Суббота, 30 июля, 2022

Ученые со всего мира призывают лишить РПЦ членства во Всемирном Совете Церквей

Must Read

Международная сеть ученых — богословов, религиоведов, историков, социологов религии — разных вероисповеданий или без религиозной принадлежности призвали Всемирный Совет Церквей приостановить членство Русской Православной Церкви в этой организации, пока она голосом своей высшей власти однозначно не осудит войну против Украины.

В призыве авторы критикуют позицию Патриарха Кирилла и его высказывания, оправдывающие российскую агрессию.

Ресурс Credo.pro опубликовал текст заявления:

Центральному комитету Всемирного совета Церквей, отцу-профессору, доктору Иоанну Сауке,а также исполняющему обязанности генерального секретаря, и руководителям Всемирного совета Церквей, Мы, международная сеть учёных — богословов, религиоведов, историков, социологов религии — разных вероисповеданий (православного, римско-католического, греко-католического, лютеранского, реформатского, англиканского, евангельского) или без религиозной принадлежности, объединенных глубокой обеспокоенностью Украине. Эти размышления и обращения выросли из нескольких диалогов и инициатив, таких как открытое письмо немецких протестантских учёных в Евангельскую Церковь Германии (EKD) и Всемирный совет Церквей (от 3 июня 2022 г.). А также и членов конференции «Религия и политика в контексте войны против Украины» (Центр библейских студий Университета Бабеша-Бойяи в Клуже, от 24 июня 2022 г.).

Мы глубоко обеспокоены несправедливой войной, которую ведёт Российская Федерация против Украины, ужасными страданиями, которые российская армия и отряды наёмников наносят гражданскому населению Украины — мужчинам и женщинам, детям и пожилым людям, — разрушая целые города и сёла, уничтожая культурную и религиозную и ведя информационную войну, пропагандирующую язык вражды и дезинформацию.

Обратиться во Всемирный совет Церквей (ВРЦ), кроме несправедливости этой войны, нас побудило то, что военное вторжение и ужасающие преступления российской армии в Украине оправдываются и легитимируются доктриной, широко известной как «русский мир». Эта агрессия стилизована под «метафизическую борьбу», которая призвана защищать христианские и традиционные ценности цивилизации, и является особой миссией Русской Православной Церкви. Необычайно циничный способ — неоправданная война, следствием которой являются постоянные обстрелы многочисленных населенных пунктов; пытки мирных жителей и военнопленных; изнасилование женщин и детей; убийство невинных мирных людей; депортация, развод сотен тысяч детей и их семей и вывоз их в Россию; индоктринация детей в школах и запрет на их родной язык на временно оккупированных территориях — все эти преступления поддерживаются Русской Православной Церковью и Патриархом Кириллом во имя защиты христианских ценностей и семьи.

Мир проповедей Патриарха Кирилла – это мир «альтернативных фактов». Война, которую ведет Россия в Украине на Донбассе с 2014 года (после Революции Достоинства), используя российских военных без опознавательных знаков и вооружая сепаратистов — война, которая до конца 2021 года стоила более 14 тыс. человеческих жизней (по данным ООН), — описывается, как оправдано восстание русскоговорящего населения, вызванное нападением иностранных государств — плохого Запада — против христианской цивилизации на русской земле. В этой риторике гипотетические угрозы традиционным ценностям (права и парады геев в Украине) должны оправдывать уничтожение человеческих жизней и Украины.

Так, в проповеди от 27 февраля 2022 г. в кафедральном соборе Христа Спасителя в Москве Патриарх Кирилл обвинил в конфликте в Украине внешние враждебные силы и говорил о необходимости отразить нападения лукавого. Ссылаясь на Святую Русь, на единое церковное пространство и на русскую землю как территорию, охватывающую и Украину, он чётко подтвердил главные положения доктрины «русского мира» и Святой Руси, отрицая суверенитет Украинского государства.

В своей проповеди от 6 марта в соборе Христа Спасителя (по иронии, в Прощенное воскресенье), говоря о приготовлении к Пасхе как о времени «духовной весны» и «возрождении жизни» в то время, когда атаковали Украину и обстреливали её, «серьезные события , связанные с ухудшением политической ситуации на Донбассе, практически начало военных действий» он мотивировал внешними попытками уничтожить христианскую веру и грехами против Божьих заповедей, преимущественно гей-парадами, как знака лояльности относительно коррумпированных западных государств. Война в Украине была описана как эсхатологическая борьба, метафизическая битва между верными заповедям Божьим и своей православной вере и злыми силами.

