Тревожно. Очень тревожно за Мариуполь и подконтрольную Украине территорию.
На следующее утро после той же ночи, как Путин объявил о признании «Л/ДНР» и призвал вооруженные силы РФ «поддержать функцию по поддержанию мира на территории «Л/ДНР»», мы позвонили в Мариуполь, чтобы поговорить с Главой Православной церкви Украины на этой территории с Владыкой Митрополитом Донецким и Мариупольским Сергеем, который последние 13 лет руководит епархией ПЦУ на Востоке, из них 8 лет – в состоянии войны.
Владыка, переехавший в Мариуполь из Донецка, – известный в регионе человек, потому что его епархия производит все виды благотворительности, которые только можно придумать. А сам он играет в шахматы, играет на пианино. Он создал убежище-хоспис по самому модному образцу, где каждой бабушке позволил иметь своего кота. И иногда сам и делал им уколы, и играл им на рояле. Его знает любая многодетная семья Донбасса.
Владыка каждый день получает звонки от иностранных журналистов, но в это утро мы были первыми.
УКРАИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ДОНБАСЕ – ГАРАНТ ВДОХНОВЕНИЯ И ПОКОЯ, ЗАЛОГА ВЕРЫ, ЧТО С НАМИ БОГ
– Владыка Сергей, война подходит к вашим домам, какие настроения в Мариуполе?
Мы спокойны. Наши люди знают, что такое, когда у вас целятся. Мы закалены. И мы верим в Бога
– Мы спокойны. Наши люди имеют опыт войны, они знают, что такое взрывы, многие знают, как терять родных, они знают – что такое, когда у вас целятся и когда враг уничтожает инфраструктуру города, где ты живешь. Мы закалены. Но мы верим в Бога. Рассчитываем на Вооруженные силы Украины и поддерживаем территориальную оборону. С первых дней эскалации, когда Россия шла по пути к признанию ОРДЛО, мы понимали, что они признают, и будут готовиться к войне.
За восемь лет у нас появилась армия, мощные друзья, выкристаллизовали ценности, и как мы можем не верить?
– Как ведёт себя Московский патриархат?
– Теперь затих. Раньше многие из их клириков кричали, что придут, мол, «наши», русские и принесут русский мир. Мне об этом говорили сами священники Московского патриархата. А сейчас они умолкли, потому что, наверное, поняли, что уничтожают не только суверенитет, но всё живое и светлое, всё, что связано со свободой. Я и наше духовенство, поддерживая людей, вспоминал сюжет, когда Давид победил Голиафа. Юноша, который верил в Бога, через несколько минут победил великана, которого никто не мог победить. Но, конечно, у части людей есть тревога, и мы многое работаем с переселенцами. Есть люди, которые на временно оккупированных территориях потеряли работу, дома, близких, родных, они приехали на неоккупированную территорию, заработали, приобрели жильё – и снова возникла угроза русского мира. Мы работаем с ними. Я вспоминаю, как мы выстояли в 2014 году, когда не было серьезного оружия, у части людей не было мотивации, у многих растерянных не было веры. Мы говорим, что за восемь лет у нас появилась армия, у нас с вами выкристаллизовались ценности, у нас появились мощные друзья, и как мы можем не верить? Разве мы можем не верить, когда у огромного количества людей есть готовность защищать нашу землю до последней капли крови. Нам некуда идти.
Был любопытный случай. В начале февраля я дал много интервью западным медиа, в которых говорил, что на нашей стороне Бог, а также география и природа, и что вражеские танки утонут в чернозёмах. А через неделю российские танки застряли в грязи под Ростовом, словно иллюстрируя мои слова. Всё, о чем я говорил, произошло.
– Так вы прозорлив, Владыка? Видите будущее?
Я всегда говорю: Оружие Сатаны – паника, он хочет, чтобы вы подумали, что Бог оставил вас.
– Я знаю, как много в Украине и на Донбассе ветеранов, видевших войну. И они не будут жертвовать малейшим клочком нашей земли. Все готовы брать оружие и до последнего вздоха защищать священные границы Родины. И я лично наблюдаю, что для них это не только работа или служба, это очень глубокие чувства – и у бойцов Национальной гвардии, и у полиции, у МЧС и у просто студентов. Это фундамент единства и веры в нашу победу. Это всё я транслирую нашим верующим. А также учу их медиа гигиены, показывая, как проверять информацию. Я всегда говорю: Оружие сатаны – паника, который хочет, чтобы вы подумали, что Бог оставил вас. Проверяйте информацию, у нас сильные союзники. Нам предоставят возможность защищаться. Украинская церковь на Донбассе – гарант вдохновения и покоя, залог веры, что с нами Бог.
– Вы готовили духовенство выступать с такими психологическими тренингами?
– Да. У нас все священники работают 24/7 и проповедниками, и психологами. Когда враг стучится в твою дверь, тебе нужна опора и друг. Церковь – это и проповедь, и друг, адекватный, взвешенный и образованный собеседник, который знает правдивую историю и сможет помочь не только при бомбовых ударах. Мы можем элементарно посоветовать, какие сайты читать и где брать информацию. Ибо современная война – это и информационные удары. 90% наших людей мотивированы. Я недавно награждал одну женщину, которой 79 лет и помогает добробатам и Вооруженным силам Украины, вяжет кикиморы, защитные сетки. Во время награждения она говорит: «Владыка, у меня есть «пенсионный фонд» – около сорока людей, моих подруг. Мы готовы помогать: если нужно – то оружием, если нужно – рыть окопы». Чтобы вы понимали: от подростка до старика готовы защищать Донбасс. Бог не в силе, а в истине.
