Пятница, 19 апреля, 2024

Патриарх Варфоломей, Апостол мира и христоцентризма – эксперт

Must Read

Вселенский Патриарх Варфоломей I родился в 1940 году под именем Димитриос Архонтонис на острове Имброс (ныне Гекчеада, Турция). В октябре 1991 года он был избран 270-м архиепископом церкви, основанной 2000 лет назад Святым Андреем, и получил титулы архиепископа Константинопольского, Нового Рима, и Вселенского патриарха.

Об этом пишет Юлиан Худый на страницах информационного ресурса NewsSky.

Вселенский Патриархат, олицетворяющий собой центр всех поместных Православных Церквей по всему миру, является учреждением, которому шестнадцать веков, и имеет наднациональный и надрегиональный характер. Его духовная ответственность за развитие христианской веры среди всех народов, независимо от их рас и языков, означает, что его деятельность распространяется по всему миру, включая Америку, Дальний Восток и Соединенные Штаты.

Но на этом пути, проложенном уже тысячелетиями, он встретился с очень коварным соперником, Московским Патриархатом, который стремится занять место Вселенского, стать своего рода узурпатором. Об этом и не только об этом мы и поговорим в настоящем очерке.

После неудачного разделения церквей Первого и Второго Рима в 1054 году Вселенский Патриархат продолжил свою роль единства, которую он уже выполнял на Востоке с первых веков христианской эры, предлагая свое служение и солидарность церквям Востока. В трудные времена и до недавних событий Вселенский Патриархат регулярно консультировался с ними с целью решения проблем, которые возникали внутри Церквей и между ними. Часто, особенно во время беспорядков или гонений, патриархи других Церквей даже проживали в Константинополе, который стал местом встреч Священного Синода под председательством Вселенского Патриарха.

Вселенский Патриархат также спонсирует интенсивную миссионерскую деятельность через век: наиболее яркий пример, несомненно, является Крещение Руси во время правления Аскольда, а потом Ольги и Владимира, и самый последний пример был миссионерство в Юго — Восточной Азии в прошлом веке. Эта миссионерская ответственность принесла Великой Церкви репутацию «золотого факела ортодоксии, сохраняющего свет без упадка христианского мира».

С начала ХХ — го века, Вселенский Патриархат полностью участвует в экуменическом движении. В январе 1920 г. в энциклике Константинопольского патриарха говорилось о необходимости создания Лиги церквей. Позднее это материализовалось в 1948 году в форме Вселенского совета церквей: для ортодоксии он представлял собой не универсальную Церковь в каноническом смысле этого слова, а место обмена между христианами, опечаленными своими разделениями. Вселенский Патриархат также участвует в местных экуменических образованиях и возглавляет двусторонние богословские диалоги, проводимые с различными неправославными христианскими конфессиями, а также с другими монотеистическими религиями.

Одна из важнейших задач Вселенского Патриархата — обеспечение единства Автокефальных Православных Церквей. Его первенство находится именно на службе церковного общения, что подразумевает ответственность и прерогативы в инициативах в пользу всеправославного единства. Это сильное чувство ответственности и лидерства перед другими народами и перед Богом объясняет неустанные усилия Патриархата по консолидации православного единства в мировом масштабе, усилия, которые часто оказывались трудными из-за национальной напряженности и конфликтов, политических разногласий. История Церкви сложна, но несмотря на все ошибки иерархов, подкупы и интриги, она тем не менее выполняла свою высокую функцию. Помимо всего прочего, функцию восстановления справедливости и межнационального примирения.

Так, еще во время понтификата Папы Иоанна Павла II Вселенский Патриарх Варфоломей I добился значительного прогресса в направлении примирения Римско-Католической церкви и Православной церкви. Он был назначен членом Комиссии веры и порядка Всемирного совета церквей на 15 лет, в том числе 8 лет в качестве президента, он был избран членом Центральной и исполнительной комиссии этого Совета.

