха Кирилла о том, что РПЦ никогда не отпустит Украинскую Церковь. После чего, на Фанаре решили больше не затягивать с решением этой проблемы.

Таким образом, суммируя всё вышеизложенное, стоит отметить несколько важных аспектов:

• Вселенский Патриарх никогда не отрицал право Украины иметь свою независимую Церковь, а наоборот всячески подтверждал этот тезис;

• Украинский церковный вопрос был тщательно изучено высокообразованными богословами Константинопольского Патриархата;

• Константинополь давал все возможности РПЦ мирно урегулировать этот конфликт;

• Константинополь действовал в строгом соответствии с православными канонами, с учётом исторического опыта отношений двух Церквей.

Источник: Александр Ефременко

Лента

ЕС планирует санкции против судов, которые доставляют оружие КНДР в Россию – СМИ

Еврокомиссия планирует предложить санкции против судов, перевозящих в Россию северокорейское оружие, сообщает Reuters. По информации источников издания, ЕК предложит санкции...

Актуально