Среда, 24 апреля, 2024

Призвал к объединению: Митрополит Винницкий ПЦУ ответил на письмо Митрополита УПЦ МП Варсонофия (Столяра)

Must Read

В адрес иерарха ПЦУ Митрополита Винницкого и Барского Симеона поступило письмо от Митрополита УПЦ МП Варсонофия (Столяра) об обстоятельствах изменения канонического и организационного подчинения отдельных приходов УПЦ МП в Винницкой области и необходимости единения в условиях военной агрессии, которую развязала против Украины.

Об этом сообщает Винницкая епархия ПЦУ.

Выразив согласие с отдельными тезисами Митрополита УПЦ МП, управляющий Винницко-Барской епархией ПЦУ, выразил своё видение событий, сопровождающих процесс изменения подчинённости приходов. Митрополит ПЦУ Симеон, в частности, привел примеры единения прихожан УПЦ МП и ПЦУ, которые произошли в результате смены подчинения, и посоветовал архиерею и духовенству УПЦ МП не бояться прямого диалога и общаться непосредственно с верующими на местах.

В завершение своего письма Митрополит ПЦУ Симеон повторил озвучивавший ранее призыв к единению православных украинцев, подчеркнув, что в настоящее время обществу от Церкви остро нужна не только гуманитарная поддержка, а единение иерархии, духовенства и верующих, которое станет духовным фундаментом единства украинского народа. Архиерей высказал следующее мнение: «Представьте себе, – написал он, – какими бы окрыленными были бы наши воины в защите государства, какое бы «второе дыхание» получили в своей борьбе, если бы услышали благую весть о том, что в тылу, те люди, которых они защищают, за которых отдают свою жизнь, наконец-то объединились, вместе молятся за них и больше не делят верующих на правильных и неправильных, канонических и неканонических».

Митрополит Симеон призвал Митрополита УПЦ МП Варсонофия забыть прежние образы и объединиться в единой поместной Православной Церкви в Украине. Для этого, по словам иерарха ПЦУ, Митрополиту Варсонофию и подчиненному ему духовенству не нужно никуда обращаться и тем более не следует ждать ответа из Москвы. Ведь канонический путь уже есть, он предложен Вселенским Патриархом, с благословения которого – не самочинно, а канонически – в Украине уже существует настоящая Украинская Православная Церковь, в которую Митрополит Симеон в очередной раз пригласил священников и архиерея УПЦ МП.

Учитывая важность поднятых вопросов, пресс-служба Винницкой епархии ПЦУ опубликовала полный текст ответа Митрополита Симеона (Шостацкого). Приводим текст обращения Митрополита ПЦУ ниже.

Высокопреосвященнейшему Митрополиту Варсонофию (Столяру В.П.)

Ваше Высокопреосвященство!

Мною было рассмотрено Ваше письмо №218 от 24 марта 2022 года. Прежде всего, я соглашаюсь с Вами, что в военное время, когда все граждане Украины в едином патриотическом порыве встали на защиту Родины, и приближают нашу победу на фронте и в тылу, важно участие в этом общем деле православных верующих всех юрисдикций. Возможно, кто-то в этой ситуации и пытается исправить свои прежние ошибки и уделяет значительное внимание информационному освещению своей благотворительной и миротворческой деятельности, но таких не так уж много. Преимущественно, они принадлежат к церковному руководству, в то время как простые священники и верующие делают своё дело по велению сердца, по зову души, бок о бок со всем народом.

Понятно, что констатация этих очевидных фактов не является главной целью Вашего обращения, ведь в дальнейшем Вы призываете меня повлиять на верующих, которые из-за войны, развязавшей Россия против нашей страны, приняли решение изменить юрисдикционную принадлежность религиозной общины, к которой они принадлежат, и разорвать отношения с Московским патриархатом. При этом Вы поспешили назвать инициативу верующих «беззаконным деянием». Отмечу сразу, что такая поспешная оценка в дальнейшем не может не влиять на Ваши попытки наладить с ними диалог, если, конечно, Вы стремитесь к диалогу, а не преследуете другую цель.

Теперь по существу. Создается впечатление, что в Вашем воображении священники и верующие – это крепостные, не имеющие права выразить собственное мнение, которое бы не совпадало с генеральной линией руководства. По-моему, Вы искренне считаете, что прихожане не могут самостоятельно решать, к какой юрисдикции им принадлежать. И, наконец, очевидно, Вам сложно поверить, что простые люди могут проявлять инициативу и реализовывать свои права, гарантированные украинским законодательством.

В письме Вы упоминаете несколько случаев фактического изменения церковной юрисдикции, которые произошли на Винниччине с начала войны. На самом деле их гораздо больше, и каждый такой случай – это проявление воли церковного народа, это инициатива, которая идёт снизу. Уже потом представители того или иного религиозного общества обращались к священникам Православной Церкви Украины, чтобы они не оставили их без духовной опеки, ведь Ваши служители отказались поддержать свою паству. Сегодня Ваши клирики жалуются, что остались без храма и без паствы, но каждый знающий ситуацию изнутри понимает, что это манипуляция, потому что на самом деле эти пастыри не остались, а оставили свою паству и свои храмы.

