Домой Новости Война и служба отца Михаила

Война и служба отца Михаила

Человеческая жизнь священна. И никто не имеет права посягать на жизнь невинного человека. Это даже не утверждение, а одна из самых главных заповедей Божьих, которую христианин должен соблюдать всегда.

«Не убивай!» — говорится в одной из десяти библейских заповедей. Но каким образом можно избежать этого греха солдату на войне? Почти невозможно. И этому есть оправдание. Не для всех, а только для тех, кто с оружием в руках защищает свой дом, свою страну и семью и волей судьбы вынужден нажимать на курок и стрелять в сторону врага, который пришёл на их землю со щитом, чтобы унести жизнь, пишет АрмияInform.

Агрессор не является невинным человеком. Его вина доказана и очевидна уже, по крайней мере, нарушением норм международного права по вооруженному посягательству на территориальную целостность и независимость другого государства. От российской агрессии ныне страдает и наша Украина, тысячи сыновей и дочерей которой взяли в руки оружие и вдали от родительского дома вынуждены вступать в тяжелый поединок с ненавистными оккупантами. Им нужна помощь и опека: психологическая и пастырская. И на примере работы военного капеллана одной из бригад территориальной обороны мы снова убедились в важности внедрения в нашем войске института военного капелланства.

Начинал делопроизводителем, а стал военным капелланом

Отец Михаил — человек божий и одушевлённый. Вместе со своей женой он дал жизнь трём деткам: девочке и двум мальчикам. Имеет два высших образования: духовное и по специальности «философия». До начала широкомасштабной российской агрессии работал директором одного из местных Домов культуры в Одесской области и одновременно совершал Богослужения в православной церкви. Жизнь у него была насыщенная и разнообразная. Дети и работа радовали, сан священника давал большую духовную силу и помогал проникнуться любовью к ближним.

Именно эти силы и любовь помогли ему в психологическом смысле как можно более устойчиво пережить первые дни и месяцы войны: сохранять душевное спокойствие, заботиться о родных и прихожанах и верить в Бога и мирное будущее.

Человек, ни дня не служивший в армии, довольно спокойно и с чувством священного долга сделал ещё один важный шаг в своей жизни, в апреле 2022 года став на защиту родной Родины как военнослужащий.

— Помню, как в первый день с начала моей военной службы офицер переспросил меня, что я умею делать? Отвечаю, что, мол, кадилом умею махать и ещё на компьютере работать в этой же программе Excel. Задумался он тогда, приложил руку ко лбу, сделал паузу и говорит: Нет, махать кадилом пока не надо, а вот специалисты в области информационных технологий нам нужны. Так что будете делопроизводителем».

Для делопроизводителя быть специалистом в области информационных технологий, конечно, громко сказано. В течение четырёх месяцев отец Михаил отвечал за ведение документооборота, учёт и хранение входящей и исходящей корреспонденции и другой внутренней документации воинской части. А потом понял, что по своей специальности может принести больше пользы, чем ходить за бумажками и заполнять всевозможные журналы. Задумался он сам и обратился к высшему командованию с просьбой назначить его на должность психолога. Это и не случайно. Ведь пастырство – это та же психотерапия – работа с людьми. И можно сказать, что в какой-то степени священник и психолог родственны профессиям.

Правда, не успел отец Михаил послужить психологом. Вскоре в штат части была введена новая должность «военного капеллана». С тех пор и занимает её священнослужитель псевдо «Отче».

Лозунг священника — быть рядом с бойцами!

“Отче” означает отец – священник, который должен быть всегда рядом со своими верующими. По словам отца Михаила, лозунгом военного капеллана тоже быть всегда рядом с людьми, осуществляя пастырскую опеку над военными, а также их семьями. То есть капеллан должен оказывать людям религиозную, духовную и моральную поддержку и через постоянную коммуникацию с людьми хорошо знать об их проблемах, чаяниях и пожеланиях.

