Четверг, 8 апреля, 2021

РПЦвУ предприняла очередную неудачную попытку манипуляции календарным вопросом о праздновании Пасхи

Must Read

Недавно информационные площадки, лояльные РПЦвУ, пытались решить ещё одну пропагандистскую акцию против Вселенской Патриархии, целью которой было обвинить Константинополь в ереси экуменизма и сближению с Римско-католической Церковью. Причиной такой акции, стала недавняя статья выдающегося богослова Вселенского Патриархата, архиепископа Иова (Гечи), в которой он предлагал пересмотреть процедуру вычитания даты Пасхи.

Свою позицию иерарх подтверждал постановлениями Первого Вселенского Собора 325 года, на котором было решено, чтобы все христиане по всему миру праздновали Пасху в один день. Поэтому владыка Иов выразил предложение в честь 1700-летнего юбилея этого Собора, который состоится в 2025 году, сообщить «христианам о необходимости календарной реформы и совместной даты Пасхи, чтобы оставаться действительно преданным решением первого Вселенского Собора».

С подобной инициативой выступили и богословы Православной Церкви Украины. Преподаватель Киевской православной богословской академии, доктор философии, протоиерей Андрей Дудченко предложил высчитывать дату празднования Пасхи согласно новым астрономическим реалиям и призвал не «жить фантазиями, а реальностью», чтобы «сохранять верность решения Первого Вселенского Собора, Пасху нужно праздновать всем христианам вместе».

Позиции ПЦУ и Вселенского Патриархата, что совпали, стали еще одним поводом для РПЦвУ обвинить Константинополь в «ереси». На пророссийском портале СПЖ опубликовали сообщение о позиции архиепископа Иовы довольно с манипулятивным заголовком, «Фанар выступил за календарную реформу и совместное с РКЦ празднования Пасхи». Несколькими днями ранее на этом же сайте сообщили, что «Римско-католическая церковь приветствует идею Фанара о совместном праздновании Пасхи до 2025 года».

Такими публикациями рупоры РПЦ пытаются втолковать в головы своих читателей мысль о сближении Константинополя и Рима в вопросах веры, тем самым указывая, что готовится новая уния между католиками и православными на условиях и правилах католиков. Иными словами, Вселенский престол окончательно впадает в «ересь латинизму». Признаками этого представители РПЦ называли желание первенства и власти в Православном мире, а теперь ещё и добавилось совместное празднование Пасхи и единый календарь.

На самом деле происходит очередная манипуляция. Календарный вопрос беспокоит Церковь уже не одно столетие, а современная формула, согласно, которой православные высчитывают дату Светлого Христова Воскресения, уже давно не соответствует астрономическим реалиям. А самое главное является явным и вопиющим нарушением канона Первого Вселенского Собора о совместной дате празднования Пасхи для всех христиан. Об этом в той же статье говорил и сам владыка Иова.

Архиерей напомнил, что причина различия дат заключается в том, что «не все используют одинаковые инструменты для исчисления соответствующего дня. Так, «православные до сих пор используют юлианский календарь, введённый Юлием Цезарем в 46 г. до н. э., который в настоящее время отстаёт от астрономической реальности на тринадцать дней. Они также используют старые пасхальные таблицы для определения полного месяца  («пасхалии»), что приводит к поздней даты Пасхи, которая может быть на неделю или даже на месяц после западной даты Пасхи».

Это отставание в днях приводит к тому, что «дата весеннего равноденствия (21 марта) соответствует 3 апреля по григорианскому календарю, который сегодня используется во всём мире. Поэтому, если полнолуние появляется до этой даты, православные должны подождать следующего полнолуния, и в этом случае между Западной и православной Пасхи будет разница в один месяц, как это происходит в этом году». Кроме этого, «согласно астрономическим данным, православные празднуют Пасху в воскресенье после полнолуния весны, что противоречит принципу Никейского собора». Сам же Собор приписывал праздновать Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Таким образом, существует реальная проблема, требующая соответствующего обще церковного решения. К слову, в своей публикации архиепископ Иова, приводит ряд попыток решения этой задачи в прошлом веке. Большие надежды о его решении возлагались на Большой и Святой Собор, который состоялся в 2016 году на Крите. Напомним, что подготовка к его проведению началась еще в 60-х годах ХХ века. Календарная реформа и дата празднования Пасхи была включена в 17 тем, которые должны были быть рассмотрены на Соборе. Позже они были сокращены до 10, но вопрос календаря и Пасхалии оставалось на повестке дня до последнего подготовительного совещания 2016 года, где по настоянию Русской Церкви было снято по регламенту собора как такое, что может вызвать раскол в Церкви.

