Среда, 16 июня, 2021

«Яркий» священно-карьерный рост епископа Бахчисарайского Каллиника, не вписывающийся в святость и духовность

Must Read

О «патриотизме» РПЦвУ («УПЦ МП») и дела епископа Бахчисарайского Каллиника рассказывает Алексей Гордеев в рубрике «Журналистские расследования» на информационном ресурсе РИСУ.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

После того, как в конце сентября этого года в парламенте внесли новый проект закона №4148 «О военном капелланстве», в профильных кругах оживились дискуссии о формате взаимодействия Церкви и армии. Раскритиковала документ и УПЦ МП, ведь его инициаторы предусмотрели согласования кандидатур священников с СБУ и военной контрразведкой.

«Скорее всего, они хотят согласовывать кандидатов, чтобы получить ручное управление на вопрос назначения капелланов», — заявил в про российской газете «Вести» глава Юридического отдела «УПЦ МП» протоиерей Александр Бахов.

Впрочем, критиковать Минобороны за действительно «ручное» назначение капелланов может любая Церковь, но точно не «УПЦ МП». Именно её епархии, как подробно описала Татьяна Деркач в книге «Московский патриархат в Украине — анатомия предательства».  До аннексии Крыма и российско-украинской войны и во время аннексии Крыма и российско-украинской войны регулярно сотрудничали с оккупантами, а филиалы этой конфессии в Крыму и Луганской и Донецкой областях продолжают эту традицию — по зову своего сердца.

«УПЦ МП» круглосуточно работает, чтобы вернуть себе право обкармливать ВСУ и ревностно оберегает себя от обвинений в про российском настрое. Как и во время евро майдана, она сейчас «над конфликтом» и благословляет «все стороны».

С каким посланием к солдатам пойдут клирики «УПЦ МП» в воинские части, сможет с математической точностью высчитать тот, кто ознакомится с биографией Каллиника — епископа Бахчисарайского, викария Симферопольской епархии МП. Его жизненная история показывает, что руководство «УПЦ МП» не поощряет про украинские взгляды среди духовенства и даже стимулирует про российское мировоззрение через карьерный рост его ретрансляторов. Перед нами — живое доказательство, почему «УПЦ МП» нужно держать как можно дальше от войска.

Доступна сейчас всем официальная биография епископа Каллиника (в мире — Чернышев Константин Валерьевич) размещено на сайте «УПЦ МП» и в Русской Православной Церкви.

История начинается с рождения мальчика 22 июня 1977 года в Евпатории в рабочей семье. Родители — верующие. После обучения (в 1984-94 гг.) В местной средней школе №12 с 1991 года он несет послушание пономаря в Ильинской церкви в том же городе, а с 1993 года — старшего пономаря в тамошнем Свято-Николаевском храме.

Уже с 1996 года, он начинает преподавать Ветхий Завет в Евпаторийской благотворительной Симферопольской епархии. В 2000-2005 получает диплом правоведа в Национальном университете внутренних дел (НУВД).

В 2004 году Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь ставит Каллиника начальником скита святого апостола и евангелиста Луки в селе Лаки Бахчисарайского района. В конце обучения в НУВД, 19 мая 2005года, Лазарь рукополагает мужчину в дьяконы, 23 июля 2006 года — в пресвитеры. 30 марта 2008 года, тот же Лазарь постригает Константина в монахи с новым именем, которое более известно прессе, — Каллиник, в честь святого Каллиника, Патриарха Константинопольского.

«Когда Митрополита Лазаря поставили на кафедру, я был пономарем в Евпатории. Он мой духовник. Как и для всего крымского духовенства», — говорит в интервью Каллиник.

Примечание первое — главную роль в церковном сходе Каллиника играет митрополит Лазарь. Знакомство с ним — все. Будущий епископ понимает, что близкое знакомство с правящим архиереем обещает перспективу в церковной карьере.

Спустя более полтора года, 24 ноября 2009 года, Синод «УПЦ МП» (журнал №67) ставит Каллиника наместником мужского монастыря апостола и евангелиста Луки в селе Лаки Бахчисарайского района в Крыму. В том же году, клирик, завершил обучение в Восточно-украинском национальном университете им. В. Даля (специальность «экономист»). С 2009 года — начинает преподавать Ветхий Завет в Таврической духовной семинарии, а с сентября 2012 года становится ее духовником.

По информации инсайдеров Андрея Кураева, «его проповеди в 2011-2013 годах были сплошь про украинскими и за автокефалию Украинской Церкви».