— В военной среде священнослужитель поддерживает своеобразную связь между бойцами и их командирами. В какой-то степени его деятельность сравнима с работой как офицеров по морально-психологическому обеспечению, так и военных психологов. Но если работа первых, прежде всего направлена на поддержание дисциплины и правопорядка в военных коллективах, а вторые должны обезопасить военных от последствий психологических травм и научить оказывать помощь в случае возникновения стрессовых ситуаций и негативных психических состояний, то работа капелланов строится на удовлетворении религиозных потребностей военнослужащих, которые из-за определенных обстоятельств испытывают ограничения в свободном исповедовании своей религии и нуждаются в духовной опеке, — подчеркнул капеллан с позывным «Отче».

То есть, по его словам, военный священник должен осуществлять пастырскую опеку не только над воинами своей конфессии, но и удовлетворять религиозные потребности лиц других вероисповеданий.

Отец Михаил отметил, что в украинском войске сейчас служат не только христиане, но и иудеи, мусульмане и т.д. Они оружием в руках защищают родную украинскую землю от российских захватчиков. Поэтому служба военного капелланства основывается на реализации принципов мультиконфессионализма, которые базируются не только на религиозных, но и чисто человеческих отношениях.

— Вы представляете, какую большую физическую и психологическую нагрузку сейчас выдерживают защитники и защитницы Украины разных национальностей и вероисповеданий. И если капеллан будет лишь сосредотачиваться на разъяснении им религиозных канонов и делить людей на верующих своей и других конфессий, то он не найдёт с ними общего языка и будет оставаться для них не проводником, учителем, врачом и добрым, заботливым отцом, а каким-то ” свадебным капелланом». Да, из-за уважения к тебе, твоей должности и званию они снимут головные уборы, когда ты им будешь что-то рассказывать и махать пальцем или кадилом, но дальше духовного контакта с ними не будет. С людьми нужно общаться на понятном для них человеческом языке. И общаться с каждым, невзирая на его конфессиональную принадлежность, — утверждает отец Михаил.

По его убеждению, к сожалению, в нашем обществе в общем смысле отсутствует культура восприятия священника как обычного человека. К служителю церкви люди прежде относятся как к тому, кто пришел к ним с интересом об их душе. В связи с этим, по собственным внутренним убеждениям, многие во время разговора со священнослужителем замыкаются в себе и чувствуют себя неуверенно.

— Собственно, такое же отношение у многих и к психологам. То есть на них смотрят только как на людей, предназначением которых является лечение какой-то психической патологии. И если кто-то вдруг обращается к тем же психологам, то у окружающих создаётся впечатление, что человек заболел психическими расстройствами. Но на самом деле речь идёт не о заболевании, а о психологической поддержке, особенно нужной человеку на войне. То же касается и капелланов, открыто общаясь с которыми воин может получить не только духовную, но и социальную и психологическую поддержку. Ведь ещё раз напомню, что лозунг капеллана – быть всегда рядом со своими воинами, – размышляет капеллан бригады территориальной обороны.

Его «крылья» – автомобиль

А он, отец Михаил, и старается всегда быть рядом со своими собратьями. Подразделения части, где он по воле Божией несёт капелланскую службу, расположены на линии столкновения с противником на южном направлении обороны нашего государства. Добраться до каждого своими ногами было очень непросто. Но священнослужитель нашел выход из затруднительного положения, обратившись через социальные сети к неравнодушным людям с просьбой о перечислении средств на приобретение автомобиля.

— Довольно быстро мне собрали необходимую сумму денег. Особенно благодарен за финансовую помощь приходу Святого Николая греко-католической церкви города Чикаго, прихожане которой перечислили половину из необходимой суммы средств. Так что теперь у меня есть «Нива». Ребята, когда впервые увидели меня на автомобиле, говорили: «Батюшка, у вас уже есть свои «колеса!». А я им в ответ: Нет, у меня теперь есть свои крылья! — усмехаясь, рассказал военный капеллан.

