Пятница, 19 апреля, 2024

Революция в «УПЦ» МП: разорвёт ли церковь связь с Москвой

Must Read

С началом широкомасштабного вторжения России Украинская православная церковь (Московского патриархата) оказалась в затруднительном положении. Глава РПЦ Патриарх Кирилл (Гундяев) в своём стремлении по идеологическому обслуживанию Путинского режима прибег к откровенной лжи, оправдывая агрессивную войну. Однако официально УПЦ не спешит разрывать свои связи с Москвой, несмотря на то, что сотни священников и тысячи верующих уже этого требуют. Что происходит в УПЦ МП, возможен ли в РПЦ в новый раскол и сможет ли епископат усидеть на двух стульях – выяснял «Апостроф».

Баланс нарушен.

Все 8 лет вооруженного конфликта Украинская православная церковь была под стрелами критики за связь с РПЦ.

Что это за связь? Он «зашит» в самом уставе УПЦ, где с одной стороны сказано, что Украинская православная церковь самостоятельна и независима в своём управлении и устройстве, но с другой стороны признаётся, что УПЦ – самоуправляющаяся часть Русской Православной Церкви и в своём управлении руководствуется постановлениями Архиерейского Собора РПЦ и с другими поместными церквями соединена через РПЦ.

Почему связь с РПЦ так опасна?

«Да потому что на этом выстроена идеология «русского мира», которая связана с тем, что православие должно быть объединительной структурой. А разрыв будет разрушительным ударом по идеологии русского мира и будет означать определенный разворот. На этот разворот епископство не хочет идти. Для государства главная цель состоит в том, чтобы УПЦ разорвала связь с РПЦ. А как они будут дальше строить свою церковную жизнь – это их внутрицерковное дело», – объяснил «Апострофу» известный украинский религиовед Игорь Козловский.

Кроме того, УПЦ мягко продвигала в Украине Кремлевские нарративы: начавшаяся в 2014 году война, конечно, признавалась большим горем, бедствием, грехом, но официальной позиции «Россия – агрессор» не было. Вместо этого звучал тезис о том, что в войне виноваты политики (украинские, конечно же), а простые люди, мол, хотят мира.

За такую ​​синергию с Москвой УПЦ в общем «попадало» регулярно: парламент принимал невыгодные для УПЦ законы, приходы на западе страны одна за другой переходили в УПЦ КП, а затем в ПЦУ, и само получение Томоса во многом стало возможным именно благодаря тому, что верующим требовалась каноническая альтернатива без влияния Москвы.

В то же время, в УПЦ пытались до последнего сохранять хрупкий баланс между недовольством и лояльностью внутри украинского общества относительно УПЦ. Но 24 февраля 2022 года все изменило. «Петлять между ручьями» после широкомасштабного вторжения уже стало невозможно. И с каждым новым военным преступлением России ненависть к Москве у украинцев только усиливалась. Да и Патриарх Кирилл не то, что не осудил или хотя бы отмолчался, а наоборот, поддержал решение Путина развязать великую войну в Украине. В такой ситуации сохранять какие-либо связи с Москвой стало совсем неприлично.

Из состояния УПЦ потекли робкие осуждения России.

«Произошла беда. К сожалению, Россия начала военные действия против Украины. Отстаивая суверенитет и целостность Украины, мы обращаемся к Президенту России и просим немедленно прекратить братоубийственную войну», – заявлял Предстоятель УПЦ Митрополит Онуфрий.

Но одних осуждений уже мало. Потребовались конкретные практические события. И часть духовенства УПЦ пошла на это. Около 600 священников УПЦ подписались под инициативой осудить Патриарха Кирилла и лишить его патриаршества. Своё обращение священнослужители направили в Собор Предстоятелей Древних Восточных Церквей. Кроме того, сотни священников отказались упоминать имя Кирилла во время литургии. И это всё «свои» священники, а не какие-нибудь «раскольники».

Параллельно активизировались процессы новых переходов приходов от УПЦ к ПЦУ. Да ещё и народные депутаты зарегистрировали ряд законопроектов о запрете деятельности УПЦ в Украине. Впрочем, в Броварах и Конотопе даже не стали ждать принятия нового закона и простыми решениями местных советов запретили деятельность УПЦ до конца войны (правда, юридическая основа таких решений оставляет желать лучшего).

В общем, земля под ногами епископата УПЦ начала гореть. И стало очевидно, что внутри церкви назревает серьезный кризис.

