Пятница, 15 октября, 2021

Несмотря на множество мыслей, и убеждений, выбор человека сводится к простому: отвечаем мы Богу «да» или «нет», — Предстоятель ПЦУ Епифаний

Must Read

В шестнадцатое воскресенье после Пятидесятницы Митрополит Епифаний призвал верующих к размышлениям над словами апостола Павла с 6 главы 2-го Послания к Коринфянам. В них он через собственный пример даёт установку, как священнослужителям, так и всем верным, пишет пресс служба ПЦУ.

На сайте Православной Церкви Украины опубликовали соответствующую проповедь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания.

«Во всём показываем себя как служители Божии, — говорит апостол — в славе и бесчестии, в позоре и похвале: как обманщики, но мы верны; как неизвестные, но опознаны; как умирающие, но вот, мы живы; как наказуемые, но не убиты; нас огорчают, а мы всегда радуемся; как бедные, но многих обогащаем; как те, что ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6: 4,8-10).

Для чего он использует такое противопоставление и какую науку он желает таким образом подать нам?

Совсем недавно мы с вами особенно чествовали Крест Господень. И по этому случаю мы слышали подобное противопоставление, которое также принимает апостол для установки прихожан: «Слово крестное для погибших безумие есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). Слово крестное, проповедь о добровольном унижении Сына Божия, о Его страданиях и смерти, действительно воспринималось не только тогда, но и сейчас, как слово безумное.

«Зачем ты уповал на человека, умершего насильственной смертью?» — такие слова римского правителя, обращённые к великомученику Фёдору Тирону, мы слышим во время чтения канона этому святому в пятницу первой недели Великого поста. И эти слова, в том или ином виде, повторяются сотни и тысячи раз на разные голоса. Форма этих нареканий может быть разной, но суть их всегда одинакова: Следует полагаться на силу, а не на слабость, следует гордиться, а не быть смиренными, следует отдавать предпочтение собственным знаниям, а не вере, вечности не существует — только настоящее, поэтому живи нынешними сладостями и не беспокойся о том, что будет после смерти.

Всё это соблазнительное многоголосие имеет своим источником те же мысли, которыми змей в раю соблазнял первых людей. Он побуждал их забыть о Боге и поставить самих себя на место Творца и Вседержителя. Зачем вам слушать кого-то — если вы сами можете всё решить? Зачем ожидать благ в будущем, если уже сейчас, и очень просто, съев плод запретный, можно стать «богами, которые познают добро и зло»? Из-за нарушения послушания обольститель обещает прародителям быстрое и простое получение божественной силы и власти. Змей побуждает не верить Богу — но поверить собственным чувством, для которых плод познания представлялся приятным на вид и вкус. И поверить ему, который тайно шепчет, взращивая в сердце человеческом гордыню.

Но действительно ли человек, таким образом, получил божественное познание, силу и власть, как надеялся? Или путём гордости и возложений на самого себя смог он достичь желаемого? Как хорошо знаем, произошло обратное: грех затмил человеческий разум, а зло обессиливает нас, приводя к распаду, тлению и смерти. Вместо владычества над миром и творением, наполняющий его, которое было изначально в Адаме, человек становится рабом лукавого духа, рабом греха. И уже даже сам по себе не способен полноценно владеть, ибо они побуждают его делать то, что противно человеческой природе и противоречит его совести.

Каждый из нас на собственном опыте видит и ощущает последствия грехопадения. Зло действует в окружающем мире и в нас самих. И как следствие господства зла мы чувствуем страдания духовные и телесные, осознаем, что приближаемся к смерти. Поэтому, какой ответ мы даём на эти вызовы и угрозы?

Кажется, что этих ответов есть так много, как самих людей — живущих ныне, и тех, которые были до нас. В определенной степени так и есть, потому что каждый человек лично отвечает на вызовы, которые возникают перед ним. Никто не может ответить за нас и вместо нас, потому что мы, как творения, наделены Богом свободной волей и свободой выбора.

В то же время то, что мы творение, что мы не появились в бытии сами по себе, но получили от Бога дар жизни — в связь с Ним, нашим Творцом и Вседержителем мира, ставит всю массу мнений, суждений и жизненных ответов на вызовы. Наших ответов есть так много, как много есть самих людей. В то же время Бог один и единственный, единственной является Его благая воля. Поэтому все наши мысли, стремления и действия в итоге сводятся к простому сопоставлению: согласны ли они с волей Божьей, противоречить ей? Полагаемся мы на Бога или на кого-то или на что-то другое? Собираем мы с Богом — или разбрасываем и разрушаем без Него?

Писания указывает на это противопоставление, обобщая под наименованием «мира сего» всё, что противоречит воле Божией. Очень образно об этом говорит, в частности, апостол Иоанн Богослов в своём Первом Соборном послании, призывая: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плотская, похоть глазами и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. I мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию, пребывает вовек» (1Ин. 2: 15-17).

Мир не имеет своего собственного бытия, ибо он сотворен Богом. Поэтому всё, что после грехопадения в мире этом противится Создателю и Его воли — направляет себя к распаду, тлению и смерти. И наоборот — всё, что согласно с Божьей волей, имеет твердую основу, не пошатнётся.