Отец Йоан Саука, исполняющий обязанности генерального секретаря ВСЦ, выразил в письме сожаление о «трагической военной ситуации в Украине», которая «принесла большие страдания и человеческие потери», и призвал Предстоятеля РПЦ выступить «за прекращение войны». На что Патриарх Кирилл ответил в письме от 10 марта, в котором серьезно исказил факты, снова перекладывая вину на Украину и Запад, легитимизируя российское вторжение, ложью российской пропаганды, не говоря ни слова о том, что Россия является захватчиком, а не жертвой, и, тем, более не осудив войну. Он также отклонил призыв о. Сауки, обвинив в незаконном вмешательстве ВСЦ в дела другой церкви (РПЦ), якобы является нарушением Торонтской декларации.

Недавно в проповеди от 21 июня до раненых бойцов в храме св. Луки Центрального военного клинического госпиталя им. А. А. Вишневского (с. Новый Красногорский городской округ), Патриарх Кирилл поставил под сомнение основной акт христианской веры, что Бог есть Любовь (противоречащий 1 Ин 4,8 и 16). Ссылаясь на изображение архангела Михаила как воина и архистратига (греч. archistrategos), Патриарх вновь говорил о битве русских воинов, как о части метафизической «борьбы добра со злом», которая «происходит как вдоль национальных границ, так и вдоль многих других разделяют человеческое общество». Таким образом, русские солдаты, армия, представлены как стоящие на стороне Добра, и потому заслуживают Божьей поддержки. Так искажая факты и ценности, Патриарх Кирилл снова отождествил агрессора (Россию) с силами Добра, демонизировав Украину и Запад как воплощение зла и в очередной раз легитимировал нападение на суверенное государство и уничтожение человеческой жизни. Таким образом, ведение войны и захват территории другого государства представлялось как богоугодное дело.

Эта проповедь была произнесена только через три дня после заявления Центрального комитета ВСЦ о войне в Украине (18 июня 2022 г.). В этом заявлении, после нескольких других деклараций и обращений, Центральный комитет по достоинству оценил ситуацию в Украине, выразив сожаление по поводу незаконной и неоправданной войны, развязанной Российской Федерацией, против народа и независимого Украинского государства, а также справедливо отметил «ужасную жатву смерти, разрушение и переселение». В этом же заявлении Центральный Комитет ВСЦ признал и приветствовал «обязательство Московского Патриархата, представляющего округ ВСЦ как в России, так и в Украине, присоединиться к встрече и диалогу по ситуации в Украине под эгидой ВСЦ». Это «обязательство» Московского Патриархата и Русской Православной Церкви оказалось пустым, о чем свидетельствует проповедь Патриарха Кирилла от 21 июня, а также то, что за четыре месяца войны РПЦ ничего не сделала, чтобы осудить или попытаться прекратить жестокую агрессию Российской Федерации против Украины. Напротив, она не раз снабжала идеологическое топливо для войны (см. также проповедь Патриарха Кирилла от 3 мая).

Напомним, что с начала полномасштабного вторжения в Украину 24 февраля 2022 г. по усредненным оценкам количество жертв среди мирного населения, подтвержденное Верховным комиссаром ООН по правам человека (18 июля), составило 5110 человек (убитыми), в том числе 346 детей. Кроме того, «Верховный комиссар ООН по правам человека считает, что реальные цифры намного выше». В эти подсчеты не входит количество убитых в районах, где интенсивные боевые действия не позволяют произвести подсчеты — только в Мариуполе убиты многие тысячи мирных жителей, захороненных в братских могилах или оставленных под руинами.

