Четверг, 29 июля, 2021

От Афона до Кремля — родина не моя. Антифанарские интриги: закарпатский след

Must Read

Как известно, в тихом омуте черти водятся, или их там тщетно пытаются вылавливать. Так вот и в тихом и уютном Закарпатье пытаются наши герои половить рыбку, и некоторых, разумеется, из Московского патриархата им удалось захомутать. Итак, обо всем по порядку.

https://newssky.com.ua/wp-content/webpc-passthru.php?src=https://newssky.com.ua/wp-content/uploads/2021/07/ns-18.jpg&nocache=1

Митрополит Илларион (Алфеев)

В 2019 году в переводе на новогреческий язык, Шумило опубликовал на сайте греческого агентства церковных новостей «Romfea.gr», которое имеет дружеское по отношению к РПЦ отношение, две свои статьи. Первая с критикой хиротоний Викентия (Чекалина) в УАПЦ 1990 года, вторая с критикой почитания Василия Липкивского отдельными иерархами УПЦ-КП и УАПЦ, которые 2019 года присоединились к ПЦУ.

В частности, Шумило особенно нападал на Мукачиско-Карпатскую епархию ПЦУ, управляющий которой, является Архиепископ Виктор (Бедь), который в 2019 году провёл мероприятия по чествованию ново мученика, Митрополита Василия Липковского.

Шумило подчёркивал, что Виктор (Бедь) якобы совершил «неслыханную вину и отступление от канонов», поскольку уже после вхождения в ПЦУ продолжает чествовать Липкивского в качестве святого. Вот его слова из этой статьи-доноса, адресованной Константинопольскому патриарху:

«После объединения УАПЦ и УПЦ-КП в новой юрисдикции под названием «Православная Церковь Украины» эти иконы В. Липковского продолжают висеть теперь уже в храмах ПЦУ. Более того, как докладывает официальный сайт Мукачево Карпатской епархии ПЦУ, 19 марта 2019 г. епископ ПЦУ Виктор (Бедь), управляющий Карпатской епархией ПЦУ, по случаю 155-летия со дня рождения Василия Липковского отслужил «молебен святителю-священномученику Василию». В молитве Владыка Виктор просил молитвенного заступничества святого перед Отцом нашим небесным».

Но тут вдруг видим интересный момент. В 2010-2013 годах Шумило регулярно ездил в Ужгород, выпрашивая у тогда ещё Архимандрита Виктора (Бедь), ректора Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия и Карпатского университета имени Августина Волошина, деньги на издание своих книг (совместных с братом Виталием Шумило и его женой Светланой Авласович-Шумило). В рамках своего «Аскольдовского» проекта, направленного на популяризацию и канонизацию князя Аскольда, как первого крестителя Руси-Украины. Параллельно — был корреспондентом интернет-сайта Черноморца-Штейникова «Религия в Украине», который регулярно публиковал критические материалы о Бедь и его академии. Удивительное «двоемыслие»! Но как тут не «двурушничать», если и там, и там платили ему неплохие деньги? А деньги, как известно, не пахнут …

Кстати, поездки Шумило в Ужгород в 2010-2013 годах были небесполезными.

Он добился от Ректора Ужгородской академии выделение средств, для выхода в свет сборника докладов проводимой им и его братом Виталием Черниговской конференции по 2010 году. Научные чтения, посвящённые 1150-летию со дня заключения мирного соглашения между Византийской империей и древне украинским государством Киевской Русью и принятия христианства Великим Киевским князем Оскольдом. Издание Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия и Карпатского университета имени Августина Волошина. Ужгород, 2011год.

В луцком издательстве члена Конгресса украинских националистов Андрея Криштальского «Терен», которое для Шумило рекомендовал сам Александр Сугоняко, в 2012 г.. За финансирование Ужгородской академии вышел научный сборник «Християнизацийни влияния в Киевской Руси во времена князя Аскольда 1150 лет».

Наконец, в 2013 году в Ужгородском издательстве «Патент» по просьбе Шумило также при поддержке Виктора (Бедь), был издан сборник докладов под названием «1150-летие основания Украинской Православной Церкви (с центром Митрополии в Киеве): духовно-исторические предпосылки и цивилизационное наследие: коллективная монография».

Итак, целых три книги издал Шумило с целью само пиара при поддержке Ректора Ужгородской украинской богословской академии Виктора (Бедь), а теперь, в знак благодарности, пишет против него статьи-доносы, призванные дискредитировать Владыку внутри ПЦУ. Очень по-христиански, не так ли?

https://newssky.com.ua/wp-content/webpc-passthru.php?src=https://newssky.com.ua/wp-content/uploads/2021/07/ns1-16.jpg&nocache=1

Сергей Шумило

Но на это были серьезные причины. Дело в том, что в Мукачево-Ужгородской епархии УПЦ МП к окончательному расколу существовали две группы: проукраинское меньшинство, которую возглавлял Виктор (Бедь) до его перехода в УАПЦ 2015 года, и пророссийское большинство, координатором которой стал, рукоположенный в 2006 году на епископа Антоний (Паканич). Такое положение дел возникло ещё в 2009 году, когда от Ужгородской академии отошли священники Александр Монич и Александр Гук, поддержанные Антонием (Паканичем). До 2009 года они и мирянин Юрий Данилец публиковали статьи, в которых пытались восхвалять юрисдикцию «савватиевцами» на Закарпатье довоенного времени, как канонический орган церковного управления со стороны Константинопольского Патриархата. Но вскоре они круто изменили свой вектор.

