Кадровые перестановки в руководстве России, ставшие последствием конституционной реформы, призванной обеспечить пожизненное правление Путина, кроме очевидных вещей, позволяют несколько приоткрыть завесу над вопросом: а как, собственно, будет выглядеть «прекрасная» путинская Россия будущего?
Безусловно, весь пазл сложить пока нельзя. Думаю, даже сам Путин пока это представляет не в полном объёме, но некоторые элементы – очевидны. Например, четко понятно – ничего хорошего Россию не ждёт…
Об том сообщает Информационное агентство «GuildHall» с отсылкой на материал Ритас Витаутас, Клайпеда, для UDF.BY.
Сурков
Отставка обычного, пусть и весьма влиятельного чиновника, который в последние пару лет больше напоминал «хромую утку», в основном связывают с его провалами по Украине. Хотя, в чем именно он виноват, не ясно – сопротивляющийся народ любой страны победить нельзя, кем бы ты ни был.
Более того, за тот же период времени он, скажем мягко, утратил большую часть влияния в «украинском вопросе», что связано с общим усилением ФСБшных конкурентов относительно «сурковской прародины» – ГРУ Генштаба РФ, так и ростом влияния других персонажей: Козак, Бабич, Медведчук (пророссийский политик на Украине, кум Владимира Путина), наконец.
Судя по всему, Абхазия с Южной Осетией уже также не «под его крылом», ведь «разрулить» недавний конфликт местных кланов до приезда в Сухуми Нургалиева у него не очень-то получилось.
За «проблему Украины» в РФ прямо сейчас отвечает столь много больших начальников в погонах и без (аналогично и по Беларуси), что возникает вполне резонный вопрос: кому собственно мешал Сурков на должности советника президента. Ну и советовал бы себе дальше что-то умное или не очень, в чем проблема?
Но – нет, его надо было именно устранить, как помеху, для чего-то по-настоящему важного. И объяснение мести ФСБ или масштабных краж в данном случае неуместны: кто в России не без греха. Тогда что?
Кадыров
Практически сразу после путинской конституционной реформы в одном маленьком, но гордом и беспокойном регионе РФ исчез руководитель. Пышущий здоровьем молодой мужчина, проводящий размеренную жизнь в спортзалах, полигонах и на ринге, вдруг заболел, причем настолько сильно, что даже пришлось передавать свои полномочия другому человеку.
А в это же самое время в столице происходит «зачистка» его людей: того же друга Суркова или, например, отстранение от должности полпреда президента РФ в СКФО и перевод на сугубо военное направление в Минобороны РФ близкого семье Кадыровых чекиста Александра Матовникова.
Более того, ликвидировано министерство по делам Северного Кавказа, что вывело из-под контроля «своего человека» Одеса Байсултанова финансовые потоки в Чечню, и не только, кстати, что является фактическим лишением в дальнейшем возможности Рамзана Ахматовича влиять на Северный Кавказ в целом.
В такой комбинации действительно можно заболеть, тем более, что….
Кадыров и «силовики»
Обоюдная «любовь» Кадырова с «силовиками» по понятным причинам тянется еще со времен Чеченских войн, а впоследствии только усилилась в геометрической прогрессии.
Причем, у Рамзана Ахматовича получилось невозможное – вызвать лютую ненависть у всех и сразу.
Действительно, то, что его ненавидят военные, понятно. Кроме всем известных, скажем мягко, несоблюдения хоть каких-либо приличий с обеих сторон в ходе военных действий и обращения с пленными, история имела продолжение, когда в российских малых городах начали находить зарезанных «героев» первой и второй Чеченской.
Официально убийц, конечно, не нашли, но военные прекрасно знают «откуда ноги растут», тем более, что в свое время кадыровская прокуратура Чечни проводила расследование воинских преступлений российской армии, а основной его целью было вовсе не доведение дел до суда, а получение реальных имен и адресов особо отличившихся «героев».