Также ужасно, что уничтожают культурное и религиозное наследие Украины. По состоянию на 18 июля, согласно данным ЮНЕСКО, российские атаки частично или полностью уничтожили 164 культурных объекта, в том числе 72 религиозных сооружения. Большее количество документировал Руслан Халиков. Документация этих разрушений хранится в Институте религиозной свободы Украины (полный отчет в июле) и внутри проекта «Религия в огне: документирование военных преступлений России против религиозных общин в Украине». Небольшой обзор был представлен 31 (!) марта в статье BBC «In pictures: The Ukrainian Religious Sites Ruined by Fighting». Примеры разрушений: в частности, деревянный скит Всех Святых Святогорской Лавры (Московского Патриархата) XIX в., полностью уничтожен (в то время как более 500 мирных жителей нашли убежище в монастыре), а также скит Божией Матери Радости всех скорбящих и скит св. Георгия; храм Успения Пресвятой Богородицы (построен в 1801-1804 гг.) в Чернигове, храм Вознесения Господня в Изюме (построен в 1826 г., достроен в 1902-1903 гг.) в Харьковской области; храм Креста (построен в 1809-1823 гг.) также в Харьковской области; храм Рождества Пресвятой Богородицы (УПЦ МП) 1862 г. (Вязовка Народичанского района Житомирской области), храм св. Андрея (ПЦУ) в селе Горенко под Гостомлем (Киевская область, полностью уничтожен) и многие другие. Во время этого вторжения оккупанты не щадят сакральные места, даже принадлежащие к Московскому Патриархату.

О цинизме якобы защиты христианских ценностей свидетельствует также нежелание поддерживать прекращение огня во время Пасхи, важнейшего христианского праздника, и религиозное оправдание войны, в которой нехристианские наемники воюют с преимущественно православной страной, многие верующие которой принадлежат к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Патриарх Кирилл не является обычным священнослужителем, он — глава крупнейшей Православной Церкви, претендующей на право быть «Третьим Римом», оказывает огромное духовное и финансовое влияние на многочисленные автокефальные и подчиненные Православные Церкви Европы, Ближнего Востока и Африки, выступает защитницей преследуемых христиан. Чем больше эта власть, и более серьезное положение его и РПЦ, тем больше ответственность.

Ссылаясь на роль Церкви в обществе, документ комиссии The Church: Towards a Common Vision (F&O № 214, § 64) указывает, что христиане «верят, что Бог, являющийся абсолютной любовью, милосердием и справедливостью, может действовать через них». От них ожидается, что они пойдут по следам Христа, «бросившего вызов власти, не уважавшей достаточно человеческое достоинство или волю Бога. Церковь должна помогать тем, кто не имеет власти в обществе, чтобы быть услышанными; иногда она должна стать голосом тех, кто не имеет голоса (…) Как последователи «Князя мира», христиане выступают за мир, в частности стремясь преодолеть причины войны, среди которых главное место занимают экономическая несправедливость, расизм, этническая и религиозная ненависть, чрезмерный национализм, угнетение и использование насилия для разрешения разногласий». Итак, любая Церковь, которая вместо того, чтобы работать ради мира, разжигает войну, вместо того, чтобы говорить от имени лишенных голоса жертв, вместо того, чтобы противостоять власти, не уважающей человеческое достоинство и человеческую жизнь, служит их бесчеловечным политическим планам, серьезно не выполняя свою основную миссию. Такая позиция противоречит ценностям и принципам членства во Всемирном совете Церквей. Это также противоречит принципам и обязательствам, изложенным в Декларации о пути справедливого мира, принятой Х Ассамблеей ВСЦ как часть отчета Комитета по связям с общественностью 2013 года.

Принимая всё это во внимание:

1. Мы призываем ВСЦ приостановить членство Русской Православной Церкви, пока она однозначно не осудит – голосом своей высшей власти – войну в Украине и пока Патриарх Кирилл будет использовать свою духовную и политическую власть для разжигания войны вместо того, чтобы повлиять на политическую власть Российской Федерации для прекращения агрессии против Украины.

2. Мы призываем ВСЦ, начиная со следующей генеральной ассамблеи в Карлсруэ (31 августа — 8 сентября 2022 г), обеспечить представительство всех Церквей в Украине.  Прежде всего: Православной Церкви Украины (ПЦУ) и Украинской Православной Церкви, а также других христианских религиозных общин, принимая во внимание потребность, а также предоставить право голоса маргинализированным к этому христианским общинам, особенно сейчас, когда они так сильно страдают от ужасов войны.

Мы призываем также ВСЦ прислушаться к академическим средам, наладить сотрудничество с украинскими и международными учеными относительно религиозной и политической ситуации в Украине, использовать их наблюдения и профессиональную компетенцию, чтобы получить более полную и адекватную картину ситуации в Украине. Такие эксперты могли бы дать решения и рекомендации по действиям.