А чтобы насолить Виктору (Бедь) и академии, Юрий Данилец решился на следующий шаг.

В 2009 году издательским отделом Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия и Карпатского университета имени Августина Волошина, было выпущено историко-краеведческую книгу «Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Бедевля Тячевского района Закарпатской области», авторами которой стали Виктор Бедь и иеромонах Пимен (Мацола), благочинный Грушевского монастыря Хустской епархии. Общий объем книги оказался очень значительный — 102 страницы.

Что делает в ответ, с целью самопиара, господин Данилец? В декабре 2009 года он переманивает на свою сторону Пимену (Мацолу), и в соавторстве с ним выпускает новую, и в большинстве своём — такую ​​же, почти аналогичную по содержанию и структуре книгу под названием «Православный Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Бедевля», выпущенную при поддержке Хустской епархии в издательстве «Карпаты», в Ужгороде. Правда, предыдущий вариант той книги, которую выпустил Бедь, на этот раз было частично переработано, расширено за счет вставок некоторых цитат из документов, а также за счёт включения в приложение старинных фотографий клириков и насельников обители, размещение фоторепродукций и архивных документов о монастыре. Общий объем книги тоже оказался очень значительный — 192 страницы. Презентация книги состоялась в Ужгородском пресс клубе 12 февраля 2010 года, то есть вышла она, по сути, реально только в 2010 году, уже после похожей по содержанию и структуре книги Бедя. Прямого плагиата здесь нет, речь идет о масштабных заимствованиях, но определенная нечестность и непорядочность, определенная двойная мораль всё-таки сказалась.

Не без участия управляющего делами УПЦ МП Антония (Паканича), в 2010-2011 годах сформировался враждебный Бедя промосковский церковно-историографический кружок в лице священника Александра Моныча и мирянина Юрия Данильца. Который после 2009 года, войдя в полное противоречие своим прошлым утверждениям с одобрением «савватиевцев», теперь наоборот, всячески стал восхвалять «сербскую юрисдикцию» довоенной православной церкви Закарпатья, которая существовала параллельно Константинопольской на этой же территории, и заявляла якобы о спровоцированном Константинопольским Патриархатом «савватиивском расколе».

Эти деятели — Монич и Данилец в своей деятельности стали прикрываться именем покойного Архимандрита Василия (Пронина), а уже в 2011 годах в противовес УУБА образовали даже так называемый «Богословско-исторический научно-исследовательский центр имени Архимандрита Василия», который до сих пор нигде не зарегистрированный. Кроме того, как сообщал сайт Мукачевской епархии УПЦ МП 17 октября 2014 года, под руководством Юрия Данильца и протоиерея Александра Моныча в Ужгороде было основано Закарпатское отделение «Международного института Афонского наследия» — общественная организация, которую возглавил Шумило. В августе 2015 года Шумило и Данилец даже провели научную поездку на Афон, с целью посещения архива Афонского Пантелеимоновского монастыря.

Почему Шумило сотрудничал в 2010-2013 годах с Виктором (Бедем), а уже в 2014 году сблизился с его промосковскими оппонентами? Что, так резко поменяло политические ориентиры? Вопрос пока остаётся открытым. Возможно, в этом Шумило руководствовался исключительно меркантильными интересами, а не какими-то личными или идеологическими мотивами.

Но на достигнутых целях наш герой не остановился. Уже 3 января 2020 года Сергей Шумило вдруг опубликовал на сайте «Ромфэа» на греческом языке открытое письмо в адрес Константинопольского Патриарха Варфоломея, с требованием рассмотреть новые «компрометирующие факты» о УАПЦ и УПЦ-КП, которые открылись благодаря Шумило, и, учитывая их, требовал у Варфоломея пересмотреть своё решение о предоставлении Томоса для ПЦУ. Вспоминал, некого Викентия (Чекалину), хотя его дело уже давно ни для кого не актуально. Интересно, что это письмо Шумило подписал, не как частное лицо, а как руководитель Международного института Афонского наследия. Вроде как от имени целого института выступил, требуя фактически отмены Томоса. Его письмо было перепечатано и на английский язык:

Единственное, что постеснялся сделать наш герой — так это перевести своё письмо на украинский язык, потому что всё-таки решил скрыть данный факт перед Украинцами.