Поэтому при бесчисленном разнообразии мнений, суждений, идей и убеждений, которые имеют люди, при всей многочисленности человеческих чувств и действий, выбор наш сводится к простому: отвечаем мы Богу «да» или «нет».

Как и нашим прародителям, каждому из нас «нет», сказанное Богу, может показаться силой. Ведь говоря «нет» Самому Творцу мы мысленно становимся, будто выше Него. Так неразумные дети, отрицая родителям, не желая прислушиваться к их добрым наставлениям, в своих собственных глазах кажутся себе мудрее и сильнее. «Зачем нам учителя — мы и так сами знаем, что нам нужно и как этого достичь! Зачем нам чужая мудрость и наставления — мы сами решаем, что нам лучше! Зачем нам правила и законы — мы сами будем их устанавливать и менять!» — так в гордыне своей из века в век говорят новые поколения.

И на время им кажется, что идя таким путём, они могут получить больше благ, чем через смирение перед Богом и ограничения произвола собственных страстей. Но на самом деле уподобляются они младшему сыну, который в блудном веселье наслаждался только до тех пор, пока растратил имущество родительское, а затем стал умирать от голода. Они подобны богачу безумному, который, увидев большой урожай, на него положил свою надежду, забыв, что никакое богатство не поможет ему защититься от смерти. Похожи они на злых виноградарей, которые от хозяина получили виноградник, но в гордыне своей решили, что могут быть собственниками там, где на самом деле были только наёмными работниками, и ради господства над тем, что им не принадлежало — готовы были убить даже Сына Божьего.

Так и сыновья века сего думают, что если у них мудрость, способность к творческому труду, силы телесные — то все это их собственность, все это можно использовать так, как заблагорассудится, несмотря на то, кто дал им эти дары. Дал не для произвола, но чтобы через них человек достигал блага. А когда человек думает, что он сам — единственный хозяин, владелец и распорядитель своей жизни, и Бога может отбросить, положившись только на себя, то рано или поздно испытывает упадок.

Чтобы не случилось с нами этого, апостол Иоанн Богослов призывает не любить мир и того, что в мире, то есть в выборе между миром и Богом выбирать только Бога. А святой Павел раскрывает эту мысль через образное противопоставление, из соображений над которым мы и начали эти размышления.

Хотя служителем Божьим в Послании апостол называет себя, но также призывает всех, кто читает и слышит его слово, служит Творцу и выполняет Его волю, как рабы выполняют волю хозяина и любящие дети — волю родительскую. «Во всём показываем себя как служители Божьи», — говорит апостол, тем самым подчеркивая, что только исполнение воли Божьей имеет значение, а всё остальное, каким бы оно ни казалось с человеческой точки зрения, само собой не имеет никакой ценности. Слава или бесчестие, позор и похвала — ничто не должно отвлекать нас от следования закону Божьему. Большое терпение, беды, лишения, теснота, раны, тюрьмы, изгнания, тяжелые труды — все то, чего хотели бы избежать люди, апостол призывает принимать безропотно и переносить, если делается это ради Бога и для исполнения воли Его.

Тех, кто подчинятся воле Божьей, кто следует за Христом, взяв крест свой и следуя Им, мир может называть обманщиками — но они идут по пути правды. Мир будет отворачиваться от них, как от чужих, но как своих принимать их будет только Бог. Самоограничения, смирение и жертвенность христиан, которые готовы ради Бога отдать всё, даже жизнь, для мира сего кажется безумием, но только так достигается настоящая жизнь вечная. Силы зла восстают против верующих, подвергая их различным наказаниям — но не следует христианам бояться этого, потому что действительно страшна только смерть духовная, а не телесная. Испытания и скорбь приносят нам сумм и плач сердечный — но Бог даёт нам радость в победе над злом. Прихожане не полагаются на богатства мира сего и осознают собственную немощь, но одновременно имеют милость Божью — неисчерпаемый источник, может обогатить всякого, кто обращается к нему. Истинные христиане ничто не считают своей безраздельной собственностью, осознавая себя только рабочими в Божьем винограднике и слугами, которым хозяин дал таланты для их приумножения — но именно поэтому от Господа они всегда имеют всё, что действительно им необходимо, блага духовные и материальные по их потребности.

Поэтому, дорогие братья и сестры, пусть слова из апостольского послания, над которыми сегодня мы рассуждали, побуждают нас независимо от внешних обстоятельств следовать за Богом. И тогда уподобимся мы к рыбакам, о которых читаем в Евангелии, которые оставили всё земное, услышав призыв Христов идти за Ним — и потому стали апостолами, достигли спасения и унаследовали Царство Небесное.

Аминь, сказал Предстоятель ПЦУ Епифаний.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Переговоры о формировании правительства Германии вступают в решающую фазу

Социал-демократическая партия Германии, «Союз90/Зеленые» и Свободная демократическая партия намерены начать переговоры по формированию новой коалиции, которую, по партийным цветам,...

Актуально