3. Призываем ВСЦ сделать всё возможное, чтобы не причинять унижений и страданий христианам в Украине, становясь на сторону Церкви, которая поддерживает их уничтожение, подвергая встрече и «диалоги» с представителями этой Церкви. Церкви-члены ВСЦ должны стараться быть на правильной стороне и принимать сторону жертвы, а не агрессора.

4.Призываем ВСЦ пытаться услышать голос угнетенных в Русской Православной Церкви, чтобы защитить смелых священников и верующих, выступивших против войны. Эти священники и миряне защищают правду и своих украинских братьев и сестер в вере, рискуя или подвергшись строгому наказанию. Это, к примеру, о. Григорий Эдельштейн и о. Иоанн Бурдин из Костромской области – последнего оштрафовали и отстранили из священнического сословия, ему грозит заключение.

 Отца Иоанна Курмоярова, доктора богословия, отстранили от священства и заключили в тюрьму, он ожидает судебного процесса по обвинению в «распространении ложной информации о российской армии»; а недавно – о. Никандр Пинчук, ректор прихода св. Симеона Верхотурского в Верхотурье.

Добавим смелое и громкое обращение пресвитеров и дьяконов РПЦ (почти 300 подписантов) об окончании братоубийственной войны в Украине и немедленное прекращение огня (воскресенье о Страшном суде перед Прощенным воскресеньем). Ещё более уязвимо гражданское население, особенно женщины, проявившие незаурядное мужество в антивоенных протестах. В этом смысле нельзя не вспомнить об обращении мирян РПЦ к Патриарху Кириллу, в котором они напомнили, что «Церковь — это Тело Христово, а верные — её члены» — Тело, которое «кровоточит» ибо русские военные, среди которых есть и православные, убивают наших братьев и сестёр в Украине, лишая их крыши над головой, подрывая их здоровье и благополучие, заставляя покидать свои дома, воруя будущее всей страны.

Среди жертв войны есть и самые слабые – дети, женщины, пожилые люди». Эти миряне, говоря откровенно, обратились к Патриарху Кириллу, чтобы он выполнил своё «призвание покровителя перед властью России, за свою паству, ставшую жертвой военных действий, за людей, лишенных своего жилья и средств существования», чтобы он «написал письмо ко всему тела РПЦ и публично осудил поступки тех, кто поддерживает кровопролитие». Поддерживая межцерковные отношения, ВСЦ должен помнить, что Церковь нельзя отождествлять только с иерархией, а тем более с ее представителями, виновными в нынешней трагедии, активно поддерживающих ее или просто молчащих. Экуменические отношения — это не то же, что дипломатические отношения с иерархией этой Церкви; они должны принимать во внимание веру, опыт и страдания всего народа Божия. Поэтому мы просим также рассмотреть возможность приглашения этих членов РПЦ, выступающих против войны, зная, что их никогда не включат в официальную делегацию этой Церкви.

5. Мы призываем ВСЦ — ее представителей, а также Церкви-члены (продолжать) делать чёткие заявления, открыто идентифицирующие агрессора, и избегать любых двусмысленных формулировок, которые бы переводили вину на жертву и создавали бы впечатление, что жертва соответствующая за войну или делали жертвой агрессора.

Мы высоко ценим открытость декларации ВСЦ, но некоторые неоднозначные заявления, которые  кажутся нам проблематичными, как те, которые содержатся в Отчете о Межправославной предсоборной консультации (Кипр, 10-15 мая 2022 г.), в которой участники, кроме осуждения войн (!), призвали «все стороны, вовлеченные в конфликты, сделать всё от них зависящее для срочного установления мира и обеспечения безопасности в Украине, России, Европе и мире» (§ 24). Главное помнить, что не может быть мира без справедливости, не может быть справедливого мира, когда агрессор навязывает свою волю суверенному государству военной силой. Христианские Церкви не могут являться частью такой несправедливости.

Мы искренне надеемся, что наше обращение будет услышано.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Пропаганда оккупантов опозорилась с очередным «гвардейским» полком

29 июля подконтрольные агрессору «медиа полуострова» стали распространять информацию о присвоении «гвардейского звания» очередной якобы «крымской» воинской части российских...

Актуально