Таким образом, эта проблема и в дальнейшем осталась без соответствующей обще церковной оценки и объективного урегулирования. Фактически православные отошли от церковных канонов, которые были приняты всей полнотой Христианской Церкви, ещё задолго до разделения на Католическую и Православную Церковь. На этом собственно и отмечают, как владыка Иова, так и образованные богословы из всех Православных Церквей. Понимают это и в Московском патриархате.

Напомним, что в 2017 году Глава внешне церковных отношений РПЦ митрополит Илларион Алфеев в интервью изданию «ТАСС» выразил желание праздновать Пасху всем христианам по всему миру в один день, но на условиях Православной Церкви. В частности, Алфеев заявил, что «хотелось бы, чтобы у всех христиан была единственная дата празднования Пасхи. Папа Римский Франциск, некоторое время назад выступил с инициативой совместно установить такую ​​дату. Однако считаю, что эта инициатива могла бы стать успешной только в том случае, если остальные бы представители христианского мира, перешла на православную пасхалию».

Возможность нормирования этого вопроса в соответствии с условиями озвученных Алфеевым уже была, о ней также вспоминает архиепископ Иова. Как отмечает владыка, в июне 1977 года в Шамбези состоялся «Съезд православных астрономов, который имел целью подготовить календарь, даже более точный, чем григорианский, и посмотреть таблицы месяцев в соответствии с точных астрономических данных». Благодаря их усилиям был изобретён более точный, чем даже григорианский (по которому живет РКЦ), ново юлианский календарь. Также, по словам иерарха «в 1997 году, Всемирный совет церквей провёл консультацию с целью установления общей даты Пасхи. И рекомендовал поддерживать никейские нормы, что Пасха должна приходиться на воскресенье после первого полнолуния весны, чтобы вычислить астрономические данные (весеннее равноденствие и полнолуние) более точными из возможных научных средств, используя в качестве основы для отсчета меридиан Иерусалима — места смерти и воскресения Христа».

Фактически существовал реальный шанс всей христианской общиной избавиться от этой проблемы раз и навсегда в условиях, которые устраивали бы как православных, так и католиков. Необходимо было только принять решение о переходе на новоюлианский, новейший православный календарь, который отличался большей точностью и соответствием астрономическим данным. Впрочем, через деструктивные действия Москвы этот вопрос был снят с повестки дня Всеправославного Собора 2016 года, на который сама же Москва и не поехала. А уже через год из уст её рупоров стали озвучиваться желания, которые подчеркнём, не могут быть реализованы из-за действий самих же российских церковников.

Вопрос календаря и пасхалии давно требует своего соответствующего решения. Эта острая потребность возникает не из-за желания объединения с католиками или ересями экуменизма, а за вполне очевидное несоответствие существующей практики лето исчисления и вычитания пасхалии реалиям времени, которая идёт вразрез общепринятым канонам Церкви, в частности Первого Вселенского Собора, который состоялся ещё до великого раскола, а его авторитет до сих пор имеет высокий уровень, как в Православной так и в Католической Церквях.

Заявления, которые озвучивают представители Московского патриархата и их пропагандистские площадки — лишь очередная попытка манипуляции сознанием своих же прихожан, которых пытаются запугать какой выдуманной ересью.

Сама же Москва такими действиями тормозит рассмотрение важных и насущных вопросов, требующих соответствующего решения уже не одно столетие. Ситуация с заявлениями Алфеева яркий тому пример. Раз приходится видеть, как реализуются двойные стандарты. С одной стороны, иерархи РПЦ декламируют о своей заботе в православной вере, защиту её учения, канонов и единства, а с другой — когда речь идёт о путях их реализации, именно Москва выступает ярым противником любых необходимых и полезных решений. Вопрос календаря не первое в этом списке. Таким же образом Москва тормозила решения и украинскому вопросу.

Такая позиция аналогична той, когда при наличии хронических заболеваний, больной сознательно отказывается от любого лечения или хирургического вмешательства, мотивируя это тем, что пусть будет болезнь, чем шрам на теле. Такая позиция противоречит здравому смыслу, ведь шрам зарубцуется, а прогрессирующая болезнь может привести к тяжёлым последствиям и даже смерти.

Как бы кому не хотелось, но вопрос календаря, пасхалии и другое рано или поздно, но нужно будет рассмотреть и принять в соответствующих решениях. Тот же, кто намеренно препятствует этому процессу, сознательно вредит всему церковному организму.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Суд РФ, продлил арест лишенного сана и отлученного от церкви Схиигумена Серго Романова

Городской суд города Москвы, решением от 5 апреля этого года подтвердил законность продления ареста лишенного сана и отлученного от...

Актуально