Домой Новости Россия во второй раз аннексировала Крым, или история о том, как УПЦ...

Россия во второй раз аннексировала Крым, или история о том, как УПЦ МП признала свою ненужность

Филиал русской православной церкви в Украине, с 1992 года показательно строивший в нашем государстве «русский мир», призывал поверить в «триединство русского народа» и свой исключительный «канонический» статус после полномасштабного вторжения в Украину русской армии, с благословения Патриарха Гундяева оказался в довольно пикантном положении.

С одной стороны – ещё 24 февраля Митрополит Онуфрий обвинил Россию в «повторении греха Каина, который из зависти убил своего родного брата», а с другой – продолжал поминать «великого господина и отца нашего Кирилла, святейшего Патриарха Московского и всея Руси».

Фиксация с первых дней полномасштабного вторжения правоохранительными органами многочисленных фактов сотрудничества духовенства УПЦ МП с врагом на оккупированных территориях, участие приближенных к этой церкви лиц в деятельности диверсионных групп и пророссийская риторика иерархов побуждали до недавнего времени активных (и часто влиятельных) приверженцев единства с Московским Патриархатом дистанцироваться от УПЦ МП. Поддала жару в огонь также деятельность российских военных. Военные оказались обычными дикарями-безбожниками, которые не только издевались над «братским» украинским народом, но и повсеместно уничтожали церкви, абсолютное большинство из которых — в юрисдикции Московского Патриархата.

Последний пример – уничтожение после вражеских обстрелов 4 июня Всехсвятского скита в Святогорске. Он был построен в 2003 году на месте старинного храма, взорванного большевиками после окончания Второй мировой войны. Как видим, история повторилась — русские во второй раз его уничтожили, только на этот раз по благословению Московского патриарха…

В результате подобных действий количество общин, изменивших церковную юрисдикцию с УПЦ МП на ПЦУ, уже к концу июня может превзойти статистические показатели за три года, прошедшие после предоставления Томоса. А также традиционные «наезды» на Православную Церковь Украины, которая якобы имеет «не автокефальный статус», является «раскольнической структурой» и т.д., звучат все более неубедительно.

В начале войны руководители Московской церкви пытались «выдержать паузу», надеясь, вероятно, на победу русских войск. Но когда местные общины по всей Украине начали ставить ультиматумы слугам Кремля выйти из Московского Патриархата или покинуть храмы, и угроза полного законодательного запрета их деятельности стала реальной, УПЦ МП должна была идти на уступки.

С началом российских авиа бомбардировок Сумской области местный Митрополит Евлогий проинформировал Московскую Патриархию о том, что священники его епархии прекращают поминать Патриарха на своих богослужениях — «осуждая кровавую агрессию России против Украинского государства и украинского народа».

Патриарх заявил, что такие действия являются расколом, но это уже никого в Украине не интересовало. Примеру Евлогия следовали ещё полтора десятка украинских епархий, а ещё несколько решили прекратить поминовение Кирилла без официального документального оформления этого шага. Однако это была только верхушка айсберга. В ряде епархий начали собирать подписи под обращениями к митрополиту Онуфрию с требованием немедленно объявить о разрыве связи с РПЦ.

Широкую огласку получило подписанное четырьмя сотнями священников и монахов УПЦ МП письмо к патриархам древних восточных церквей с просьбой судить Кирилла «церковным трибуналом». По их мнению, Кирилл проповедует доктрину «русского мира», которая не соответствует православному учению и должна быть осуждена как ересь. Также московский патриарх совершил моральные преступления, благословив войну против Украины и полностью поддержав агрессивные действия российских войск на территории Украины.

В этих обстоятельствах молчание высшего руководства церкви воспринималось многими верующими УПЦ МП как желание переждать трудные времена в расчете на то, что «как-то оно будет». В конце концов, Митрополит Онуфрий созвал собор 27 мая, который среди прочего «принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви». Что это за изменения — пока никто не знает, но религиоведы утверждают, что никакого отделения от РПЦ не произошло. Максимум, что имеем — возвращение к положениям грамоты Московского Патриарха Алексия II, которая была вручена в соборе Святой Софии 28 октября 1990 тогдашнему Митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету.

И Почетный Патриарх Филарет 3 июня очень тонко потролил УПЦ МП, предложив созвать «Всеукраинский поместный православный собор» с участием представителей всех ветвей украинского православия, чтобы принять решение об объединении в единую поместную Украинскую православную церковь с патриаршим управлением и проголосовать полную автокефалию.

Между тем епархии УПЦ МП в Крыму, которые с 2014 года хоть и формально, но продолжали быть частью украинской церкви под омофором Московского Патриарха, обратились к Кириллу о прямом ему подчинении, руководствуясь п. 7 постановления собора УПЦ МП от 27 мая: «Дать архиереям право самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам епархиальной жизни, относящихся к компетенции Священного Синода или Предстоятеля Украинской Православной Церкви». Так что фактически филиал РПЦ в Украине сам разрешил поепархиальную аннексию своей «канонической территории», признав свою ненужность ни на оккупированных территориях, ни там, где Митрополит Онуфрий формально сохраняет статус предстоятеля.

Реакция Москвы была мгновенной и ожидаемой: решением синода РПЦ, состоявшегося 7 июня, на территории Крыма создана отдельная Крымская митрополия РПЦ, в состав которой вошли Джанкойская, Симферопольская и Феодосийская епархии. Главой митрополии назначен митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.

По словам известного теолога, кандидата исторических наук Сергея Шумила, «состоялась уже вторая в истории незаконная аннексия Крымской епархии Москвой, первая состоялась в 1779–1788 гг., когда российский синод самочинно присоединил к себе и ликвидировал Готско-Кафскую Митрополию Константин Крымский, полуостров канонически принадлежал более 1200 лет.

1 июня о принятом решении оставаться под омофором Московского Патриарха заявила также Ровеньковская и Свердловская епархия УПЦ МП, охватывающая оккупированный юг Луганской области. Похоже, это только начало: те 14 епархий, которые находятся на оккупированных Россией территориях, могут отделиться от украинского филиала РПЦ и стать частью одного или нескольких новых подразделений Московского Патриархата.

О таком сценарии свидетельствует обращение синода РПЦ к УПЦ МП: «Напомнить, что решение о изменении статуса Украинской Православной Церкви может быть принято только в рамках канонической процедуры, включающей постановление Поместного Собора Русской Православной Церкви. Подчеркнут, что самовольные деяния по изменению статуса Украинской Православной Церкви могут привести к появлению нового раскола внутри неё».

Поэтому, несмотря на попытки Митрополита Онуфрия «пройти между капельками», на этот раз у него ничего не получится. УПЦ МП больше не контролирует свою «каноническую территорию» в пределах РПЦ. Более того, собор в Москве дал понять, что будет по своему усмотрению нарезать эту территорию тем, кто сохранит верность Кириллу Гундяеву. Поэтому хочется пожелать всем священникам и прихожанам этой церкви, которые украинцы и хотят помочь Украине победить в этой освободительной войне, скорее присоединяться к Православной Церкви Украины. Другого пути нет, потому что эта война не оставила полутонов между украинцами и россиянами. Оккупанты своими действиями доказали, что мы не только не «один народ», а даже не «братские народы». И мир возможен только после Победы Украины.

Автор Евгений Букет, Корреспондент АрмияInform

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Exit mobile version