И «летит» с тех пор почти каждый день на своей «Ниве» к собратьям отец Михаил. Отправляется туда, где расстояние до врага измеряется только несколькими километрами. Туда, где уже месяц подряд в деревянных блиндажах на Правобережье Днепра мужественно держат оборону солдаты терробороны. Однообразие быта и постоянная опасность из-за вражеских обстрелов ребят истощает. И в таких условиях для них на вес золота не только услышать содержательную проповедь пастыря, но и просто увидеть хорошо, пусть и тоже уставшее, но умиротворенное лицо священнослужителя.

А как заинтересовать, подбодрить ребят он знает не только как духовный наставник, но и как коммуникабельный человек. Организаторские способности директора Дома культуры и знания в области философии этому способствуют.

О грехе и долге

Многие разнообразные задушевные беседы с украинскими воинами приходится проводить отцу Михаилу, находясь в местах их дислокации. Конечно, проникнуться через рассказ священника благоговением и душевной теплотой для солдат имеет большое значение. Но сейчас они находятся на войне со всеми ужасами и страданиями.

— Во время нашего общения собратья часто переспрашивают меня, есть ли для верующего грехом убивать людей на войне. Ну конечно, это грех. И об этом говорится в одной из заповедей Божьих. Но с другой стороны каждый, по крайней мере, для себя, должен выяснить, что для него больший грех: нажать на курок и унести жизнь врага, который пришел на твою землю с оружием в руках, или дать агрессору убить твоих боевых друзей, детей, родных и близких? Каждый должен сделать свой сознательный выбор. Ведь каждому потом с этим жить. А задача капеллана — помочь человеку обрести гармонию с окружающим миром и самим собой и дать понять, что запрет убивать не противоречит праву человека защищаться самому и защищать других от вооруженного агрессора. И это не только право, но и обязанность воина по сохранению жизни своих соотечественников и защите территориальной целостности государства. То есть, заповедь Божья запрещает подвергать человека смертельной опасности без веской причины. А агрессор является вооруженным преступником, вступая в поединок, с которым украинские бойцы защищают от смерти других. И не только своих боевых собратьев, но и мирных граждан, — рассказал об одной из значимых для человеческой души тем своих бесед с защитниками Украины священнослужитель под псевдонимом «Отче».

Трансформация личного и украинского общества

Удалось ли донести до солдат своё мнение и слово военному капеллану, зависит от многих факторов. За более чем 17 лет проповеди и чтения Слова Божьего в православной церкви по лицам прихожан отец Михаил хорошо научился различать, воспринимают ли они в полной мере то, о чём он им говорит. Если священник видит в глазах людей огонек, это значит, что они его слышат и воспринимают то, что он им говорит. Если лица людей хмурые, то наоборот духовный контакт с ними не установлен или установлен не в полной мере. И тогда проблему нужно искать не только у окружающих, но и в самом себе: почему люди не понимают меня или наоборот, почему я не понимаю их? Может быть, нужен другой подход к ним?

Как и многие другие профессии, священнослужители тоже никогда не стоят на месте и постоянно совершенствуются.

По словам отца Михаила, именно сейчас, во время пребывания в армии, происходит трансформация его сознания и как священнослужителя, и как человека. И вместе с ним эту трансформацию проходят и остальные военнослужащие Сил обороны Украины.

— Многие из тех, кто сейчас встал на защиту Украины, вообще до начала широкомасштабного российского вторжения не имели военного опыта. И войско изменяет их, их ценности и мировоззрение. Я бы даже сказал, что именно в армии рождается новое украинское общество. Сейчас они на войне — их дело избивать врага и одерживать победу. Но война все равно закончится, и ребята вернутся домой. Конечно, если они увидят какую-нибудь несправедливость, то естественно у них возникнут вопросы: ради чего я страдал и проливал свою кровь на войне, ради чего гибли мои собратья и страдали мои дети, которые ждали меня дома? Неужели я не заслужил достойную жизнь в нормальном демократическом обществе? Они не согласятся на несправедливость, поэтому всё наше украинское общество обязательно ждёт трансформация и, конечно, в лучшую сторону, — убеждён отец Михаил.

