Домой Новости Вселенский Патриарх Варфоломей благословил прихожан перед началом Великого поста на боговдохновляющее путешествие

Вселенский Патриарх Варфоломей благословил прихожан перед началом Великого поста на боговдохновляющее путешествие

Варфоломей милостью Божьей архиепископ Константинопольский – Нового Рима и Вселенский патриарх всей полноте Церкви благодать и мир от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, от нас – молитва, благословение и прощение.

Все честные братья и чада в Господе благословенные.

С доброй волей и благодатью Жизни давшего Бога, мы вступаем в святой и великий пост, арену аскетической борьбы. Церковь знает лабиринты человеческой души и нить Ариадны, выход из всех тупиков – смирение, покаяние, силу молитвы и священные службы раскаяния, пост, исключающий страсти, терпение, смирение правилу благочестия. И поэтому Церковь ещё раз приглашает нас в этом году на Боговдохновляющее путешествие, мерой, которой является Крест, а горизонтом – Воскресение Христово.

Поклонение Кресту среди святого и великого поста обнаруживает значение всего этого периода. Слово Господа нашего поражает: «Кто хочет идти за Мною … пусть возьмёт крест свой и следует за Мною» (Лк. 9:23). Мы призваны поднять собственный крест, следуя за Господом и наблюдая за его животворным Крестом, с осознанием того, что Господь спасает нас, а не поднимает наш крест. Крест Господень – это «суд над нашими критериями», «суд над миром» и одновременно обещание, что зло во всех его формах не имеет окончательного слова в истории. Несмотря на Христа и под Его защитой, как на Того, Кто допускает нашу борьбу, благословляя и укрепляя наши усилия, мы ведём хорошую борьбу, «во всём нас давят, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; преследуют нас, но не оставлены; мы повержены, но не погибаем» (2 Кор. 4: 8-9). Это также квинтэссенция опыта в течение нынешнего периода Креста и Воскресения. Мы отправляемся в путешествие к Воскресению через Крест, благодаря которому «радость пришла к целому миру».

Некоторые из вас могут задаться вопросом, почему Церковь в разгар нынешней пандемии добавляет к уже существующим ограничениям по здоровью ещё один «карантин», а именно большой пост. Действительно, великий пост – это также «карантин», который длится сорок дней. Тем не менее, Церковь не ставит цель ещё больше ослабить нас дополнительными обязательствами и запретами. Наоборот, она призывает нас придать смысл карантина, которого мы переживаем в результате коронавируса, из-за большого пост, как освобождение от порабощения  «вещей нашего мира».

Сегодняшнее евангельское чтение ставит условия этого освобождения. Первое условие – это пост, не в том смысле, чтобы воздерживаться только от определенной пищи, но и от тех привычек, которые держат нас привязанными к этому миру. Такое содержание не является выражением презрения к миру, но необходимой предпосылкой для переориентации наших отношений с миром и для переживания уникальной радости открытия мира, как сферы христианского свидетельства. Вот почему даже на этом этапе поста приближения и опыт жизни верующих имеют пасхальное измерение, привкус Воскресения. «Большая постная атмосфера» не гнетущая, но радостная. Это «большая радость», которую ангел объявил хорошей новостью «всем людям» при рождении Спасителя (Лк. 2:10). Это непоколебимая «полнота радости» (1 Ин. 1: 4) жизнь во Христе. Христос всегда присутствует в нашей жизни – Он ближе к нам, чем мы в нас самих, – все дни нашей жизни, «до конца веков» (Мф. 28:20). Жизнь Церкви незыблемо свидетельством благодати, пришла, и надежды на Царство, полноты раскрытия тайны Божественной икономии.

Вера является ответом на Божье любящее снисхождение к нам; это «да» всего нашего существования Ему, который «склонил небо и сошёл», чтобы выкупить человеческий род «из рабства врага» и открыть нам путь к обожанию через благодать. Жертвенная любовь к ближнему и «забота» обо всех творениях происходят от этого дара благодати и воспитываются ним. Если эта благотворительная любовь к другим и Богоприемная забота о творении отсутствует, тогда мой ближний становится «моим адом», а творение отдаётся иррациональным силам, которые превращают его в объект эксплуатации и во враждебную среду для человечества.

Второе условие освобождения, обещанная великим постом, – это прощение. Забвения божественного милосердия и неописуемой Божьей благодати, нарушение Господней заповеди, мы должны стать «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5: 13-14), и ошибочное преобразование христианского образа жизни – ко всем этим проведениям ведёт «закрытая духовность», которая процветает на отрицании и неприятии «другого» и мира, уничтожает любовь, прощение и принятие разных. Однако это бесплодное и арогантное отношение к жизни решительно осуждается, словом в Евангелии в первые три недели постной Триоди.

Известно, что такие крайности особенно распространены в те периоды, когда Церковь призывает своих верных прихожан к духовной дисциплины и бдительности. Однако настоящая духовная жизнь – это способ внутреннего обновления, выход из нашего я, любовное движение к ближнему своему. Оно базируется не на синдромах чистоты и исключения, а на прощении и усмотрению, славословии и благодарности, согласно опытной мудростью аскетической традиции: «Не еда, а злоупотребление чрезмерным количеством еды, является злом … не язык, а пустословие … не мир, а страсти».

С таким отношением и с этими настроениями мы объединяем наши молитвы со всеми вами, возлюбленные братья и чада, чтобы мы окончательно преодолели смертельную пандемию и быстро реагировали на её социальные и экономические последствия. И мы просим ваших молитв для открытия Священной Богословской Школы на Халки, после длительного периода пятидесяти лет, прошедших с тех пор, как её молчание было введено снаружи и совершенно несправедливо, тогда когда начинается в Церкви святой и великий пост, взывает и поёт вместе «с нами Бог», Кому принадлежит слава и держава в бесконечные века. Аминь!

Святой и Великий пост 2021год.

Варфоломей Константинопольский,

Пылкий молитвенник перед Богом за всех вас.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Exit mobile version