Среда, 10 августа, 2022

Основание князем Владимиром Собора Святой Софии в Киеве подрывает идеи «русского мира» и «третьего Рима», – Архимандрит Хризостом

Must Read

Архимандрит Хризостом, профессор Святого монастыря Фанеромени Наксос

Несколько лет назад я получил приглашение от открытого университета Киева на лекцию, посетить древний город на Днепре и «мать городов русских», познакомиться с его культурой и людьми, которые, к сожалению, малоизвестны для греков.

Я хотел здесь вспомнить самое знаменитое место в Киеве, собор Святой Софии. Синонимия «мифического» храма христианства, «нашей» Айя-Софии, не случайна. Словно луч, изящный и светлый, из связывающих купол Великой Церкви в Константинополе, последовал за Владыкой Владимиром и за пурпурной Анной на севере, чтобы возвести светом, тенями и красками новую Софию – символический храм.

Работы по реконструкции длились восемь лет, чтобы подражать этой модели Собор Святой Софии. Согласно последним исследованиям, фундамент был заложен первым христианским правителем и крестителем руссов в Киеве Владимиром в 1011 году и начались серьезные работы, которые завершил преемник Ярослав Мудрый в 1018 году.

На каждом этаже храма отражена византийская эстетика, стремление выразить красоту загробного мира в настоящем, соединение неба и земли, именно то, что тронуло и изменило посланцев Владимира в соборе Святой Софии. Паломник Средиземноморья после столь длительного путешествия с удивлением встречает здесь, на Севере, душу Романи в комнинских фигурах святых, в греческих надписях, в мозаике. И это не только скромное, простое, всеобъемлющее и торжественное объединение Святых. Это другая сторона византийского мира. В пристроенной башне изображения из ложа, с киевским обладателем в той же галерее, что и Василий Болгарский, и Анна, наблюдающая из окна, а охота, птицы, танцы, клавишные, духовые и струнные инструменты сохранили праздничные церемонии римлян Константинополя и свидетельствуют о восприятии радости жизни.

Все это проявилось в последние годы в Киевском Храме со снятием советского покрытия.

Это было гораздо больше, чем слой штукатурки. Ещё в 19 веке в Российской империи после основания «Киевской губернии» использование украинского языка было запрещено, а отдельной украинской культуры и гражданства не признавали.

Советский Союз продолжал утверждать, что собор Святой Софии был творчеством не Владимира, а преемника Ярослава, поскольку он был князем в других городах до того, как стать Владыкой Киева, элемент, который использовался для создания мифа о колыбели трёх народов. Согласно этой теории, Россия, Украина и Белоруссия происходят из этнологического корня и являются «братскими народами», где Москва, безусловно, является «старшим братом», защитником и администратором.

Напротив, основание Святой Софии Владимиром и приписывание государства руссов (нынешних украинцев) Святой Ольге и её внуку подрывают идеологию «имперской» России, панславизма, так называемого «русского мира» и, конечно, «третьего Рима», к которому Московский патриархат стремится и по этот день.

Святые в соборе Святой Софии имеют большие широко раскрытые глаза и сжатые губы. Они рассматривают Бога в тайне вопиющей тишины. В то же время, они видят испытания, страсти и страдания верующих. Они видели, как четыре миллиона человек тихо умерли от голода, вызванного Сталиным (который до сих пор очень популярен в России). Они видели, как иностранная гегемония навязывает свой суверенитет и свою культуру, они видели, как история переписывалась, чтобы служить могучим возрасту этого они видели церковь, разорванную на куски, когда верующие хотели получить свободу. Но Святые также видят конец, силу истины, побеждающей мир.

Память всё ещё живёт там, где есть прозрачный луч, такой же лёгкий, живее мазков, сильнее скрипа истории. Этот луч, играющий в глазах Святых, в цветах задымленных стен и в неизменной плитке, проходит сквозь келью ума многих людей. Пусть Мудрость Божия откроет всем светлый путь.

Источник: panorthodoxsynod.blogspot.com

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Международный день коренных народов мира и Украина

В условиях масштабной российской агрессии украинские власти и гражданское общество продолжают защиту прав коренных народов Украины, представители которых стали...

Актуально