К набегу вкладчиков, массово закрывавших долларовые депозиты, добавились и юрлица, которые в марте начали выводить валюту со счетов.
За месяц банки вернули клиентам 6,2 млрд. долларов: 1,2 млрд. долларов ушло с корпоративных депозитов и 5 млрд. долларов – с розничных. Отток валюты физлиц стал беспрецедентным за всю историю наблюдений.
Аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай отмечает, что это нетипичный отток валютных средств физлиц. К сравнению, в прошлом году он составлял 1,4 млрд. долларов и был обусловлен ростом недоверия населения к некоторым банкам.
Ранее выданные валютные займы смогли покрыть 1,2 млрд. долларов оттока. Чтобы расплатиться с клиентами, банки задействовали собственные резервы – наличную валюту с зарубежных счетов в объеме 3,9 млрд. долларов за месяц.
Некоторым банкам пришлось занимать валюту у Минфина, который по итогам месяца влил 2,5 млрд. долларов в систему, увеличив валютную «подпитку» банков за счет бюджета до 3,6 млрд. долларов.
В Райффайзенбанке посчитали, что по итогам марта запасы свободной валюты у банков сократились почти на треть – с 13,8 до 9,4 млрд. долларов. Это средства, которые банки держат на зарубежных депозитах и корсчетах сверх суммы, которую сами должны клиентам по расчетным счетам.
Порывай отмечает, что «валютная подушка» банковской системы может быть исчерпана к июню, учитывая предстоящий после карантина всплеск импорта, а также сохранение низких цен на экспортируемое из РФ сырье.
«Это может повлечь рост стоимости валютной ликвидности на локальном рынке и ослабление рубля», – добавляет он.
По данным на начало года у банков было больше 17 млрд. долларов свободной валюты, которую они «копили» в 2018-2019 годах на фоне относительной стабильности рубля.