Причем, с точки зрения юриспруденции, все соответствующие запросы были выполнены столь безукоризненно, что Генеральная прокуратура и Центральный архив министерства обороны РФ были поставлены в тупик, не отвечать было нельзя, а проблему «разруливал» лично Путин.
С ФСБ все просто: «конторские» Кадырова на дух не переносят и «решить вопрос» им мешает исключительно Владимир Владимирович, ведь до какого-то момента Рамзан Ахматович был крайне ему нужен. Например, до окончательного формирования «Росгвардии» как структуры, способной без лишних вопросов разогнать любой митинг, иными словами – контролировать обстановку в стране.
Вот и терпели «лубянские» различные кадыровские «чудеса». Как, например, прямое распоряжение чеченским силовикам стрелять по «коллегам» из ФСБ, в случае их появления в «своей» республике, после попытки «ФСБшников» задержать на территории Чечни обвиняемого в экстремизме Джамбулата Дадаева.
В прямой речи от руководителя российского региона все звучало еще содержательнее: «стрелять на поражение по непрошеным гостям».
Есть еще много чего интересного и содержательного, что привело к уникальной ситуации, не имевшей прецедентов в российской истории. Если речь идет о Кадырове и Чечне – люто ненавидящие друг друга ведомства: ФСБ, ГРУ Генштаба и СВР имеют единую позицию. Думаю, понятно какую.
До последнего времени Рамзана Ахматовича от чая с «новичком», кроме путинского: «нельзя», спасала еще и его «дружба» с Золотовым, в том числе, по причинам, описанным выше – готовые на что угодно десятки тысяч вооруженных чеченцев с «ксивами» российского МВД в какой-то степени служили опорой Кремля.
Сейчас ситуация изменилась. После Донбасса и Сирии среди самих этнических русских появилось достаточное количество людей убивать без страха и совести. Так что аналогичный «товар», долгое время предлагаемый Кадыровым, в общем-то стал особо не нужным. И насчет его «дружбы» с Золотовым это теперь еще посмотреть надо.
И, главное – ранее во всех конфликтах между Кадыровым с представителями российских силовых ведомств Кремль не допускал развития скандала в нечто серьезное, и всегда принимал сторону чеченского лидера, а как будет сейчас – непонятно.
Почему?
В принципе, даже с учетом данных факторов, все это не объясняет проблем, возникших у Кадырова по результатам конституционной реформы, как и его поведение в отношении своих соседей: Ингушетии или Дагестана. Для Путина в реальности это не проблема. Тогда в чем же дело?
Умные люди всегда говорили, если в России в результате ее агрессии в отношении Украины и последующей реакции Запада закончатся деньги на соцвыплаты для людей, это – не проблема. Расскажешь по телевизору о вреде сахара и разрешишь изготавливать молочку полностью из пальмового масла. Тебе же самому такое не есть.
Даже если для армии будет мало денег – не вопрос, ну будут «срочники» три или пять лет служить, в чем проблема, у дедов все так и было. И так практически по всему «списку».
Но есть две «защищенные статьи», которым урезать финансирование нельзя: силовики и Кадыров, заметьте, даже не Чечня, а он лично.
Первые, понятно, опора и, если надо, «опричники режима», а вот Рамзан Ахматович…сколько бы не говорили о победе во «второй чеченской», но она была просто куплена, с некими условиями в договоре: «мы вам платим – вы не воюете».
Судя по всему – всё, деньги в России действительно кончились, а Путин стал перед выбором – кому урезать финансирование и, что вполне объяснимо, в «пострадавших» оказалось руководство Чечни.
В принципе, все к этому и шло, еще два года назад Рамзан Ахматович впервые взял дань не деньгами, а активами компании «Роснефть» на территории своей республики.
Полная поддержка в прошлом году Кадырова со стороны Кремля в ходе его конфликта с Ингушетией за границы республики или, говоря правильно, за клочок территории на котором есть нефть, это также дань, выплаченная натурой.
