Среда, 24 апреля, 2024

Религиозный эксперт Александр Ефременко: Российская и Сербская Церкви получили автокефалию без решения Вселенских соборов

Must Read

Религиозный эксперт Александр Ефременко прокомментировал конференцию, организованную филиалом Московского Патриархата в Украине, под названием «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения». Она прошла 11 ноября в Киево-Печерской Лавре.

https://i2.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/11/256046856_3024444557824952_7432678682026547464_n.jpg?w=1392&ssl=1

Ранее Ефременко уже отмечал, что главной задачей этого собрания был поиск исторических и богословских обоснований для обвинения Патриарха Варфоломея в ереси. «По крайней мере, все докладчики акцентировали внимание именно на «антиканонических» действиях Константинополя и лично Вселенского Патриарха Варфоломея. Фактически это мероприятие является продолжением недавней конференции в Москве, о которой также было написано», – отмечает религиозный эксперт Александр Ефременко.

Духовный Фронт Украины ниже публикует его сообщение без изменений.

Сначала хочу отметить, что почти все выступления спикеров в Лавре были пронизаны мнением о «неканоничности» автокефалии ПЦУ от Вселенского Патриарха Варфоломея. Докладчики видели эту «неправильность» в том, что эта автокефалия предоставлена:

А) единолично Константинополем;

Б) без решения или хотя бы согласия всех остальных Церквей.

Эти месседжи не новые — московские иерархи повторяют их уже два года. Однако пикантности этим заезженным тезисам придаёт тот факт, что они звучали из уст представителей Церквей, которые именно таким образом получили автокефальный статус. Из семи представленных Поместных Церквей пять (Русская, Сербская, Болгарская, Польская, Чешских земель и Словакии) получили свою независимость решением Вселенского Патриарха без Всеправославных Соборов.

Участие «Православной Церкви в Америке» в конференции в Лавре, учитывая озвученные претензии, вообще выглядит бессмысленным — ей предоставил «автокефалию» в середине прошлого века Синод Русской Церкви без Всеправославного собора и согласования с другими Церквами. Отмечаю: эту Автокефалию до сих пор не признаёт Константинополь и большинство Поместных Церквей. Согласитесь, выглядит странным участие этой Церкви в форуме, где пытаются осудить Вселенского Патриарха за предоставление автокефалии ПЦУ.

По этому поводу удивительно звучало выступление представителя Польской Церкви — Архиепископа Вроцлавского и Щецинского Георгия, который, ссылаясь на интервью Патриарха Варфоломея, пытался доказать, что автокефалию необходимо предоставлять только на Всеправославном Соборе, а если это собрать невозможно — с согласия всех Помесных. Кому неизвестно, напомню: Польская Церковь получила автокефалию от Константинополя в 20-х годах прошлого столетия, и это произошло без Всеправославного собрания, а РПЦ была категорически против такого решения. И сейчас, почти сто лет спустя, иерарх Польской Церкви на мероприятии, которое организует филиал Московского Патриархата, фактически выступает против автокефалии собственной Церкви.

Особое возмущение вызвали его слова о том, что вопрос автокефалии не был рассмотрен в 2016 году на Всеправославном Соборе на Крите из-за позиции Константинополя относительно подписи Томосов об автокефалии. Иерарх утверждал, что Константинополь хотел единолично подписывать Томос без подписей других. Это не соответствует действительности. Константинополь шел на уступки по этому вопросу, выполняя все новые прихоти представителей РПЦ, включая подписи от каждой Церкви. Об этом подробно рассказал в одном из своих интервью владыка Иов Геча, которое я процитировал в предыдущем сообщении.

РПЦ проигнорировала обсуждение украинского вопроса на Критском соборе в 2016 году.

Конференция в Лавре была богата и другим жемчугом. Ещё одним лейтмотивом этого мероприятия был тезис о необходимости созыва Всеправославного Собора для решения неотложных проблем Православия.  Об этом говорил в своём приветственном слове Глава РПЦвУ Митрополит Онуфрий и в своём докладе его помощник – Митрополит Антоний (Паканыч). Больше всего меня поразили слова Митрополита Онуфрия, что «сегодня больше всего беспокоит то, что Константинопольский Патриархат отказывается выносить болезненные вопросы церковной жизни на соборное обсуждение». Да неужели? А как же недавний Святой и Великий Собор Православной Церкви на Крите 2016 года, который РПЦ и его украинский филиал пытались сорвать?

