Вторник, 20 февраля, 2024

По примеру УПЦ МП юрисдикцию МП имеет намеренье оставить РПЦ за границей

Must Read

Вслед за УПЦ МП, которая на соборе 27 мая в Киеве декларировала свою «полную независимость» от Московской патриархии, о намерении двигаться в том же направлении намекает новое руководство Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) – той её части, которая в 2007 году «соединилась» с РПЦ.

Об этом сообщает Новая Газета.

Торжественному празднованию 15-летия этого события помешала кончина пророссийского первоиерарха РПЦЗ Митрополита Иллариона (Капрала), случившаяся прямо накануне торжества. Новый Предстоятель РПЦЗ (пока временный — в ранге Главы её Синода) митрополит Марк (Арндт) анонсирует резкое изменение курса своей церковной организации.

В конце мая Марк, этнический немец, занимающий Берлинскую и Немецкую кафедру РПЦЗ, дал обширное интервью немецкой радиостанции RND. Осудив позицию Патриарха Кирилла (Гундяева), «приветствующего войну», глава РПЦЗ сравнил её с сервилизмом Московской патриархии советских времён, когда РПЦ «оправдывала преступления коммунистического государства». Таким образом, 80-летний Марк вернулся к своей старой (30-40-летней давности) критике «сергианства» — идеологии Московской патриархии, зафиксированной в «декларации» Митрополита Сергея (Страгородского) 1927 года, где радости большевиков провозглашались радостями церкви, а их неудачи – неудачами Московской патриархии.

Ещё 20 лет назад Берлинский Митрополит решил, что «сергианство» осталось в прошлом, РПЦ перевернула эту страницу своей истории. Теперь, благодаря войне России в Украине, его постигло горькое разочарование. А может, и запоздалое покаяние в том, что, соблазнившись видимостью «бурного церковного возрождения» в России, он всеми силами толкал свою церковь в объятия Москвы. Ведь именно РПЦЗ самим своим независимым существованием свидетельствовала миру, что другое российское православие, не изуродованное противоестественным союзом с безбожной властью и КГБ…

Впрочем, Марк признаёт, что война России против Украины разделила его церковь — во многих общинах оказались как сторонники Путина, так и сочувствующие Украине. Паству РПЦЗ сегодня составляют преимущественно новые эмигранты — и частицы тех, кто приехал из России и Украины, примерно одинаковы. Однако христианство, если оно сохраняет хоть в какой-то мере верность своему Основателю и Отцу, не может превращаться в подстилку для тирании.

«Я считаю войну преступлением, – говорит Митрополит Марк. — Некоторые говорят, что на самом деле она длится восемь лет и что, например, правительство Украины допустило ошибку, запретив использование русского языка в школах. Вероятно, это так. Но это никогда не может быть оправданием войны. Ни в коем случае!»

Утверждение, что власть в Киеве «захватили нацисты», глава РПЦЗ назвал «нонсенсом». При этом иерарх выразил сдержанное недоверие публикациям, говорящим о масштабах разрушений или зверствах оккупантов. Он уверен, что на любой войне насилие и даже преступления совершаются с обеих сторон. Марк призвал Россию как можно быстрее вывести войска с территории Украины и приветствовал перспективу вступления Украины в ЕС.

В конце Митрополит предположил, что его церковь может покинуть Московский патриархат. «Мне трудно поверить, что украинская часть нашей церкви захочет остаться с русской [церковью]», — признает он и добавляет, что именно этнические украинцы — самые преданные и активные чада РПЦЗ. Так сложилось за последние 30 лет, по мере ухода в свет другой старой русской эмиграции, творившей Зарубежную церковь. Ещё в марте Синод РПЦЗ фактически разрешил приходам, на которых преобладают противники войны РФ против Украины, прекратить литургическое чествование Патриарха Кирилла (Гундяева).

Очевидно, что на позицию нового предстоятеля РПЦЗ повлияли происходящие в Украинской церкви процессы. Предстоятель УПЦ Митрополит Онуфрий (Березовский) – личный друг Митрополита Марка. Они неоднократно обменивались визитами: Марк бывал у Онуфрия в Черновцах, а Онуфрий участвовал в освящении нового монастыря Берлинской епархии РПЦЗ под Мюнхеном. В приватных беседах Марк признаётся, что считает Онуфрия самым благочестивым и благочестивым архиереем Московского патриархата. Поэтому ему кажется знаковым, что именно Онуфрий стал символом выхода из РПЦ её клира и паствы, оказавшейся в свободном мире.

Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Лавр и Патриарх Алексей II подписывают Акт о каноническом общении, 17 мая 2007 года. Фото: kremlin.ru

Количественно РПЦЗ в десятки раз уступает УПЦ МП — она объединяет около 300 приходов в США, Канаде, Западной Европе и Австралии. Но её символическое значение для концепции русского мира трудно переоценить. Когда 17 мая 2007 г. в московском храме Христа Спасителя подписывался «Акт об объединении» РПЦ и РПЦЗ, Владимир Путин пафосно провозгласил с амвона, что этот Акт знаменует «окончание Гражданской войны в России». Хотя примерно половина приходов РПЦЗ тогда не поддержала Акт и постепенно раскололась на 17 новых церковных юрисдикций, кремлёвская пропаганда сделала всё, чтобы преподнести «воссоединение церкви» как финальный аккорд формирования глобального «русского мира», у которого больше нет никаких альтернатив.

Главный куратор «воссоединения» по линии РПЦ о. Тихон (Шевкунов) (ныне Митрополит Псковский) уверял, что белоэмигрантская консервативная идеология РПЦЗ станет фундаментом русского мира.

Утрата такого «символического актива» является ещё одним симптомом фундаментального просчёта, сделанного российским руководством, планируя свою «спецоперацию». Она состоит в один ряд с расширением инфраструктуры НАТО, сокращением российского сырьевого экспорта, изоляцией от международных рынков денег и технологий. Скорее всего, окончательное решение о новом каноническом статусе РПЦЗ будет принято на её Архиерейском соборе в конце июня, через 40 дней после смерти Митрополита Иллариона.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Украина вернула из оккупации и россии 11 детей 

Украине удалось вернуть из временно оккупированных территорий и России 11 детей. В этом нашей стране помог Катар. Об этом сообщил...

Актуально