В РПЦ предполагают возможность проведения своего дежурного архиерейского собора после завершения войны России против Украины. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с комментарием, Главы синодального миссионерского отдела Епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева).
В нём он заявил, что одной из главных задач предстоящего собрания иерархов Московского Патриархата будет «послевоенное устроение церковной жизни». По его мнению, этот процесс во многом будет зависеть от того, как и на каких условиях завершится так называемая российская «спецоперация». Именно так представитель РПЦ ответил о том, насколько реально проведение собора после завершения войны против Украины.
О чём может свидетельствовать такой лаконичный комментарий, попробуем разобраться в этой статье.
Прежде чем приступить к анализу озвученных перспектив, следует напомнить, что сам архиерейский собор (по уставу РПЦ должен собираться по крайней мере раз в 4 года) в Москве не могут созвать уже 7-й год подряд, к слову, последний Собор состоялся в 2017 году.
На Собор возложены большие надежды, ведь именно он должен дать оценки всем произошедшим в мировом православии событиям в определенный период, как, например, дарование ПЦУ Томоса об автокефалии от Вселенского Патриарха, или недоразумение Московской Патриархии с Болгарской и Румынской Церковью. Также Собор должен решить наболевшие вопросы, которые сложились в среде самого Московского Патриархата, которых за это время накопилось немало, как, в частности, положение дел в Украине, Молдове, Латвии и т.д.
Все эти кейсы, говоря простым языком, зависли в воздухе, ведь сам Собор переносят из года в год, то из-за эпидемии коронавируса, то из-за войны в Украине. И если всемирная пандемия лишь делала невозможным простое собрание участников архиерейского собора, то война ставит под сомнение его легитимность.
Ведь, как известно, в состав Собора входят также иерархи Московского Патриархата, которые служат в Украине и объединены в бутафорское собрание под шумным названием «УПЦ», что на самом деле не соответствует действительности. (Ведь как мы уже неоднократно говорили в наших предыдущих публикациях так называемая УПЦ – это лишь совокупность епархий РПЦ на территории Украины.) Впрочем, их отсутствие на упомянутом собрании (это почти треть всех участников) нивелировало бы уровень самого Собора. К тому же их судьба пока остаётся неизвестной.
Как известно сама так называемая УПЦ на своём Соборе в Фефании (май 2022 года) якобы объявила о полном отграничении от Московского Патриархата, однако до сих пор не опубликовала соответствующих документов, которые бы это засвидетельствовали. В то же время сама пресса пока не дала объективной оценки этому собранию и его решениям.
На сегодняшний день можно наблюдать определенную игру между ними, когда одна (РПЦ) отбирает у другой цели епархии, а другая (УПЦ) этого даже не замечает. Условия этой игры продиктованы военными реалиями, которые и заставляют обе религиозные организации себя так вести. Конец этой игры будет совпадать с концом войны, а её результаты и условия, на которых эта война будет завершена, обусловят и финал игры Московской Патриархии, и её филиала в Украине.
Собственно об этом как один из аспектов и говорил упомянутый вначале Епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев). Теперь вернёмся к возможности проведения Собора после завершения войны. Почему же такой вариант наиболее оптимален для РПЦ? И что он значит?
А значит он то, что в самой стране заняли ожидаемую позицию для того, чтобы посмотреть на исход войны. Пока никаких сдвигов в озвученных вопросах – не будет. Однако готовиться нужно уже сейчас. Поэтому в Даниловом монастыре прокручивают различные варианты и возможности выхода из них на оптимальных условиях, удовлетворяющих нынешний церковный бомонд. Иными словами, как сделать так, чтобы в любом случае, если не выиграть, то, по крайней мере, не проиграть.
Вероятно, что в Даниловом монастыре рассматривают 3 варианта развития событий. Первый – триумфальный. Согласно ему Россия полностью поработит Украину, а Московская Патриархия всецело поглотит украинское православие.
Учитывая действия Московских иерархов с начала полномасштабного вторжения, а именно благословения оккупантов, а также поддержку Кремлевского режима становится очевидным, что такой вариант является наиболее желательным и ожидаемым. Не трудно догадаться, что такая развязка составила бы и соответствующую повестку дня уже упомянутого собора, на которой лишь бы юридически и канонически была оформлена духовная оккупация Украины, основанная на позиции силы.
На внешней арене РПЦ, при таких условиях, потерпела бы существенные потери, в частности в той же Молдове и Латвии. Вполне закономерно, что позиция силы здесь не подействовала бы. Так же церковь проиграла в борьбе с Константинополем. Очевидно, что с церковью страны агрессора никто бы не общался. Да и сама ситуация лишь бы углубила ту изоляцию, в которую сама себя завела ещё со времени создания ПЦУ. Однако, несмотря на все минусы, в белокаменной до сих пор надеются на такой ход событий в будущем.
Однако летний демарш Вагнеревцев показал все слабые стороны Кремлевского режима, поэтому во многих кругах, в том числе и в церковных, начали рассматривать и другие возможные варианты. Речь идёт о так называемом «перемирии» и полном фиаско России.
В обоих случаях для РПЦ важно сохранить своё лицо, а в последнем – абстрагироваться от Кремля. Если это не будет сделано, то нынешнее церковное руководство разделит с представителями Кремлевского режима ряд подсудимых в Гааге. Впрочем, перспектива сменить фешенебельную келью на тюремную камеру не очень симпатизирует нынешнему московскому священноначалию. Поэтому оно уже начало действовать на опережение и производит своеобразную перестраховку.
Для этого от церковного руля одним за другим отстраняются пылкие головы, такие как, Митрополит Леонид Горбачев, а в медийном пространстве и на внешнюю арену возвращаются старые кадры а-ля протоиерей Николай Балашов и иже с ним. Все это делается для того, чтобы сохранить саму церковную структуру, которая в будущем могла бы восстановить своё влияние и сыграть для восстановления Кремлевского режима.
Закономерно, что фиаско России заставит РПЦ во многих принципиальных вопросах пойти на уступки, как признание ПЦУ и налаживание отношений с Константинополем. Впрочем, это поможет удержать ту же Латвию, которая уже год как просит полную независимость; и поможет урегулировать ситуацию с Молодежью, где ежедневно разгорается конфликт с Румынской Церковью.
Впрочем, церковная Москва может принять и довольно нелепое решение, а именно остаться верным слугой Кремля. Это приведёт к роковым последствиям и уничтожит саму РПЦ изнутри и соответственно полностью похоронит её влияние на всеправославной арене. Единственное, что останется в таком случае, так это играть роль патриота-подвижника, который бы повсюду призывал бороться за восстановление белой славы великой России-матушки. Что-то подобное сейчас делает её нынешний Глава Кирилл Гундяев. Смогут ли эту роль играть другие его коллеги? Вероятно, что пока таких отчаяний в жизни немало, однако не иссякнет ли их дух с поражением России?
Всё это станет понятно в будущем. До тех пор пока мы уже отмечали выше, что никаких волевых решений принято, не будет. Да и сам Собор созван тоже не будет. Ибо его проведение в нынешних условиях лишь усугубит и так сложную ситуацию, в которой оказалась РПЦ. Поэтому сейчас Московская Патриархия сохраняет статус КВО, и, как говорится, в самой Москве сохраняет довольную физиономию при плохой погоде. Наберёмся терпения и продолжим наблюдать за развитием событий.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.