Я РЕШИЛ: ЕСЛИ МОСПАТРИАРХАТ НА ТОЙ СТОРОНЕ ЗАБЕРЁТ У МЕНЯ ХОТЬ ОДИН ХРАМ, ТО ЗА КАЖДЫЙ ХРАМ Я ПОСТРОЮ ПЯТЬ. И ВЫ ЗНАЕТЕ, КАК-ТО ТАК И ВЫХОДИТ.
– Владыка, насколько я знаю, из оккупированного региона переехали многие священники, чья жизнь была в опасности. Как устроилась Церковь на неоккупированном Донбассе?
Каждый священник на Востоке Украины – одновременно и капеллан-психолог, и преподаватель, и врач, а есть священник-травматолог
– Хочу отметить, уехали не все. Несколько священников остались, даже рискуя жизнью. Ибо там есть верующие, они не могут уехать, но им нужны богослужения. Там безумное давление, но несколько священников остались и выполняют свои пастырские обязанности. Это герои. Есть священники, которые служат на территории, подконтрольной власти – в Краматорске, Дружковке, Славянске, Волновахе – для своих верующих есть и пасторы, и добрые друзья. Война наносит страшные потери, но дом священника ПЦУ всегда открыт – чай, кофе, ночлег, разговор, помощь с лекарствами. Наша церковь открыта для всех, но вынужденные переселенцы – особенная для нас категория. Мы построили церкви. Небольшие. Я себе поставил цель. Если Московский патриархат на той стороне отнимет у меня хоть один храм, то за каждый храм я построю пять. И вы знаете, как-то так и выходит. Храмы небольшие, но я давно считал, что Украинской церкви не нужно страдать гигантоманией. Лучше эти деньги пусть идут инвалидам, нуждающимся. Небольшие храмы, но мне говорят: у вас уютно, как у мамы в родном доме.
ПЦУ на Донбассе – это единственная православная украинская семья.
И уровень доверия к ПЦУ на Востоке колоссальный. Потому что у каждого священника на Востоке есть несколько профилей – он одновременно и священник-капеллан-психолог, и при этом и преподаватель, и шахтёр, и врач, у нас есть и священник-травматолог. Они служат, но не отказываются и от другой работы. Апостолы также имели другие работы, а служение – это служение. Я называю их пять в одном. Люди видят, что мы не убегаем. Мы строим храмы, где еженедельно занятия воскресной школы, открыли школу украинской бандуры. У нас широкая благотворительность. Кроме хосписа, у нас в Мариуполе и Константиновке есть две благотворительные столовые. Эти столовые не имели простоя ни одного дня. Мы ежедневно кормим по триста – триста пятьдесят душ. А иногда кто-то просит инсулин или памперсы. ПЦУ на Донбассе – это единственная современная православная украинская семья.
– Сколько людей занимается священник ПЦУ на Донбассе?
– Днём я принимаю от двух десятков до шестидесяти душ. Приходы, литургии – это от 60 до 120 человек еженедельно. По большим праздникам ко мне в храм приходят почти все переселенцы из Старобешевского и Тельмановского районов, которые помнят меня по тем храмам, которые мы вместе строили в Донецке.
Моё сердце – и сейчас на временно оккупированной территории. Я очень переживаю за тех, кто не смог переехать. Оккупационные власти уже запретили переезжать.
– Владыка, Донбасс – в основном русскоязычный регион. Как Донбасс воспринимает украино-язычные службы? МП служит на церковно-славянском.
– Знаете, я лично этот путь прошел в 1990-е. Я же сам, когда учился в семинарии, то служил на церковно-славянском языке. Мы постепенно переходили на украинский язык, и я на Донбассе очень переживал – как люди будут воспринимать украинский. Но эта, кроткая украинизация принесла колоссальные плоды.
Свою долю внесли и Революция Достоинства и война. Люди полюбили украинский язык в церкви. Я думаю, что мы дали возможность услышать её красоту именно в богослужебных текстах. Как человек, имеющий музыкальное образование, говорю, что на украинском языке все антифоны, всё звучит гораздо лучше. Ко мне приходит пограничник из Николаевской области и говорит: наконец-то я почувствовал, что во время богослужений говорю с Богом, всё понимаю, слышу, что говорит священник, понимаю, за что благодарим Бога.
Но мы никогда не ломали через колено. Иногда, когда хотят заказать требы, то спрашивают, могут ли выполнить на церковно-славянском языке, то я говорю: Да – хоть на греческом, хоть на церковно-славянском, хоть на украинском языках. Наши приходы увеличиваются, верующих становится всё больше и больше.
Не так давно я говорил с чиновником, который занимается похоронными услугами. Он сказал, что при похоронах 60% родственников умерших просят, чтобы погребальный обряд и заупокойный чин были на украинском языке.
– Владыка, ваши верующие – это закваска христианства и украинства, но это – не весь Донбасс. А какие настроения всего Донбасса и неверующих людей?
– Когда сложно, все приходят к Богу. В окопах и на функциональной кровати атеистов не существует. Донбасс становится всё более религиозным и всё больше украинским.
Автор: Лана Самохвалова
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.