Папа Франциск заявил, что за несколько десятилетий до II Ватиканского Собора Вселенский Патриархат поставил важные вехи для сближения церквей Востока и Запада уже 100 лет назад, с письмом Святейшего Синода Константинопольского Патриархата, в котором было написано, что «когда разные церкви будут вдохновлены любовью и поставят ее прежде всего в своем суждении о других и в своих отношениях друг с другом, они смогут, вместо того, чтобы увеличивать и расширять существующие разногласия, стремясь наблюдать за тем, что происходит в этих церквах, и получать более точные знания о них, а также готовясь, когда представится возможность, оказывать помощь и помощь, они будут делать и затем совершать много добрых дел для своей славы и пользы и для всего христианского тела, а также для продвижения вперед вопроса о союзе». Папа благодарит Бога за развитие торговли между Римом и Константинополем в течение последних 100 лет.

Он признает «что сохраняются препятствия в отношении» цели восстановления полного общения, выраженной участием в одном евхаристическом алтаре«, но он говорит, что «убежден, что, идя вместе в взаимной любви и продолжая богословский диалог, мы достигнем этой цели. Эта надежда основана на нашей общей вере в Иисуса Христа, посланного Богом Отцом, чтобы объединить все народы в единое тело и краеугольный камень единой и Святой Церкви, святого храма Божьего, в котором все мы-живые камни, каждый в соответствии со своей особой харизмой или служением, дарованным Святым Духом». Отойдя от гомелетической риторики, смысл сводиться к простому: уметь видеть человека в человеке и христианина в христианине и при этом быть верным своей традиции и готовым к диалогу и позитивным изменениям.

Папа Римский Франциск выражает братские отношения с Патриархом Варфоломеем. Как это традиция, каждый 30 ноября в День святого Андрея, делегация Святого Престола приняла участие в Божественной литургии под председательством Константинопольского Патриарха Варфоломея, в церкви Святого Георгия на Фанаре, штаб-квартире Вселенского Патриархата в Константинополе. Кардинал Курт Кох, председатель Папского совета по поощрению единства христиан, вручил патриарху послание Папы Франциска на этот «праздник апостола Андрея, любимого брата святого Петра и покровителя Вселенского Патриархата». А сам Папа Франциск написал Варфоломею письмо, где в частности отметил, что «напоминание о милосердии, Апостольском рвении и упорстве Святого Андрея является источником поощрения в эти трудные и критические времена. Воздаяние Славы Богу также укрепляет нашу веру и надежду на того, кто принял в вечную жизнь святого мученика Андрея, чья вера сохранилась в испытании».

Папа упоминает о присутствии Патриарха Варфоломея рядом с ним 20 октября 2020 года во время межрелигиозной молитвы за мир, организованной в Риме общиной святого Эдигия. В нынешней международной обстановке, отмеченной пандемией коронавируса и многочисленными геополитическими беспорядками, Франциск подчеркивает, что «конфликты и насилие никогда не прекратятся до тех пор, пока все народы не осознают, что они несут взаимную ответственность как братья и сестры. В этой связи христианские церкви, равно как и другие религиозные традиции, обязаны служить примером диалога, взаимного уважения и практического сотрудничества». В целом, как мы покажем в данном очерке, основой мировоззрения и проповеди Варфоломея является христоцентризм. Ведь, прилагательное «православный» обретает смысл, только соединившись с существительным «христианин».

Для патриарха Варфоломея, характерен генеральный подход, принимающий центральность Христа как в космосе и истории, так и в онтологических основах бытия — в том смысле, что в Нем соединились Бог и человек, небесный и земной мир. «Не только Бога, но и самих себя мы не можем познать иначе, как через Иисуса Христа. Без Иисуса Христа непознаваемы ни жизнь, ни смерть… Знать Бога без Иисуса Христа — вещь бесполезная, хотя и практикуемая» (О.Клеман). В частности, он подчеркнул центральную роль воскресения в Православной Церкви: «Воскресение есть основание веры. Без него наше сообщение пусто. Празднуем Пасху с энтузиазмом. Этот праздник является самым важным в Православной Церкви, больше, чем в любой другой Церкви. Радость воскресения обитает в нас, и мы поем ее со всем творением».