Это письмо пока поддержал только один иерарх, близкий к Кремлю — Митрополит Навпактский Иерофей, известный своими пасквилями против Варфоломея, борьбой против экуменизма и глобализации. Он потребовал, чтобы Константинополь дал официальный ответ на обращение «православного апологета Сергиоса Шумило». Все остальные это обращение проигнорировали. Очевидно, для Шумило такие выступления — это новый способ пиара, чтобы его заметили приближённые к Кремлю лица.

Мечты нашего героя сбылись. Митрополит Илларион (Алфеев) недавно не просто заметил, но и стал рекламировать статьи Шумило, в которых тот якобы разбивает в пух и прах УАПЦ, доказывает не каноничность «автокефальных раскольников», отсутствие у них «апостольского преемства», и даже сам Вселенский патриарх должен был изучать и реагировать на такие статьи.

Вот что сказал Митрополит Илларион в начале этого года, гневно клеймя Константинопольского патриарха Варфоломея:

«В упомянутой статье профессора Афинского университета и иерархий Вселенского патриархата епископа Авидского Кирилла приводится линия апостольского преемства в хиротонии Макария Малетича. Это очень слабая версия, она была убедительно опровергнута историком Сергеем Шумило. Его статья «Самозваный епископ Викентий Чекалин, и его участие в первых хиротониях УАПЦ 1990 года» опубликована на сайте «Ромфея». Более того, автор направил текст данной статьи самому Патриарху Варфоломею. На неё не было ответа до сих пор. Вероятно, Преосвященный Авидский не читали статьи С. Шумило. Напомню, там цитируются документальные свидетельства самого Боднарчука, заверенные его подписью».

В каких свидетельствах самого покойного Митрополита УАПЦ, позже УПЦ-КП Иоанна (Бондарчука) можно говорить? Как же Шумило мог иметь доступ к личному архиву Владыки Иоанну, чтоб цитировать его собственноручные записи? Вряд ли это могло иметь место, они вообще не были знакомы, ведь Шумило в 1990-х годах работал банкиром и по совместительству — агитатор РПЦЗ, стоял на белогвардейских-монархических позициях, хотя и дружили с представителями киевской богемно-неформальной «тусовкой» Владимиром Кательницким и Константином Гнатенко.

А может, Шумило имел доступ к закрытым архивам Московского патриархата, или даже к сверхсекретным архивов КГБ или ФСБ? Об этом и он сам, и рекламирующий его Илларион (Алфеев) смолчат. Хотя, уточнение по этому вопросу многое могло бы прояснить.

В общем, при современных технических возможностях, любые сомнительные документы достаточно просто проверить на идентичность. Ну а фальсификат, сколько бы его не парили, даже с участием Иллариона (Алфеева), всегда будет оставаться фальсификат.

Формально, Шумило апеллировал к Варфоломею, как к Главе Вселенской церкви, вроде как бы почитает его. А для «внутреннего потребления», на страницах отсутствующего в интернет-доступе журнале Киевской Митрополии МП «Пастырь и паства» (2019, № 5), Сергей Шумило говорит, что Фанар для УПЦ — не указ, не авторитет, что даже те канонизации святых, проведенные в УАПЦ и УПЦ-КП, являются незаконными, а также необоснованный и Фанар. И кто признал их, тот сам стал не каноничным, и подрывает свою репутацию, отошел от чистоты православной веры, и уже не является Вселенским.

Как справедливо заметил по поводу таких откровений Шумило, один знакомый священник: «Шумило ещё три-четыре года назад ревностно писал о «русских катакомбниках и зарубежниках» и всяческих осквернителей РПЦ, не считая её даже Канонической церковью. Теперь так же «рьяно» пишет об РПЦ и уничтожает всё украинское. При этом хорошо маскируется под любителя украинской старины и знатока украинского Афона. Такая куропатка в клеточку — сегодня «Рябой», а завтра Сидой».

Но в целом, суть его деятельности вполне понятна. Менялись суммы гонораров, менялись задачи кураторов, но неприязнь к Константинополю всегда сохранялась, как и негативное отношение к идее независимости УПЦ.

Странно только, что такой борец против Автокефалии ПЦУ и любимец Иллариона (Алфееваа), как Сергей Шумило, до сих пор работает преподавателем Государственного вуза. С мая 2021 года — научным сотрудником отдела регионалистики Института истории НАН Украины (несмотря на обусловленные экономическим кризисом большие сокращения в государственных научных структурах), а также, начиная с 2019 года, был прикреплённый в качестве помощника, к народному депутату Валерию Дубиль. Валерий Дубиль был избранный по спискам «Блока Юлии Тимошенко». Последняя партия, будто формально декларировала свою приверженность идеям украинской церковной Автокефалии. Но на словах у них — одно, а на самом деле, как видим — совершенно другое.

Об этом сообщает информационный ресурс NewsSky

Лента

Ставропигия Вселенского Патриархата будет служить в Андреевской церкви: Подписано соглашение с государством

Ставропигия Вселенского Патриархата в Украине подписала соглашение с Министерством культуры и информационной политики Украины об использовании Андреевской церковью -...

Актуально