Если же говорить конкретно по случаям, которые Вы упомянули в своём письме, то прошу, например, объяснить, как именно должны реагировать люди на слова Вашего священника в Малых Крушлинцах, который на их вопрос, молится ли он за украинских воинов-защитников, ответил, что молится за всех воинов. Это была сознательная провокация, на которую люди соответственно отреагировали. Поэтому в данном случае Вам следовало бы провести разъяснительную работу со своим подчиненным, если бы он не молился за захватчиков, а если не молится, то чтобы своими неосторожными словами не провоцировал людей и хотя бы во время войны не наводил тень на всю Вашу церковную организацию. Ведь я знаю, что многие Ваши верующие и священники искренне молятся за украинских воинов и за победу Украины.

Что касается Лавровки, то Вы также либо владеете неполной информацией, либо заведомо искажаете факты. Ведь в то время, когда в местном храме происходил конфликт между прихожанами, непосредственно в храме или близ него иерея Павла Зверинского не было. Священник совершал богослужение в здании магазина, где община ПЦУ обустроила место для молитвы. Когда иерей Павел, узнав о происходящем, прибыл на территорию храма, его функция заключалась в том, чтобы успокоить крестьян, к которым другие крестьяне пытались применить силу. Как известно, Ваши клирики привыкли полагаться на силу «титушек», которые приезжали по их вызову и не допускали местных верующих в их храмы, при этом цинично называя самих верующих рейдерами. Теперь же, когда по понятным причинам титушек в распоряжении Ваших подчиненных отцов нет, крестьяне разрешают конфликты между собой самостоятельно. И если наши священники бывают свидетелями таких событий, их роль заключается в том, чтобы успокоить стороны конфликта, которые и сделал отец Павел Зверинский вместе с представителями правоохранительных органов. Кстати, и в храм о. Павел вошел только тогда, когда ваш священник завершил богослужение и вышел на улицу. Поэтому обвинять нашего клирика в неправомерных, или как Вы выразились, «беззаконных» действиях абсолютно безосновательны.

Относительно села Пеньковка, то Вам следовало бы обратить внимание на Вашу подчиненную, бросившую на землю церковные книги, которые ей позволили забрать из храма. Этот поступок можно расценивать как кощунственное отношение к богослужебным книгам, или как сознательную информационную провокацию. Ведь книги, бросившие на землю Ваши подчиненные, были оперативно сфотографированы и отправлены в информационные службы, которые прославились созданием «картинок» не только для российской пропаганды, но и для политического руководства России. Вспомните Путина, заявившего, что одна из его целей – защита УПЦ Московского патриархата.

Вам и Вашим священникам не следует говорить о мифических рейдерах или мародёрах, как Вы теперь называете верующих, не желающих оставаться в составе Московского патриархата – этого идейного вдохновителя агрессии Путина. Они не посягают на чужое, а во всех случаях сначала просят своего настоятеля оставаться вместе с паствой, а когда он отказывает, закономерно указывают такому не пастырю, а батраку на выход.

И хватит говорить о том, что Православная Церковь Украины якобы разделяет людей, ведь против этого свидетельствуют примеры даже из тех сел, которые Вы упомянули в своём письме. В частности, в селе Малые Крушлинцы, где в течение трёх лет, пока с Вашего ведома, и благословения Ваши священники и активисты не допускали в храм верующих, которые выразили желание быть в канонической поместной Украинской Церкви, все изменилось сразу после того, как Ваш священник покинул приход. Все его прихожане, а их было до 10 человек (кроме разве что одной женщины) и все клирошаны в следующее воскресенье пришли в храм и теперь молятся вместе. Так что ПЦУ объединяет людей.

Процесс объединения начался и в селе Новомосковск. А в соседнем с Пеньковкой Супрунове после этих событий также состоялось объединение общин УПЦ МП и ПЦУ.

В селе Лавровка в минувшую субботу 40 человек, которых Вы осмеливаетесь называть мародерами, приняли участие в Таинстве Соборования, а на следующий день 30 человек причастились Святых Христовых Таин. Учитывая, что в течение трёх лет Ваш священник по Вашему сведению и благословению, вместе с десятком людей, которых он испугал баснями о ПЦУ, не допускал большинство своих православных односельчан в храм, то кого следует называть рейдером и мародером? Однако мы не будем здесь употреблять Вашу риторику, напомним только слова из Евангелия, которые актуальны и поныне: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, закрывающие Царство Небесное перед людьми, ибо вы и сами не входите, и входящим, не даёте войти» (Мф. 23,13).