О детях и их родителях-воинах

Кстати, наши дети — это один из главных мотивирующих факторов, поэтому люди взяли в руки оружие и стали в защиту Украины. Они пошли на войну, чтобы обезопасить от войны своих сыновей и дочерей. Но из-за своего возраста, мировосприятия, далеко не все из детей хорошо осознают, почему их папа или мать находятся где-то далеко и покинули их? И некоторые из них из-за долговременного развода даже начинают обижаться на родителей.

Конечно, ребенок должен воспитываться в полноценной крепкой семье и быть окруженным одинаковой ежедневной любовью, заботой и вниманием со стороны обоих родителей. Но, к сожалению, в наших реалиях военного положения это невозможно. У многих родители находятся на фронте, а матери сбиваются с ног, стараясь обеспечить нормальную жизнь своему ребенку и не дать ему чувствовать себя заброшенным.

Так, посещая боевые позиции подразделений бригады, отец Михаил, будучи отцом троих детей, очень много внимания уделяет беседам с бойцами по методике общения с детьми. Понятно, что лучше защитники Украины сейчас находились рядом со своими сыновьями и дочерями, но и на расстоянии отец должен оставаться отцом и держать с детьми эмоциональную связь.

— Да и вообще, не может человек, даже находящийся на войне, не вспоминать каждый день о своём сыне или дочери. Ей тяжело в окопе или блиндаже, а ребенку, возможно, ещё гораздо хуже из-за разлуки с отцом. Такие обстоятельства травмируют детскую психику. В результате дети замыкаются в себе, не хотят общаться со своими ровесниками, не выходят на улицу, а закрываются в комнате. Даже мой сын, третьеклассник, переспрашивал меня, мол, папа, чего ты там сидишь? Я хочу, чтобы ты был рядом. Поэтому наши беседы с собратьями, в том числе посвящаются тому, как сохранить психику детей и не допустить, чтобы у них возникли фобии, — говорит священнослужитель.

Он отправляется на позиции, где в непринужденной обстановке под тусклым светом фонарика рассказывает о своих детях, а собратья о своих. И от этих воспоминаний у всех на душе становится теплее, а освещение в блиндаже уже не кажется таким тусклым. И самое главное, о чём просит отец Михаил побратимов, чтобы та, по возможности, коммуникация с детьми по телефону не ограничивалась банальным «у меня всё в порядке», а была более длительной и содержательной. Чтобы за сотни километров ребенок чувствовал близость своего отца, и имел возможность посоветоваться с ним, рассказать о прожитом дне и поделиться планами на завтра.

– Это непросто. Но нужно делать всё возможное, чтобы даже при таких обстоятельствах, из-за расстояния, ребенок чувствовал родительскую опеку. И не нужно накладывать какое-нибудь табу на тему войны. Дети не дураки и всё равно знают, что отец на войне, а война — это страшно и очень опасно. Наоборот, необходимо уверенным голосом объяснять, что я нахожусь здесь, чтобы вы жили в мире. И тогда ребенок будет гордиться тобой, а родительская уверенность будет передаваться ему самому, — обоснованно отмечает отец Михаил.

Несмотря на большой опыт священнической деятельности, пребывание в должности военного капеллана изменило представление о роли священника в сознании и самого отца Михаила. Осуществляя пастырскую опеку над защитниками Украины, он стал ещё ближе к жизни людей и их чувств и призывает поступать на капелланскую службу других священнослужителей. Ведь их духовная, психологическая поддержка очень нужна тем, кто избрал трудный путь воина в сверхсложное для страны военное время. И, леча человеческие души, капеллан на войне играет сегодня очень значимую и важную роль.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Exit mobile version