Патриарх Варфоломей является активным участником проекта «Праздник Иисуса 2033», который поднимает деликатный вопрос об общей для всех христиан дате Пасхи. По сей день православные церкви отмечают его в другой день, чем католическая и протестантская церкви. Варфоломей напомнил о желании Вселенского Патриархата унифицировать дату. В 1970-х годах в Шамбези проводилась конференция с участием ученых: «они убедили нас, что православный способ вычисления этой даты неверен». Однако несколько православных церквей (и наиболее мракобесная Московская) отказались от выводов этого исследования. Его навязывание привело бы к расколу. Более того, этот вопрос остается настолько деликатным для Православных Церквей, что не обсуждался на Великом Православном Соборе в июне 2016 года на Крите. «Я нахожусь в трудном положении, я должен поддерживать межправославное единство, и эта тема до сих пор расходится», — сказал Варфоломей.

Не менее примечательны высказывания Патриарха и по поводу Рождества, того праздника, который невежественные журналисты и интеллигенты-«образованцы» считают главным для всего Западного Христианства. Между тем у всех христиан главный праздник-Пасха, о чем и напомнил Варфоломей. В своих Рождественских послания Вселенский патриарх призывает к о отказу от потребления в мирской жизни….. Патриарх сурово относится к трансформации Рождества в наше время: «в секуляризованных обществах Рождество потеряло свой смысл, его сделали праздником показного потребления и всего мирского, не подозревая, что в этот святой день почитают ‘тайну всех времен’ Божественного воплощения.» По Словам Варфоломея, таким образом, подлинное христианское празднование Рождества сегодня является сегодня «актом сопротивления секуляризации жизни и ослаблению, или смерти, сознания тайны».

Его прозвали «Зеленым патриархом», потому что он занимается проблемами окружающей среды, вызывающими озабоченность, в течение как минимум 20 лет в качестве религиозного лидера. В 2008 году журнал Times включил Его Святейшество Варфоломея I, Вселенского Патриарха, в число 100 самых влиятельных людей в мире за «определение экологии как духовной ответственности». В 2000 году некоммерческая организация Scenic Hudson вручила Вселенскому патриарху Международную премию за достижения в области окружающей среды на церемонии в Нью-Йорке.

Этот аспект стоит раскрыть подробнее, хотя бы потому, что его основной геополитический конкурент, то есть Московский патриархат по большому счету игнорирует экологические вопросы, и уровень экологического сознания там, мягко говоря, ниже городской канализации. А между тем Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей I много говорил и писал по вопросам окружающей среды. Уже с 1992 года он предложил духовным лидерам православных церквей, что 1 — го сентября должно стать днем молитвы о защите окружающей среды. Патриарх Варфоломей сказал, что «….нас приглашают принять то, что в пасхальной гимнографии называется „другим образом жизни“. Потому что мы высокомерно и высокомерно относимся к творению. Мы отказываемся видеть руку Божью в океанах нашей планеты, на деревьях наших континентов и в животных, населяющих землю.

Мы отрицаем нашу собственную природу, которая призывает нас распознавать присутствие Слова Божьего в творении, если мы хотим стать „участниками божественной природы“ (2 Пет. 1, 4). Как мы можем игнорировать космическое значение того, что божественное Слово приобрело во плоти? Почему мы не видим сотворенную природу как продолжение тела Христа?». Патриарх Варфоломей пошел на многое, чтобы организовать в 2016 году Великий собор Православной церкви на Крите. Кроме того, он продолжает продвигать свободу вероисповедания и права человека, добиваться терпимости между различными религиями мира, а также работать во имя международного мира и защиты окружающей среды.