К слову, на нём и должны рассматриваться «болезненные вопросы», но наверняка тогда они были не такими уж болезненными для РПЦ и её филиала. Так кто же виноват, что РПЦ не прибыла на собор и не рассмотрела вопрос предоставления автокефалии, снятого с повестки дня именно из-за позиции Москвы? Почему русские иерархи не прибыли на Собор? Потому что их приезд автоматически означал бы согласие с тем, что Вселенский Патриарх имеет полноценное право созвать такие Соборы, а этого они допустить не могли. Теперь же, когда их план с Амманом провалился, они решили обвинить Константинополь в неохоте проводить Всеправославный Собор. То есть уже они готовы признать такое право за Константинополем, лишь бы он выполнил их прихоти.

Вопрос автокефалии относится к административной плоскости, а не к вероучению

Интересен был и доклад ректора Киевской духовной академии РПЦвУ Епископа Сильвестра (Стойчева): «Вопрос о признании рукоположений, совершенных в раскольнических обществах: богословские, канонические и исторические аспекты». В ней автор на примере новациан и мелитиан хотел доказать, что приняв в общение Епископат ПЦУ, Константинополь нарушил каноны Вселенских Соборов.

В качестве улик Стойчев привёл ряд исторических прецедентов, но стоит указать одну деталь, которую почтенный докладчик опустил. Новацианы и мелитианы считались еретиками, и их отход от церкви был обусловлен вопросами, затрагивающими учение Церкви. В частности, о наказании тех, кто отрёкся от Церкви, или тех, кто совершил смертный грех. Таких, по мнению новоциан, нельзя было принимать обратно в Церковь, ведь таким образом сама Церковь потеряет святость. Такое мнение противоречит православному пониманию Церкви. Лаодикийский Собор в 364 году называл последователей этого учения еретиками. Мелитианы же выступали против тех, кто в результате гонений отрекся от Христа, некоторые из историков считают их арианами.

В случае же с иерархией бывших УПЦ КП и УАПЦ напомню, что еретиками они не были, ничего в учении Церкви не меняли, ничего нового не устанавливали, а также не отрекались от Христа и православной веры. Их искусственная каноническая изоляция была обусловлена ​​желанием автокефалии для Украинской Церкви. Ещё раз подчеркну: вопрос автокефалии не носит догматический характер, а относится к административной плоскости. А потому приведенные примеры их не касаются и некомпетентны, а значит, обвинения в адрес Константинополя безосновательны.

Иерархия РПЦвУ в 2018 году проигнорировала объединительный процесс

По поводу же необходимости покаяния и повторных хиротоний, следует упомянуть объединение РПЦ и РПЦвУ в 2007 году, о чём верно подметил Епископ ПЦУ Гавриил Кризин. Это объединение, как известно, несмотря на анафемы с обеих сторон, произошло без всяких публичных покаяний и пересвящений.

Кроме этого, особое удивление вызывает мнение Владыки Сильвестра о том, что в решении украинского разделения Константинополь проигнорировал «законную церковную иерархию в Украине» – епископство РПЦвУ. Любой сознательный человек, следивший за объединительным процессом, видел, что именно Епископы Московского патриархата проигнорировали Патриарха Варфоломея. Я уже неоднократно говорил, что Константинополь на протяжении почти 30 лет прилагал немало усилий по решению этого вопроса и делал это при участии Москвы. И в 2018 году в Украину прибыли экзархи, с которыми священноначалие РПЦ даже не захотело встречаться.

Тогда Патриарх Варфоломей в письме Митрополиту Онуфрию отмечал, что он имеет полное право подавать свою кандидатуру на выборах Предстоятеля, чего не имели руководители других ветвей украинского Православия. Однако сам Онуфрий этого не захотел. Поэтому сейчас обвинение Патриарха Варфоломея в игнорировании «законной иерархии» бессмысленно — именно эта «законная иерархия» сознательно проигнорировала весь Объединительный процесс.

В итоге отмечу: эта конференция – пустой звук. Вероятно, это мероприятие в Лавре, вместе с похожей конференцией в Москве, было лишь подготовкой к Архиерейскому Собору РПЦ, который планировали провести сразу после московской конференции. Впрочем, перенос Собора свёл на нет все «достижения» этих форумов, а сами же «научно-богословские» мероприятия превратились в оду московского цинизма и фарисейского лукавства.

Автор: религиозный эксперт Александр Ефременко.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россия представляет угрозу для существования Европы – фон дер Ляен

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен считает, что Россия представляет экзистенциальную угрозу для существования не только Украины, но...

Актуально