Кроме того, Вам пока трудно осознать, что верующий православный народ не является рабом иерархии, и что среди Ваших священников есть достаточно много тех, кому вместе с народом не нужно ждать распоряжений из Киева или Москвы, чтобы, наконец, принять мудрое и адекватное решение и выйти из подчинения Московского патриархата. Вы выбираете ложный путь решения проблем, возникающих внутри Вашей епархии. Для этого Вы обращаетесь куда угодно – в центральные и местные власти, в правоохранительные органы, записываете видеообращение к широкой общественности. Тем самым Вы снова и снова, как россияне в Чернобыевке, наступаете на те, же грабли, ведь Вы прекрасно понимаете, что Ваши обращения и видеоролики – это не только способ самозащиты, но и Ваш вклад в пропагандистскую работу РФ.

Это теперь, когда Вы пишете о защите прав верующих УПЦ МП, Вы берете эти слова в кавычки, отмежеваясь от «защиты», которую уже продемонстрировали в Украине российские агрессоры, но совсем недавно Вы, кажется, искренне считали, что Вам эта защита нужна. Поэтому не повторяйте ошибок прошлого и вместо того чтобы обращаться по разным инстанциям, попробуйте обратиться непосредственно к тем людям, которых Вы называете мародерами. Возможно, Вам удастся донести до них своё мнение и защитить свои позиции. Возможно, у Вас найдутся слова, которыми вы объясните им, почему Ваша Церковь – это, наверная, единственная в Украине организация, которая не разорвала позорную связь с Москвой. Всем остальным, в том числе пророссийским партиям, в наше время, как минимум, стыдно за свою прежнюю связь с Россией, и только Вы, Ваши руководители и подчиненное Вам духовенство, держитесь за духовных вдохновителей Путина и боитесь разорвать связь с Москвой.

Предлагаю Вам приехать лично в Лавровку, Пеньковку, Малые Крушлинцы или другие приходы, названия которых Вам известны, и пообщаться с простыми верующими людьми. Возможно, тогда не нужны будут Ваши видео с призывами ко всем, кроме этих людей, возможно, Вы сможете рассмотреть в них, в Ваших вчерашних прихожанах, братьев и сестер и, возможно, поймете, почему они уже не узнают у Вас и у Ваших подчиненных священников своих пастырей.

Вы справедливо напоминаете, что в своём недавнем обращении я призвал Вас и других иерархов, духовенство и верующих УПЦ МП к диалогу. Но скажу больше, чтобы вы ещё раз услышали, я призвал не только к диалогу, но и к единению. Не к единению с Москвой, за которое Вы все пока держитесь, а к подлинному единению православных украинцев. И это нужно делать не после войны, как говорят спикеры Вашей Церкви, а прямо сейчас.  Потому что, Владыка, нашему обществу от Церкви в настоящее время остро нужна не только гуманитарная поддержка, которой успешно занимаются различные государственные учреждения, волонтерские организации и благотворительные фонды, а наше единение, которое станет духовным фундаментом единства украинского народа. Представьте себе, как окрылены, были бы наши воины в защите государства. Какое бы «второе дыхание» получили в своей борьбе, если бы услышали благую весть о том, что в тылу, те люди, которых они защищают, за которых отдают свою жизнь, наконец, объединились, вместе молятся за них и больше не делят верующих на правильных и неправильных, канонических и неканонических.

Вот о чём я хочу вам сказать. Мы должны забыть прежние обиды и объединиться в единой поместной Православной Церкви в Украине. Для этого вам и вашему духовенству не нужно никуда обращаться и тем более не нужно ждать ответа из Москвы. Ведь канонический путь уже есть, он предложен Вселенским Патриархом, с благословения которого – не самочинно, а канонически – в Украине уже существует настоящая Украинская Православная Церковь, к которой я в очередной раз, пользуясь, случаем, приглашаю Вас и подчинённое Вам духовенство и верующих.

В завершение я хочу напомнить о недавнем решении по этому поводу Священного Синода УПЦ (ПЦУ), в котором в частности содержится призыв к архиереям, духовенству, монастырям и религиозным общинам, находящимся в юрисдикции Московского патриархата в Украине, последовать Томосу об автокефалии ПЦУ каноническое единение с Православной церковью Украины. «Общины и монастыри поощряются единением в рамках местной епархии Православной Церкви Украины за территорией расположения. Епархии по юрисдикции МПвУ (УПЦ МП) в случае принятия соответствующего решения о единении с ПЦУ будут сохранять свою структуру как епархии Православной Церкви Украины».

Пусть Бог поможет нам достичь подлинного единства во Христе Иисусе, Господе нашем!

Митрополит Винницкий и Барский Симеон.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

“Мое решение не изменится”: Шольц подтвердил, что не даст Украине Таурусы

Германия пока не планирует передавать Украине крылатые ракеты Taurus. Об этом заявил канцлер Олаф Шольц на пресс-конференции в Берлине. "С...

Актуально