Вкусные активы кончились, денег – нет, жесткой необходимости в наиболее ликвидном чеченском товаре: «безбашенных бородатых мужиках» также нет. Итого – расклад для Кадырова не очень, с точки зрения Кремля «мавр сделал свое дело» и может уходить и, видимо, такое предложение Рамзан Ахматович уже получил. В двух вариантах, которые, кстати, были применены к ставленникам того же Суркова на оккупированном Россией Донбассе: hard как с Захарченко в Донецке и lights как с Плотницким в Луганске…
Чечнянаш
Прямо сейчас Чеченская республика, де-юре являющаяся российским регионом, де-факто в состав России не входит, живя своей жизнью на окраине империи и слабо признавая ее законы, которые, в случае, если они расходятся с местными обычаями, просто не действуют.
То, что произошло в Москве в результате конституционной реформы, кроме всего прочего показывает желание Путина усилить центральную власть, иными словами, даже формальная независимость российских регионов будет сводиться на нет.
А тут – практически независимая Чечня… Непорядок, да еще, и дань ей надо платить.
В таком раскладе, какой бы вариант не выбрал лично Кадыров, для Чечни, судя по всему, наступают крайне непростые времена.
Как минимум, сократится финансирование, что больно ударит, прежде всего, по простым людям, ведь ранее им хоть что-то доставалось, а теперь и на это будет сложно надеяться. Но это еще «приемлемый» сценарий, ведь Кремлю необходима не просто экономия денег, а «Чечнянаш», полностью, во всех сферах жизни находящаяся под его контролем.
С этим, по понятным причинам и так могут возникнуть проблемы, ведь в случае ухода Кадырова, местные кланы будут делить сферы влияния, а оружия в данном регионе даже не много – немерено, как и подготовленных бойцов.
Причем, самый плохой вариант – это если Кремль начнет «разжигать» ситуацию в республике, а все к такому развитию событий и идет.
Зачем?
России сейчас крайне выгодно, чтобы те самые «безбашенные бородатые мужики», которые свою роль уже отыграли, вернулись в Чечню и, желательно, по максимуму «самоутилизировались». А поджечь фитиль войны для поднаторевших в таких вопросах российских спецслужб вообще не проблема.
Война на своей территории, «третья чеченская» как на такое можно пойти? Это только на первый взгляд, а присмотревшись – понимаешь: «волнения», пусть и с применением оружия внутри республики, не проблема, а если немного подождать, пока местные кланы ослабят друг друга, можно «российских миротворцев» вводить. В конце концов Путин с этого свою карьеру «царя» начинал, в чем вопрос?
Есть, конечно, и второй вариант: массовая отправка «добровольцев» по Сириям-Ливиям, но он хоть и возможный, но малореальный, поскольку затратный, а, помните – «денег нет».
Что дальше?
Судя по всему, 2019 год был последний «спокойный» для России, когда еще сводился баланс по деньгам и необходимости в «закручивании гаек» еще не было.
После послания Путина Федеральному собранию и последующее за ним внесение изменений в Конституцию этой страны, что является классическим примером «узурпации власти с одновременным государственным переворотом сверху», «пружина» давления со стороны Кремля на общество сжалась до хруста. Хотя большинство россиян, разомлев от обещанных соцвыплат, этого пока не заметили, они это поймут, но, традиционно, потом.
Принятие такой модели государственного устройства де-факто превратит Россию в феодальное государство, от которого до крепостничества, в принципе без разницы в какой форме, останется один шаг.
На этом фоне наличие фактически неподконтрольной «центру» Чечни просто неприемлемо, и «вопрос» будут решать любыми возможными способами. Но она – только первая на очереди, так сказать «пилотный проект», а Дагестану, Татарстану, Хакассии, Бурятии и прочим, судя по всему уже выданы «талоны» в электронную очередь. Просто они пока об это не знают или рассчитывают, что пронесет.
Нет, не пронесет, с точки зрения Путина такое решение проблемы «диктует историческая целесообразность», а он «историк» известный.
Источник: Информационное агентство GuildHall