Домой Новости Страстная неделя

Страстная неделя

С 29 апреля по 4 мая мы вспоминаем последние дни земной жизни Христа Спасителя: Его страдание, смерть и погребение. (Слово «страсти» на церковнославянском означает «страдание»).

Об этом напоминает Волынская епархия ПЦУ.

Все дни этой Страстной недели (Страстной седмицы) называются «Великими» – Великий понедельник, Великий вторник и т. д. Через особое значение и величие духовных воспоминаний и богослужений Страстная неделя не включена в богослужебный круг Великого поста, а стоит отдельно – как переход от Четыредесятницы к Светлому Христовому Воскресению. А ещё Страстная неделя особенная тем, что она самая строгая. Православные христиане задумываются о страстях Иисуса Христа и готовятся к встрече с Ним. Во время совершения молитвы направлены на страдания и терпения Спасителя. Рассмотрим его более подробно.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного Патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет, сказав отцу, что его разорвали звери. Умеренный Иосиф рассматривается как прообраз измененного Христа. Также прообразно значение жизни Иосифа в том, что он был предан братьями насмерть, но Бог сделал так, что во время голода Иосиф спас своих отца и братьев от смерти. Также и Господь Иисус Христос был предан людьми на смерть, но благодаря Его воскресению мы освобождаемся от рабства греха и смерти.

Кроме того, в этот день вспоминается бесплодная смоковница, которой Господь повелел засохнуть. Она является символом лицемерных фарисеев и всех, в ком, несмотря на внешнее благочестие, Бог не находит подлинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. До бесплодной, засохшей смоковницы бывает подобна и всякая душа человеческая, если не приносит духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник упоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его разговоры и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о налоге кесаря, о воскресении мертвых, о Страшном суде и конце света, притче о десяти девах и талантах. В притчах изображается неожиданное пришествие Господа (о десяти девах) и праведность суда Божьего (о талантах).

В Великую среду – день предания Иисуса страданиям и смерти. Вспоминается евангельское событие: когда совет первосвященников и книжников уже решил взять Христа и убить Его, в поселке Вифания в доме Симона прокаженного, где остановился в ночь на среду Иисус, одна грешница излила драгоценное миро Ему на голову. Здесь же в душе Иуды родился намерение издать беззаконному совету Учителя. Поэтому в Богослужениях среды прославляется поступок «грешницы» и осуждается предательство Иуды.

Особенности Богослужения первых трёх дней Страстной недели таковы: на Утрене, после шестипсалмии и «Аллилуйя», поётся тропарь: «Вот жених грядет в полночь…», а после канона поётся: «Чертог Твой вижу, Спасе мой…». На протяжении всех трёх дней служится Литургия Преждеосвященных Даров с чтением Евангелия.

Особенно трогательны воспоминаниями, молитвами и песнопениями последние три дня Страстной седмицы.

В Страстный четверг упоминаются четыре важных события из жизни Спасителя: Тайный ужин, на котором Господь установил новозаветное Таинство Евхаристии – причастие Его Тела и Крови; умывания ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним, а также как поучение всем христианам не искать власти друг над другом, а служить друг другу; молитва в Гефсиманском саду; предательство Христа Иудою. В этот день во время Литургии бывает много причастников, а также приготавливаются Святые Дары для хранения – на нужду причастить больных. На Утрене после шестипсалмии и «Аллилуйя» поётся тропарь: «Когда славные ученики умыванием ног на ужине просвещались…». Вечером совершается Богослужение, во время которого читают 12 отрывков из Евангелия о страстях Христовых. Миряне стоят с зажженными свечами, показывая этим, с одной стороны, что слава и величие не покинули Господа и во время Его страданий, а с другой – горячую любовь к Спасителю.

Страстный четверг также называют «Чистым», потому что с этого дня начинаются особые приготовления к празднованию Пасхи: верующие убирают свои дома, начинают печь пасхи и красить пасхальные яйца.

В Великую пятницу Церковь вспоминает несправедливое осуждение синедрионом и Пилатом Господа Иисуса Христа, Его страдания, распятие на кресте, смерть и погребение, сошествие в пекло для возвещения там победы над смертью и освобождения душ, которые с верой ожидали Его пришествие, а также ввод разбойника в Рай. В этот день, который является особенно строгим постовым днём ​​года, верующие по возможности стараются не употреблять пищи. Литургия не совершается, потому что в этот день Сам Господь принёс Себя в жертву, а читаются царские времена. После полудня в храмах торжественно выносят для чествования плащаницу. Вечерняя отправляется на воспоминание о снятии с креста тела Христова и Его погребении. На Вечерне, при пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа сняв пречистое Тело Твое…», священнослужители поднимают плащаницу с престола, как из Голгофы, и выносят её из алтаря на середину храма. Плащаница кладётся на особо приготовленном столе. Затем священнослужители и все верующие кланяются ей.

Богослужение Великой субботы посвящено воспоминанию о пребывании Иисуса Христа «во гробе телом, в аду душой как Бог, в раю же с разбойником, и на Престоле был Ты, Христе, с Отцом и Духом, все наполняя, Неописанный» и, наконец, о воскресении Спаситель из гроба.

Во время Страстной недели христианам нужно, насколько есть возможность, соблюдать строгий пост «ради страстей Христовых», которые Он претерпел за грехи человечества. Также в эту седмицу православные христиане, которые в Великий пост не исповедовались и не причастились, могут это сделать в любой день (кроме пятницы).

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Exit mobile version