Его справедливо называют одним из величайших провидцев и миротворцев, а также апостолом любви, мира и примирения. Но в тоже время в сугубо принципиальных вопросах Константинопольский Патриарх непреклонен. Он предостерегает от риска превращения Православной церкви в «федерацию или, что еще хуже», в «конфедерацию церквей протестантского типа». Русская Церковь в одностороннем порядке порвала с Константинополем. Константинопольский Патриарх также указывает на Русскую Православную Церковь, которая «в одностороннем порядке» прервала евхаристическое общение в Православной Церкви. После признания Варфоломеем независимой Православной церкви в Украине Московский Патриархат решил разорвать все свои связи с Константинополем. «Любая попытка восстановить евхаристическое общение должна быть адресована именно этой Церкви, а не другим Церквям», – таково мнение Варфоломея.

По словам Константинопольского Патриарха Варфоломея, сегодня внутри Православной Церкви нет раскола. И хотя его часто обвиняют в неопапизме, на самом деле притязания папы носят именно Московский Патриарх, — сказал Предстоятель Константинополя в опубликованном интервью изданию «To Vima» [4 января 2021 года] и продолжил: «Я не могу допустить, чтобы ортодоксальная экклезиология была изменена на алтарь низших интересов. У меня нет права делать шаг назад. Слово истины «острее любого ножа. Это засвидетельствовано, по истории, источникам, документам, фактам». И хотя московские политруки в рясах говорили о «прискорбном неопапизме Константинополя», Патриарх Варфоломей обнаруживает трагическое отсутствие самосознания и выдвигает то же обвинение в адрес Патриарха Кирилла. Ссылаясь на российского Предстоятеля, он спрашивает: «Кто же тогда ведет себя как «Папа Православия?….Тот, кто остается верным своей традиции, или тот, кто претендует на положение, которого у него нет. Никогда не имел и не будет и никогда не приобрести?»

Дело в том, что вся диаспора по всему миру по канонам подчиняется именно Константинополю, именно по этому в Томосе было подчеркнуто, что ПЦУ не может иметь епархий за пределами Украины, может только основывать там подворья и то с согласия местных церквей, или соответствующих епархий Вселенского Патриархата. А Московская Патриархия хочет стать Вселенской, и это не просто дурь из гундяевской головушки, а попытка внедрить в жизнь еще сталинскую идею «Православного Ватикана», которую усатый тиран высказал в 1947 году, когда московитам почти удалось склонить на свою сторону патриарха Максима Пятого. Но 18 октября 1948 года под давлением турецких властей и греческого королевского правительства он был вынужден уйти на покой, в вину которому вменялись русофильство и даже в советофильство, в частности поездка делегации Константинопольской патриархии на празднование 500-летия автокефалии Русской церкви.

Именно тогда Синод Константинопольской Церкви избрал на престол апостола Андрея архиепископа Афинагора (Спиру), который был наиболее подходящей кандидатурой для нормализации отношений между Грецией и Турцией и для противостояния находившейся под советским влиянием Московской Патриархии. Тогда авантюра падшего Третьего Рима заграбастать себе престол второго Рима не удалась. Но в Московии, как мы видим, от данной идеи не отказались. И костью в их грешной глотке стала Украина, точнее украинская автокефалия.

Ведь создание ПЦУ как канонической церкви, уже частично признанной мировом Православием перекрывает имперские амбиции Москвы, те амбиции, которые и стремится реализовать РПЦ МП имени Сталина, забывавшая о своей прямой обязанности-проповедовать Христа Воскресшего. О чем постоянно благовествует патриарх Варфоломей.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россия обстреляла гражданские объекты “Укрзализныци”: задерживаются поезда

Сегодня, 19 апреля, Россия произвела массированный обстрел гражданских инфраструктурных объектов "Укрзализныци" в Днепре и области, из-за чего есть задержки...

Актуально