Среда, 24 апреля, 2024

Патриарх Сербский Порфирий, обвинил Вселенского патриарха Варфоломея в нарушении православных традиций и канонов

Must Read

Патриарх Сербский Порфирий обвинил Вселенского патриарха Варфоломея в том, что тот пошел против православной традиции. Сербская же православная церковь стоит, по его мнению, на стороне «канонов». Все это было сказано в контексте предоставления Вселенским патриархом автокефалии ПЦУ.

«Действия Константинополя в Украине не соответствуют традиции Церкви. Мы на стороне порядка и канона», – сказал патриарх Порфирий в интервью сербским СМИ.

Разберёмся, что не так с его словами и не нарушает ли он сам такими высказываниями «православные каноны», которые пытается защищать.

– Тезис «Действия Константинополя в Украине не соответствуют традиции Церкви». На самом деле действия Вселенского патриарха Варфоломея полностью соответствуют историческим прецедентам прошлого. В случае с автокефалией ПЦУ, Вселенский патриархат не «изобретал велосипед» и действовал точно так же, как Вселенский патриарх действовал сто лет назад, предоставляя автокефалию Польской православной церкви, Албанской ПЦ и другим церквям. Об этом сам патриарх Варфоломей неоднократно говорил в СМИ, и в официальных документах, в частности в письме предстоятеля Кипрской церкви. «Вселенский патриархат действовал по делу Церкви Украины, так же как и при произнесении всех новых автокефальных Церквей, добровольно и самоотверженно, на основе многовековой традиции», – говорилось в письме Вселенского патриарха. Если Порфирий обвиняет Вселенского патриарха в нарушении «традиций Церкви» он ставит под сомнение и прошедшие предоставления автокефалий от Вселенского патриархата в свою очередь ставит под сомнение существование более половины поместных церквей. Об этом также говорил Вселенский патриарх, обращаясь к противникам автокефалии ПЦУ: «В православии нет раскола. Я сказал и повторяю сейчас. Со стороны Русской Церкви существует иной взгляд на украинский вопрос, что оказалось в прекращении общения с Церковью-матерью Константинополь, а затем с другими автокефальными  церквями, из-за решения Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии к Церкви Украины … Мы следовали традиции православия, установленной многовековой церковной практикой. Я помню, что Константинополь уже предоставил автокефалию ещё девяти поместным Церквам, как и в случае с Украиной. Сегодня, конечно, некоторые в корыстных целях отрицают этот очевидный факт. Но те, кто ставит под сомнение права и обязанности вселенского патриархата, по сути, ставят под сомнение само их существование и идентичность, саму структуру православия», – подчеркнул Святейший владыка, намекая на Русскую православную церковь.

– Тезис «Мы на стороне порядка и канона». Может быть, Сербская Церковь на стороне порядка и канонов, когда она отрицает право Вселенского патриарха предоставлять автокефалии? Более того, автокефалия от Вселенского патриархата была предоставлена ​​своей митрополии – а именно Киевской митрополии Вселенского Патриархата, которая после Объединительного собора стала автокефальной церковью и начала именоваться Православной Церковью Украины. В 1686 году Вселенский патриарх дал право Московскому патриарху рукополагать Киевского митрополита, но при этом последние должны вспоминать Вселенского патриарха первым, «как своего главу». Таким образом, Киевская митрополия и после 1686 оставалась во владении Вселенского Патриархата. Это подтвердилось и недавними заявлениями украинских историков. Таким образом, в случае с Украиной, Вселенский патриарх действовал исключительно на своей канонической территории. Он дал своей митрополии автокефалию. Ни РПЦ, ни Сербская Церковь не имеет никакого отношения к Киевской митрополии и никогда не имела никаких прав на неё. Поэтому никаких канонов не мог нарушить Вселенский патриарх, когда распорядился предоставить автокефалию своей митрополии. Напротив, именно патриарх Порфирий выглядит в этом случае невеждой, когда утверждает обратное.

https://gordonua.com/img/article/3381/64_tn.jpg

Как добывалась автокефалия Сербской Церкви. И это канонически?

16 апреля 1346 года, на Пасху, сербский король Стефан Душан, созвал большое собрание в Скопье, в котором приняли участие Сербский архиепископ Йоаникий II, архиепископ Николай I Охридский, патриарх Болгарский Симеон и различные религиозные лидеры Афона. На собрании священнослужители договорились, а потом, что торжественно совершили подъём автокефального Сербского архиепископства к статусу Патриархата. Таким образом, первая автокефалия Сербской церкви была само провозглашённая и происходила при поддержке светской государственной власти, особенно её короля. В «Житии преподобного Исаии старца» (Афонский Патерик) о выполнении Стефаном своего намерения написано следующее: «Это он сделал единственной своей властью, не только не посоветовавшись с Патриархами греческими, но и не побоявшись навлечь на себя через этот поступок церковное отлучение».

Новый Патриарх, Йоаникий 2 торжественно короновав Стефана Душана, как «Императора и самодержца из сербов и римлян». Сербский Патриархат взял на себя суверенитет на горе Афон и греческие архиепископства, находящихся под юрисдикцией Константинопольского патриархата (Охридская архиепископия оставалась автокефальной), что привело к отлучению короля Стефана Душана от церкви Константинопольским патриархом Каллистом 1 в 1350 году.

Не совсем канонически, мягко говоря, правда? Но своё под носом плохо видно патриарху Порфирию (Перичи), зато ему хорошо видны «анти каноничные действия» Вселенского патриарха. Наверное, по его мнению, было бы «канонично», если бы иерархи в Украине с помощью светской власти само провозгласили автокефалию, как это было в Сербии в 1346 году и в Украине в 1920-х, 1990-х гг.?

В XV в. Сербия попала под иго турок и в церковную зависимость от Константинопольского патриархата. В 1557 году получила независимость, но через два века снова оказалась в подчинении у Константинополя. Сербская православная церковь в Княжестве Сербия, получила автономию в 1831 году и была организована как Белградская митрополия, оставаясь под верховной церковной юрисдикцией Константинопольского Вселенского патриархата. Княжество Сербия получило полную политическую независимость от Османской империи в 1878 году, и вскоре после этого были начаты переговоры с Вселенским патриархатом, что привело к каноническому признанию полной церковной независимости (автокефалии) для Белградской митрополии в 1879году. В то же время сербские православные епархии в Боснии и Герцеговине оставались под верховной церковной юрисдикцией Вселенского патриархата, но получили внутреннюю автономию.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Болгарский Патриархат упразднил делегацию Благодатного огня в Иерусалим

В коротком сообщении Болгарский Патриархат передал принятое Священным Синодом решение о направлении делегации в Иерусалим, для перенесения Благодатного огня...

Актуально