Домой Новости Вымышленный персонаж Деда Мороза, является примером успешной Советской пропаганды, для прикрытия репрессий...

Вымышленный персонаж Деда Мороза, является примером успешной Советской пропаганды, для прикрытия репрессий Сталинского режима

Прошло более 80 лет со дня «рождения» Деда Мороза. Этот персонаж появился в СССР, его начали популяризировать в зловещем 1937 году, в разгар сталинских репрессий.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Дед Мороз был введён крупнейшими пропагандистами того времени. Сценарий празднования Нового года готовили Сергей Михалков, автор сталинского гимна СССР и популярных детских книг.

А также, Лев Кассиль.

Который был, один из ведущих советских детских писателей. В его первой «методичке», которую распространили по всему Советскому Союзу, появился впервые Дед Мороз вместе с реабилитированной елкой, которая перестала называться «рождественской», а стала называться «новогодней».

В Украине, декоммунизация произошла довольно успешно, советские мифы продолжают рассеиваться, но этого персонажа она не касалась. Почему?

На этот вопрос нам ответил Сергей Рябенко, интервью с которым впервые было опубликовано на сайте Радио Свобода в 2018 году. Тогда он был сотрудником Института национальной памяти Украины, а сейчас работает в секретариате уполномоченного по защите государственного языка.

– Вопрос в том, что этот персонаж действительно впервые в Советском Союзе официально появился в 1937 году, но на самом деле был использован образ сказочного персонажа, который существовал еще задолго до Советского Союза. Просто он не был таким популярным.

Почему это произошло в 1937 году? Потому что мы помним, что в 1937 год – это период крупнейших политических репрессий в Советском Союзе, когда велась борьба, в том числе и с церковью, потому советской власти очень было необходимо каким-то образом устранить или попытаться минимизировать влияние церкви, церковных традиций, связанных с празднованием Рождества.

И поэтому вот в 1935 году появился такой тезис, который озвучил один из соратников Сталина, Павел Постышев, о том, что нужно организовывать празднование Нового года с новыми советскими традициями. И тогда появился этот Дед Мороз. То есть, основная идея, которая закладывалась тогда, и имела цель попытаться извлечь из официального сознания святого Николая, который был связан с такими рождественскими религиозными традициями.

Почему именно этот образ, этот персонаж, остался и после Советского Союза? Потому что, очевидно, что если где-то в начале, идеологически в этом персонаже, скрывалась именно суть замещения им святого Николая.  То чем дальше, тем все меньше можно было говорить о том, что этот персонаж, Дед Мороз, который нес на себе какую-то идеологическую нагрузку, и был олицетворением какой-то не такой уж советской традиции.

Поэтому после 1991 года, после распада Советского Союза, персонаж воспринимается просто как один из персонажей Нового года, один из таких сказочных героев, который просто ассоциируется с новогодней традицией.

Сейчас, когда после распада Советского Союза религиозные традиции начали постепенно возвращаться в нашу общественную жизнь, постепенно занимать какое-то место в ней, популярности уже приобретают образ святого Николая, который уже связан с несколько иной традицией, чем Дед Мороз.

Почтовая советская марка 1990 года с изображением Деда Мороза, приуроченная к Новому году, и 1991-м, после которого СССР уже прекратила свое существование.

– Действительно святой Николай уже начинает понемногу вытеснять с украинского сознания Деда Мороза. Более того украинский народ празднует и ожидают подарков от святого Николая, чем от вымышленного персонажа Михалкова, Деда Мороза. Но мой вопрос касается другого, стоит напоминать о том, в каких обстоятельствах родился этот культ Деда Мороза, и о том, как умело действовала советская пропаганда для того, чтобы таким образом очеловечить этот режим?

– Я думаю, что в любом случае уместно вспоминать, и говорить о том, каким образом советская пропаганда была сконструирована, и как она пыталась, а в некоторых случаях и достигала той цели, которая перед ней ставилась, именно для того, чтобы понять, какой механизм действия этой пропаганды, и каким образом она влияла на общественное сознание и каким образом случилось так, что в определенных случаях, эта советская пропаганда достигла таки своей цели.

Если говорить о 1937 годе, то можно конечно говорить, и о появлении Деда Мороза, о тех обстоятельствах, в которых всё это произошло, собственно для того чтобы помнить, что в 1937 году в Советском Союзе было одно из крупнейших пиков политических репрессий, а именно в этом году одно из крупнейших количеств людей, которые стали жертвами этих репрессий.

Поэтому эти процессы достаточно связанными между собой, и стали переплетенными. И я думаю, что в любом случае стоит об этом вспоминать, об этих политических репрессиях, в том числе и для того, чтобы в будущем исключить в любой способ повторения того, что произошло в 1937 году.

– Стоит ли бороться с этим образом Деда Мороза, лучше оставить это уже в той тенденции, которая сейчас активно действует в Украине, когда новое поколение выбирает традиционного для Украины не Деда Мороза, а святого Николая?

– Я думаю, что в любом случае не прерогатива какого-то государственного органа бороться с какими-то сказочными персонажами. Я думаю, что Вы абсолютно правильно сказали о том, что есть молодое поколение, которое уже достаточно является активным, мобильным, и которое пользуется не только какими-то печатными средствами массовой информации, которое подвластно «савку», а также телевизионному пропагандированию, где, также всё куплено и подвластно. А активным интернет пользователем, которые могут узнать для себя практически любую информацию, которую хотят знать, и в которой нуждается внутренний голос разумного индивидуума, здравомыслящего и расценивающего данные жизненные ситуации.

И я думаю, что благодаря молодому поколению этот процесс будет идти далее, и будет осуществляться своеобразное возвращение святого Николая на место, который должен занимать в общественном сознании, рано или поздно, а это произойдет в скором будущем. И Дед Мороз останется неким ещё одним, сказочным персонажем. Сказочных персонажей достаточно много и здесь дело такое, сказочные персонажи являются сказочными персонажами и не более того.

Газета «Енакиевский рабочий» от 1 января 1952 года, орган городского и районного комитета КП б/у, городского и районного комитетов Совета депутатов трудящихся Сталинской области (ныне Донецкая область).

Источник: Духовный фронт Украины

Exit mobile version