Что думают Львовские священники о таком явлении как татуировка и пирсинг?
Издание Духовна Величие Львова поинтересовалось этим вопросом, поскольку 29 июня, по согласию Папы Франциска, были объявлены новые указания для работников Базилики Святого Петра в Риме. В частности, им было запрещено иметь видимые татуировки и пирсинг. Эта тема вновь привлекла к себе особое внимание.
Протоиерей Михаил Сивак (ПЦУ), проректор Львовской Православной Богословской Академии, ключарь кафедрального Свято-Покровского собора во Львове.
Андрей Толстой: Отец Михаил, влияет ли татуировка и пирсинг на вечную судьбу человека?
А. Михаил Сивак: На мой взгляд, татуировка не влияет на спасение человека. И Господь смотрит не столько на татуировки, как на душу.
Поэтому даже если человек имеет татуировку, но искренне полон любви, то для спасения это препятствием не будет. Но здесь есть большой морально-нравственный вопрос. Мы знаем, что в Священном Писании, в Ветхом Завете, есть заповедь, запрещающая делать «на своём теле нарезы» и накалывать на своей коже надписи-татуировки (Лев. 19, 28).
С другой стороны, татуировка происходит от тюремной традиции, определенной субкультуры. Поэтому христианин, который делает татуировку, в какой-то степени отождествляет себя с тюремной культурой. Вот два таких мнения. Первое, богословское – что оно на спасение не влияет. А второе мнение, нравственного плана: татуировка и пирсинг не совсем коррелируется с духовной жизнью.
С тюремной субкультурой понятно, но вопрос в том, почему в Ветхом Завете делать на себе надписи-татуировки было запрещено. Это же тогда не было связано с тюремной субкультурой.
Для этого следует более подробно рассмотреть эту цитату и её контекст. Но мы точно знаем, что тело христианина – это храм Духа Святого. Так говорит нам Новый Завет. И потому, как мы заботимся о храме материальном и не делаем в нём того, что ему не присуще, так же и храм нашего тела нужно оберегать от всего лишнего.
Как вы думаете, почему сейчас такой всплеск моды на татуировки?
Я слышал такое мнение, что мода двигается по спирали. И потому сейчас новый виток моды на татуировку. Мода всегда очень сильно влияет на человека.
Протоиерей Петр Бойко (ПЦУ)
Протоиерей Петр Бойко (ПЦУ), инспектор Львовской духовной семинарии на Федоровича:
Андрей Толстой: Отец Петр, как христианину относиться к татуировке и пирсингу?
А. Петр Бойко: Если мы говорим о татуировках, о пирсинге, то в Новом Завете прямого запрета не находим. Но нужно понимать, что Библию мы читаем между строчками. Апостол Павел говорит, что «вы – храм Божий» (1 Кор. 3, 16). Тело есть храм Божий, потому что Дух Божий живёт в нём (1 Кор. 6, 19). А всё, что сотворил Бог, хорошо. Кто начинает делать изображение на своём теле, другой прокалывает его. Когда-то с татуировкой ходили люди, находившиеся в местах лишения свободы.
Ветхий Завет категорически запрещает такие вещи. Об этом говорится конкретно в книге Левит (19, 28). Есть люди, изображающие на себе какие-то иконы, или другую религиозную атрибутику. Они думают, что таким образом становятся ближе к Богу. А на самом деле это унижает Бога. Ты сам, твой образ жизни, должен быть иконой Бога, Его отражением.
Если к Вам на исповедь придёт человек, и вы заметите на нём татуировку, обратите ли на это внимание?
Исповедуется человек, а не священник вместо него. Я такого человека, конечно, буду принимать, буду принимать его исповедь. И если я увижу, что он или она готовы воспринять от меня наставление, то объясню, что это грех. Не в любом случае это следует говорить. Я думаю, что человек до этого сам дойдёт.
Создается впечатление, что это и грех и не грех одновременно.
Нет-нет, такого понятия нет, это либо грех, либо не грех. Христианин не может быть теплым, наполовину святым или наполовину грешным. И мы ни в коем случае не должны терпеть грех. Мы должны называть грех грехом.
Какие духовные, возможно психологические причины популярности татуировки?
Апостол Павел указывает, что наш дух, душа и тело должны жить в гармонии. А в обществе мы видим культ тела и массовый уход от духовности. Тело ставится во главу угла. Поэтому люди больше украшают свое тело, а за душу забывают. То есть очень сильно акцентируют внимание на том, как они выглядят. И это касается не только татуировок, но и всех других сторон жизни человека.
В самом начале Вы сказали, что нам нужно принимать себя такими, как нас сотворил Бог. Потому что Он сделал всё хорошо. Но произошло грехопадение и люди теперь рождаются не в той первобытной безгрешной красоте. Да, наверное, думают некоторые люди, что они просто улучшают то, что исказил грех в человеческой природе.
Не думаю, что татуировка возвращает нам красоту безгрешного тела. Христианин должен украшать себя в первую очередь добрыми делами и добродетелями. Апостол Петр написал, что драгоценным перед Богом является «скрытый сердечный человек, в нетленности кроткого и молчаливого духа», а «не внешние, не заплетение волос и навешивание золота или украшение одежды», (см. 1 Пт. 3, 1-5). И этот принцип касается не только женщин, но мужчин. Упавшую человеческую природу исправил и восстановил Своим пришествием Господь.
Но большинство людей так высоко не мыслят. Тот же парень или девушка просто скажут: «Это круто, красиво, модно, и я хочу это себе сделать. И тогда я буду выглядеть стильно». Если на очень простом языке, что бы Вы сказали таким людям?
Я все моделирую на своих детях. Какой бы случай ни произошел, я всё думаю: а как мои дети, как я воспитываю своих детей, чтобы они такого не сделали? Возможно, я не смогу вложить им свои убеждения, и, возможно, им нужно будет где-то самим набить себе какие-то шишки, потому что через колено не переломишь ребенка. Но я могу показывать им правильные вещи своим примером.
В своё время будущий апостол Павел шел в Дамаск уничтожать христиан. Убедить его в противоположном казалось невозможным. Но на этой дороге ему явился Христос. И говорит такие слова: «Трудно тебе идти против вертела» (в другом переводе «трудно тебе бить ногой колючку», ред.). Господь обратился к нему с сочувствием. Господь его не ругал, но указал ему путь. И, возможно, именно сострадание Господа повлияло на него.
Каждый из нас проходит этот путь в Дамаск, этот путь греха. Но наступает такое время, когда человек возносит свой взор к небу, к Богу. И Господь говорит ей: «Трудно тебе идти против вертела». И мы обращаемся к тому пути, который предлагает нам Господь. И это касается каких-либо грехов, отклонения или ухода от Бога. Речь идёт не только о татуировке или пирсинге.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.