Воскресенье, 24 октября, 2021

Сакральная фигура. Зачем кремлевским идеологам культ Александра Невского?

Must Read

Президент России Владимир Путин зажигает свечу на открытии огромного памятника легендарному русскому средневековому князю Александру Невскому в селе Самольва, неподалеку Пскова, 11 сентября 2021 год.

Тема внешнего вмешательства — конёк российской власти. О нём говорят чиновники практически всех уровней, обвинения в адрес «коллективного Запада» доведены до автоматизма. Но для борьбы с таким нашествием западных врагов нынешним кремлевским идеологам современности уже недостаточно. Нужен символ из прошлого, историческая личность, желательно царского или княжеского уровня, благодаря которой можно оправдать сегодняшнюю политику. 800-летний юбилей Александра Невского — прекрасный повод, и российский полководец сразу же в первых строках сообщений и сюжетов на провластных телеканалах.

Проект «Настоящее время», созданный Радио Свобода в сотрудничестве с «Голосом Америки» неоднократно обращался к теме российской государственной политики памяти, но, говорит ведущий программы Андрей Черкасов, пожалуй, впервые он говорит о событиях многовековой давности, которые используются для пропаганды наших дней.

Как глубоко Кремль готов идти в историю, чтобы поддерживать в обществе атмосферу «враг у ворот»? Об этом ведущий говорит с российским историком, профессором Европейского университета Санкт-Петербурга Иваном Куриллою.

— Сейчас отмечается круглая дата вокруг Александра Невского. В истории нашей страны (России — ред.) было много выдающихся личностей, однако вокруг Александра Невского, формируется некий культ. Для чего?

— Ну, он не сейчас, конечно, начался. Если говорить только о последнем десятилетии, то активно продвигала его Русская православная церковь.

Александр Невский — очень удобная фигура. О нём очень малоизвестно на самом деле. То есть очень многое из того, что мы, кажется, о нём знаем, на самом деле придумано более поздними историками, и это уже считается домыслом. И вот в этом смысле, его очень легко использовать как символ. То есть вот что ты о нём сказал — то и было. Или что о нём сказали предыдущие историки, начиная с Карамзина, — вот то мы о нём и знаем.

И его основная роль, — то есть не как историческая личность, а тот символ, который из него делают, — был в том, что он воевал с Западом и пытался дружить с Востоком.

Александр Невский — это вот тот самый, который сейчас выглядит как человек, который дружил с Китаем и воевал с НАТО. Ну, в общем, вот примерно так.

— То есть это — какая-то сакральная фигура, символ нынешней политики российских властей. А для тех, кто ставит неудобные вопросы к его «дружбе с Востоком», как вы сказали, — начинаются проблемы?

— Ну, проблемы я видел, как по мне, такие, большие проблемы, уровня вызова на беседу к следователю, человек, который сравнил Александра Невского с Власовым (советский генерал времён Второй мировой войны, россиянин Андрей Власов перешел на сторону нацистской Германии и возглавил так называемую «Русскую освободительную армию» в рядах нацистов — ред). И здесь не очень понятно, его вызвали по Невскому, или по Власову? Потому что Власов точно — в центре внимания власти, потому что это действительно история Второй мировой войны, это тот набор исторических фактов и событий, по которым государство следит уже достаточно давно.

— Почему «Великая Отечественная война» (часть Второй мировой войны после нападения нацистских войск на СССР — ред.) Так активно используется в российской государственной пропаганде в течение всех последних лет и почему, как сейчас видим, этого уже становится мало, если уже вспоминают о «русских» князях столь далеких времен?

— Как мне кажется: почему война оказалась таким важным элементом современной пропаганды? Потому что война предоставляет достаточно простой, однозначно понятный символический язык. То есть вот: есть враги, предатели, есть герои. Есть наши, есть чужие, враги, которые на нас нападают. Простой язык прошлого. И, пожалуй, этого языка уже не хватает. Потому что при всём трагизме и величии Второй мировой войны всё-таки набор символов, которые она оставила, ограниченный, конечный. И видимо, для того, чтобы все оттенки современной политической ситуации выразить, его уже не хватает. И вот появляется, наверное, желание найти ещё какую-то политическую фигуру в прошлом.

Что общего здесь — между использованием Александра Невского и использованием Второй мировой войны, — то, что и там, и здесь нужен однозначно понятный символ. Чтобы все считывали, вот условно, население, народ, — считывали все равно то, что хочет сказать власть, то, что хочет сказать пропагандист.

— Мы вообще наблюдаем такую ​​ре — «советизацию» общества. Последние соцопросы, проведённые «Левада-центром» (в России — ред.), показывают рост популярности Сталина, звучат предложения открывать в стране «Сталин-центры». В Москве проводился опрос о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянке (этот памятник, демонтированный в 1991 году, стоял там, у здания бывшего КГБ СССР, ныне ФСБ России — ред.), хотя там также фигурировал и Александр Невский. Это что, такой советский реваншизм?

— Закончилось всё тем, что Собянин (мэр Москвы Сергей Собянин — ред.) уже быстро отменил этот опрос, так что в целом оказалось, что голосование и за того, и другого идут очень рядом, близко и раскалывают основную, консервативную базу поддержки, собственно, нынешней власти. Потому что оказалось, что эта база делится очень чётко на «советских людей», Дзержинского и условного Сталина могут поддержать, и на «православных» людей, которые поддержат Александра Невского, но при этом к Сталину относятся очень плохо.

https://i2.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/09/10855AAF-9E85-4A0F-B2FE-0BBE54CC3DBE_w650_r1_s.jpg?w=650&ssl=1
Женщина держит календарь с изображением Иосифа Сталина. Севастополь, 18 марта 2014 год.

Для Кремля мне кажется фигура Сталина даже опасная. Его скорее используют как пугало для либералов, чтобы вот либералы, не дай Бог там, не проголосовали за коммунистов в «умном голосовании».

Вот сейчас это активная тема. Но при этом сами они Сталина не слишком любят все.

— Однако общество всё время пугают возможным военным конфликтом. Пропаганда убивает в головы, что весь мир против России, все восстали против нашей страны (России — ред.), просто как в период холодной войны.

— Я вообще скажу, что мне кажется, что отличие сегодняшней пропаганды, от последних лет, от того, что было пропагандой в двадцатом веке, что накануне войны, или даже там, в условно-брежневской эпохе, состоит в том, что нынешнее поколение политиков  и пропагандистов, а также политиков, которые непосредственно за это всё отвечают, оно на самом деле великой войны не боится.

То есть оно привыкло, оно выросло с представлением о том, что, видимо, ядерное оружие даёт в этом смысле гарантию от повторения войны. А раз так, то и историю, и, в общем, угрозу войны можно вполне использовать в пропагандистских, политических целях, и прежде всего — во внутриполитических.

Источник: Радио Свобода.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Вселенский Патриарх Варфоломей начинает визит в США и встретится с Президентом Байденом

Во время 12-дневного визита в США, начинающийся в субботу, 23 октября, духовный лидер 200 000 000 православных христиан мира...

Актуально