В течение нескольких месяцев Россия накопила теневой флот для перевозки своей нефти по всему миру. Сейчас появляется всё больше свидетельств того, что Москва начала делать то же самое по поводу сжиженного природного газа (СПГ), сообщает Bloomberg.
Как отмечает агентство, газ является ключом к планам Кремля по увеличению экспорта, пополнению государственной казны и финансированию его военной машины, но для этого нужна большая доля мирового рынка СПГ, теперь, когда прибыльная европейская трубопроводная торговля практически прекращена.
На сегодняшний день планам расширения препятствуют санкции США, которые не позволяют иностранным компаниям входить в Арктику и прекращают поставки специализированных ледоколов, жизненно необходимых для достижения арктических объектов.
Новые европейские ограничения, вводимые в следующем году и ограничивающие доступ к портам, ещё больше усложняют нынешнюю цепочку поставок.
По данным Equasis, глобальной базы данных судоходства, за последние три месяца право собственности как минимум на восемь судов было передано малоизвестным компаниям в Дубае. Четыре судна имеют ледовый класс и уже получили разрешение Москвы на проход через российские арктические воды этим летом.
Детали удивительно похожи на маневры по созданию теневого нефтяного флота, включая использование непрозрачных компаний и кораблей, настолько старых, что в обычных условиях они уже были бы выведены из эксплуатации.
В сплоченной отрасли СПГ, которая в несколько раз меньше нефтяного рынка, совсем необычно, чтобы незнакомая компания закупала специализированные суда, стоимость которых может составить сотни миллионов долларов. Страховщики как минимум трех танкеров также указаны как “неизвестные” в базе данных Международной морской организации – ещё одна характеристика кораблей теневого флота.
“Есть несколько признаков, указывающих на усилия России по созданию теневого флота для СПГ”, – сказал Мальте Хумперт, основатель Арктического института, аналитического центра в Вашингтоне, округ Колумбия. Покупка старых перевозчиков, передача судов ледового класса дубайскому предприятию и рекордное количество разрешений на Северный морской путь указывают, что части “пазла теневого флота становятся на свои места”.
Asya Energy – один из судов. В июне, когда боевики-хуситы усилили свои атаки на коммерческие суда в Красном море, оно прошло к северу водным путем невредимым – став первым газовозом, пересекшим горячую точку с января.
22-летнее судно Asya Energy, плавающее под флагом Палау, получило своё нынешнее название в мае и, по данным Equasis, находится под управлением Nur Global Shipping, компании, неизвестной в отрасли и действующей в зоне свободной торговли ОАЭ, которую чиновники критиковали за отсутствие прозрачности. У него нет известного страховщика.
Сейчас Asya Energy направляется к Средиземному морю. Судя по всему, газовоз был пуст и не указывал ни одного конкретного пункта назначения.
Nur, которая, согласно ее веб-сайту, вошла в энергетический сектор в 2022 году, с апреля управляет тремя другими перевозчиками СПГ – Pioneer, New Energy и Mulan.
По данным Equasis, четыре недавно построенных судна ледового класса были отдельно переданы в собственность компании White Fox Ship Management, также базирующейся в Дубае. Россия недавно одобрила суда – North Air, North Mountain, North Sky и North Way – для плавания в Арктике этого летнего сезона.
По данным порта, компания North Way сейчас прибывает на терминал Зебрюгге в Бельгии для приема партии российского газа. По словам чиновника в здании, где зарегистрирована компания, у White Fox нет официального офиса.
Сверх охлаждённое топливо требует более технически опытных экипажей и более сложных технологий, поэтому судов становится меньше, что облегчает их отслеживание с помощью спутниковых данных. В то время как в водах мира курсируют 7500 нефтяных танкеров разных размеров, флот СПГ не превышает одного десятого от этого количества.
Перевалка или перемещение топлива с одного судна на другое может осуществляться в открытой воде для нефти и является распространенным средством маскировки её происхождения. Для СПГ это гораздо сложнее, поэтому Россия до сих пор использовала европейские порты для маневра, хотя усиление европейских ограничений означает, что с марта следующего года это будет невозможным.
Россия, которая является четвертым по величине экспортером СПГ, имеет все основания продолжать поиск альтернативных маршрутов выхода на рынок. США ввели отдельные санкции, чтобы предотвратить начало экспорта из “Арктик СПГ 2”, нового объекта, разработанного “Новатеком”, крупнейшим экспортером СПГ в России.
Параллельный флот мог обойти ограничение и стал бы ударом по ключевой области, где западные санкции оказали немедленное и ощутимое влияние, облегчив Москве поддержку своей экономики во время войны.
“Неудивительно, что Россия прибегает к созданию теневого флота СПГ точно так, как она создала теневой нефтяной флот, чтобы обойти ценовой лимит G7 и ЕС на экспорт российской нефти”, – сказала Агата Демаре, старший научный сотрудник Европейского совета по экспорту нефти.
Напомним, в конце июня ЕС одобрил 14 пакет санкций против России. Ограничения впервые коснутся газа. В частности, это запрет на перевалку российского СПГ в третьи страны через ЕС, включая запрет на услуги по перегрузке. А также перевалку с судна на судно и с судна на берег и запрет на предоставление инвестиций, услуг и товаров для новых проектов СПГ в России.
Об этом сообщает группа Информационное сопротивление.