Вторник, 19 марта, 2024

Пророссийские силы начали атаку на исторические и канонические привилегии Вселенского престола

Must Read

Пророссийские силы продолжают свою борьбу против Вселенского патриарха Варфоломея. На этот раз под сомнение ставятся исторические и канонические привилегии Вселенского престола. На днях пророссийские ресурсы стали массово распространять доклад ректора духовной академии РПЦвУ Епископа Сильвестра (Стоичева) на недавнем съезде монахов Московского патриархата в Украине.

Под удар попало одно из самых болезненных вопросов – первенства Константинополя в Православном мире. По словам епископа Сильвестра, «сегодня Константинопольский патриарх настаивает на своём особом статусе во вселенской Церкви, который предусматривает наличие у него не только т.н. первенства чести, но и первенства власти».

По его мнению, эти претензии проявляются в праве Константинополя «Предоставлять Томосы в создание новых автокефальных Церквей, принимать апелляции от клириков всех Поместных Церквей и осуществлять власть над всей православной диаспорой». Также он отмечает, что Русская Церковь с этим согласиться не может.

Озвученные обвинения уже не новы. Епископ Сильвестр озвучивал уже подобные месседжи в своём нашумевшем докладе: «Уставные документы Украинской Православной Церкви и ПЦУ, сравнительный анализ», произнесенный на конференции, которая проходила 27 октября 2020 года в Киевской духовной академии. Эта статья получила широкую огласку в среде богословов и религиоведов.

Теперь Сильвестр повторяет то же и отмечает, что «украинский церковный конфликт имеет не только политическое и Каноническое, но и догматическое измерение». Поэтому, по его мнению «урегулирование церковного конфликта в Украине тесно связано с богословской полемикой по вопросам первенства в Православной Церкви».

Такое направление Сильвестра в сторону вера учительных вопросов является неслучайным. Ведь таким образом как Стоичев, так и другие его коллеги из Московского патриархата пытаются обвинить Константинополь в ереси, а именно в пресловутом «папизме». Впрочем, ли в этом ересь? Попробуем разобраться.

Первое, что необходимо отметить, это то, что первенство Константинополя предоставлено ​​Вселенскими Соборами. В частности 28-е правило 4-го Вселенского Собора предписывает равные права Константинополя с Римом, и повелевает, чтобы «город, получивший честь быть градом царя и Сената, и имеющий равные преимущества с древнейшим царственным Римом, и в церковных делах возвышенное будет подобно к тому, и будет вторым после него». Соответственно после Великого раскола Константинопольский патриарх стал первым. Изменить эту позицию в семье Православных Церквей может только Вселенский Собор, который, к слову, последний раз состоялся в 787 году.

Отдельно стоит отметить, что только Вселенскому Собору принадлежит абсолютная власть решать вопросы догматического, канонического, административного и иного характера. Несмотря на то, что со времени последнего от них прошло более 10-ти веков, возникает логичный вопрос как же жить Церкви в межсоборный период? Ведь мир не стоит на месте и возникает много разных вопросов, и Церкви просто необходимо давать на них исчерпывающие ответы.

Именно поэтому своеобразная роль и координационный центр достался Константинополю, как первому среди равных. Вот этому собственно и проявляется так называемое первенство по чести.

Любая консолидирующая, или координационная роль всегда предоставляет координатору соответствующие права. В церковном вопросе они проявляются в созыве соборов, совещаний, дарования автокефалии и решении многих спорных вопросов, которые всегда возникали, и будут возникать в Церкви. Исторический опыт свидетельствует, что этим правом пользовался Вселенский патриарх, на основе подаренных ему привилегий Вселенскими соборами.

Стоит отметить, что РПЦ получила статус патриархата благодаря одностороннему решению Вселенского патриарха Иеремии. Примечательно, что сама Москва настаивала на том, чтобы этот статус был подарен именно Вселенским патриархом без согласия тех других предстоятелей. Поэтому сейчас всевозможные обвинения против такого права просто кажутся абсурдом.

Право принятия апелляций также было предоставлено Константинополю на 4-м Вселенском Соборе, что отражено в 9-м и 17-м каноне этого Собора. Следуя тексту и содержанию этих двух постановлений, становится очевидным, что Константинопольский престол рассматривается святыми отцами этого Собора как конечная судебная инстанция в спорах священнослужителей. Стоит отметить, что правила не регламентируют о клириках, какой Поместной Церкви идёт речь.

Авторитетные церковные последователи канонов Аристин, Зонара и Вальсамон отмечают, что Константинопольский престол имеет такое право в отношении других Поместных Православных Церквей.

В частности, Зонара, говоря о преимуществах, указывает на «первенство или исключительность» Константинополя. Вальсамон, толкуя 5-й канон Сардикийского Собора, подчеркивает, что право апелляции имеет не только епископ Рима, но и Константинополя. Аристин говорит об исключительном преимуществе Константинопольского патриарха, которое не дано ни одному другому патриарху, судить спорные дела и вопросы, возникающие в других патриархатов. Зонара в своём комментарии на 17-й канон, отмечает, что митрополит другой юрисдикции не мог бы прибегнуть, без своего желания, к юрисдикции Константинополя (от противного – имея своё желание – может).

Епископ Макариос Христопольський, помощник Вселенского патриарха Варфоломея, постоянный профессор Патриаршей академии Крита в интервью «Укринформа» отмечает, что «эта привилегия Вселенского Патриархата бесчисленное количество раз в истории была применена по епископам других патриархов и Автокефальных церквей».

В том же интервью он напомнил, что в 1663 году этот вопрос был рассмотрен на Константинопольском соборе, в котором участвовали все восточные патриархи. Тогда «Московская Церковь поставила вопрос о том, относится ли к Патриаршему Престолу Константинополя право суда относительно других Церквей, и им выносится окончательное решение о любом церковном деле».

Восточные патриархи приняли соответствующее «послание, которое было отправлено Русской Церкви, и которое из-за его важности было названо  «Томосом», ими единодушно утверждается, что «вопрос всех Церквей для конечного судебного разбирательства подаются в Константинополь и им принимается окончательное решение»».

Поэтому и в этом случае претензии и обвинения иерархов РПЦ безосновательны. Суммирующее всё выше перечисленное можно сказать, что никакой ереси в действиях Вселенского патриарха Варфоломея относительно озвученных обвинений нет, ведь он действовал согласно праву дарованных Константинополю Вселенскими Соборами, и что подтверждается историческим опытом Православной Церкви.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Молдове готовятся провести референдум о членстве в Евросоюзе 

В октябре в Молдове проведут референдум о членстве в Европейском союзе. Об этом заявила президент страны Майя Санду.  Она попросила...

Актуально