«Ситуация действительно непростая. Да, есть переходы к ПЦУ, но есть немало священников, которые хотели бы иметь свою самостоятельную каноническую структуру, но без единения с ПЦУ. Среди священников, среди тех, кто на земле, кто заботится о своих прихожанах, немало тех, кто хотел бы независимой структуры, а не просто перейти в ПЦУ», – уверяет Козловский.

Удивительное решение

Первой попыткой разрешения кризиса стал созыв 12 мая Синода УПЦ – первого с начала войны. Накануне проведения Синода в СМИ появилась информация, что епископство УПЦ примет решение об изменении устава церкви для того, чтобы отделиться от РПЦ. Но так просто автокефалия не удаётся.

«Да часть епископата хочет автокефалию от Московского Патриархата. Но такие решения на Синоде, конечно, не принимаются. Синод может только принять решение провести Собор», – объяснил «Апострофу» источник в УПЦ.

И Синод принял решение, но, честно говоря, странное.

Итак, в УПЦ признали «проблемы церковной жизни, возникшие в результате войны» и для их обсуждения Синод принял в ближайшее время созвать «собрания с участием епископов, священников, монахов и мирян».

Собрание, а не Собор! Это принципиальный момент, потому что Собор УПЦ — это официальный высший орган церковной власти, а вот что такое «собрание» и какую власть они имеют – неизвестно. При этом, судя по заявлению Синода, по форме собрание будет похоже на Собор, в котором также принимают участие епископы, клирики, монахи и миряне, но всё же это не Собор.

Не могут найти чёткие определения и в самой УПЦ.

«Это фактически будет Собор, но формально мне сложно сказать, как это будет выглядеть», – добавил источник «Апострофа».

Почему это так важно? Собор есть смысл созвать в том случае, когда есть намерения принять решение. А собрание можно созвать, чтобы просто поговорить.

«От собрания в любой момент можно будет потом отказаться, заявить, что это самодеятельность верующих, их заставили и т.д.», – объясняет «Апострофу» религиовед Людмила Филиппович.

«Фактически будут собирать круглый стол. Это собрание верующих, но это не Собор, потому что не будет решения. Будут какие-нибудь пожелания, варианты развития. Это говорит о том, что епископство не готово к решительным действиям и очень зависит от РПЦ», – добавляет Игорь Козловский.

«При этом подчеркиваем, что мы должны сделать всё, чтобы дискуссия по тому или иному вопросу не вывела нас из канонического поля и не привела к новым разделениям в Церкви», – отмечается в заявлении Синода.

Но уход от Москвы – это, конечно же, «новое разделение» и выход из «канонического поля». Таким образом, не сложно догадаться, что к революции в УПЦ не готовы.

«Чтобы совершить какое-либо действие: революцию или переворот, должна быть критическая масса. Она должна составлять около 5%. 600 подписантов из 12,5 тысячи – это примерно 2,5%. Очевидно, не хватает», – отмечает Филиппович.

А вот поговорить на собрании – и сколько угодно. Зачем?

«Это делается для успокоения, вот они показали, что отреагировали на обращение прогрессивных священников и потому собрались. То есть кость бросят, а принципиальные решения принимать некому. Успешные священники это те, которым около 50. Откуда все они родом? Из коммунистического прошлого. Они учились в Московской патриархии, чему их там учили, что мать-церковь – это Московский патриархат, а переосмыслить все это у них нет ни желания, ни времени нет, – добавляет Филиппович. – Я думаю, что они будут «петлять». Переходов не так много и понятно почему: при переходе им запрещают служение. И чем они будут заниматься, если останутся без паствы и благословения своего епископа? Да и переходят преимущественно молодые, и то под омофор Александра Драбинко (архиерей ПЦУ, который в прошлом входил в УПЦ – «Апостроф»). Они же не идут под правящего епископа, потому что не хотят иметь связи с ПЦУ, а идут под омофор Драбинка, то есть под своего».

Впрочем, по словам экспертов, все должно проясниться на собрании-соборе.

«Все ждут голоса епископата. Голос священников уже есть, голос мирян тоже, а вот голоса епископата пока нет», – резюмировал Козловский.

По материалам: «Апостроф».

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Экс-вице-президент США уверен, что в случае победы в Украине Путин ударит по НАТО

Бывший вице-президент США Майк Пенс призвал законодателей Палаты представителей помочь продвинуть дальнейшее финансирование Украины, прогнозируя, что в случае победы...

Актуально