Четверг, 5 августа, 2021

В Софии Киевской, сохранился уникальный фресковый образ св. Агафьи Палермской (Катанской), и 18 февраля, почитают как памятный день её

Must Read

18 февраля — день памяти св. Агафьи Палермской (Катанской), одной из самых известных и уважаемых раннехристианских святых. Об этом говорится в материале, опубликованном на официальном сайте Национального заповедника «София Киевская».

Фресковый образ святой, один из лучших, в Софии Киевской. Он изображён на столбе арки-перехода с западной части.

https://i1.wp.com/df.news/wp-content/uploads/2021/02/Mal.1.-Agafya-pravoruch-ta-Kiprilla-768x1209-1.jpg?w=768&ssl=1

В соборе сохранилось более 500 отдельных изображений святых, но в большинстве случае надписи имён, потеряны. Исследования последних десятилетий позволили ученым-исследователям определить немало святых, и понять принципы их подбора и расстановки. Так случилось и с образом св. Агафьи.

Ранее её неправильно определяли, определяли как св. Варвару Великомученицу, потому что эта юная была на праздники, изображена в богатой светской одежде и в хорошем красивом чепце, действительно внешне напоминает св. Варвару. Но на самом деле образ св. Варвары, был неподалеку на этом же столбе в образе мученицы, и на её изображении обнаружено сразу три надписи-граффити, и обозначено имя святой как «Варвара».

Так же и на образе св. Агафьи найдена давняя надпись-граффити с именем: «Огафья». Эти надписи — своеобразные вечные молитвы их авторов.

Иконографическим подтверждением определения образа как св. Агафья является фреска XII в. новгородской церкви Спаса на Нередице, где, как и в Софии Киевской св. Агафья, изображена юной девой в богатой патрицианской одежде с нарядным чепцом.

Она родилась в знатной семье в Палермо или Катании (Сицилия), потерпела мученической кончины около 251 г. Перед смертью, после страшных пыток, ей явился апостол Пётр, чудесно исцелил её раны. Поэтому просматривается явная связь образа св. Агафьи с апостолом Петром.

Но здесь можно проследить и местный киевский контекст, связанный с жизнедеятельностью княжеских супругов крестителей Руси-Украины Владимира Великого и византийской принцессы Анны, которые были основателями и строителями Софии Киевской (1011-1018), и которую завершил Ярослав Мудрый.

Княгиня Анна, которую малым ребенком воспитывала Агата, когда её мать находилась в ссылке, назвала Агатой одну из своих дочерей, родившаяся в браке с князем Владимиром. Иногда Агату, в те времена, в имени которой достаточно четко прослеживается византийской след, ошибочно называют дочерью Ярослава, но это ничем не подтверждается.

Княжну Агату, которая имела царские корни по своей матери «царицы Анны», которая изображена в пурпурном одеянии среди дочерей Владимира и Анны, на княжеском портрете в Софии Киевской. Агата Киевская, которая родилась в начале XI века, стала женой английского принца (впоследствии короля) Эдуарда Изгнанника, который в юноши некоторое время жил при дворе Ярослава Мудрого, женил его на своей сестре по отцу, Агате.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

США готовят новую политику в сфере экспорта вооружений

Экспорт вооружений пополняется новыми правилами, теперь акцент будет в большей степени смещен в сторону гарантий соблюдения прав человека странами,...

Актуально