— В одном из комментариев к блогу Андрея Кураева читатель пишет о про украинский уклон ваших проповедей. Вы это подтверждаете или отрицаете? — спрашиваю у Каллиника.

— У меня никогда не было проповедей ни про украинских, ни про российских. Проповедь должна быть вне политики и национальности, я всегда призываю к миру и терпимости друг к другу, как и сейчас.

Владислав Мальцев с «НГ-Религии» добавляет, что, согласно публикациям на крымских православных сайтах в оккупации, Каллиник окармливал украинских военнослужащих. В частности, в январе 2013-го года будущий епископ пригласил бойцов в/части А0879 (евпаторийское подразделение 40 радиотехнической бригады), на праздничное богослужение. Сам Каллиник говорит, что был духовником профсоюза МВД и многое сделал, в частности, для условий службы милиционеров.

Позже, по данным Credo-Press, Каллиника уволили с этой должности вследствие «скандала сексуального характера с семинаристом» (слухи о гомосексуальности Каллиника распространялись Евпаторией еще в 90- годах;

По этому поводу комментарий читателя из блога Андрея Кураева:

«В Таврической семинарии изнасиловал одного из студентов. Родители парня были в шоке от того, что такое возможно в Церкви. После этого его сняли с должности духовника семинарии. Но хотите знать, какая реакция была у митрополита Лазаря? Реакция очень хорошая (он просто взял и наградил его на Пасху очередным орденом)».

Карьера Каллиника не стоит на месте и даже мчится: с 2010 года он уже благочинный по делам монастырей Симферопольской епархии, а после окончания учебы в Одесской духовной семинарии (май 2012 год) 10 апреля 2013 года его преподносят в сан архимандрита. В Ужгородской богословской академии им. Кирилла и Мефодия Каллиник приобретает магистерскую степень.

… Следующая запись во всех доступных официальных биографиях клирика датируется 26 августа 2015года — его назначают наместником популярного среди паломников (то есть подоходного) Инкерманского Климентовского монастыря. Почему такой хронологический пробел? Потому, что в 2014 году Каллиник «поражает».

Благодарный за оккупацию духовник.

В церковной истории небольшое село Уютное, что почти в 7-ми км от Евпатории, запечатленное навеки благодаря тому же неординарному Каллинику. Он служил настоятелем храма Рождества Предтечи (или Святого Пророка иона Крестителя) в этом селе с 2008 года по январь 2016 года.

Когда русские и их местные союзники пришли захватывать полуостров, Каллиник «» переобулся во рту «и стал про российским патриотом. После возвращения Крыма одним из первых в Евпатории получил российский паспорт».

Действительный российский паспорт

Источник фото: Сайт Миротворец

Митрополит Симферопольский и Крымский Православной Церкви Украины (ПЦУ) Климент в марте этого года делился с «Медузой», что во время российской аннексии «его храм служил храмом-базой: там было и оружие, и средства защиты, и продукты, и казарма». Во время переписки Климент отказался уточнить источник этой информации.

«Им (русским — А.Г.) легко было « поднять» людей, аккумулировать силы. Священники МП благословляли выступления казаков. Характерный пример труда ново рукоположенного епископа Каллиника из Бахчисарайского района — это была крепость сепаратизма, который, по сути, и стал штабом координации действий сепаратистов», — подтвердил свою позицию Климент в свежем интервью на «Левом берегу».

При этом «Медуза» со ссылкой на публикацию Владислава Мальцева в «НГ Религии» (03.02.2016) отмечает: «В СМИ сохранились упоминания, как в 2014 году Каллиник «поместил склад оружия для Самообороны Крыма» на территории храма Святого пророка, Иоанна Крестителя». В свою очередь «НГ Религии» ссылаются на сайт «Миротворец». В подобном ключе на сайт «Миротворца» ссылаются почти все публикации, которые подчеркивают активную поддержку Каллиника российской оккупацией.

— По вашему мнению, кто является источником информации о сохранении оружия в вашем храме в селе Уютное, ранее находилась на сайте «Миротворец»? Вы этот факт подтверждаете или отрицаете?

— Я не знаю этих людей, но это полная ложь и глупость. В Крыму не было вооруженного переворота, и тем более прихожане не ходили с оружием, и где бы мне взять склад оружия и для чего? В храме в селе Уютном не было ни состава, ни оружия.

По состоянию на 12.11.2020 год, эта информация на сайте «Миротворца» отсутствует. Как пояснил экс. Нардеп Андрей Тетерев, информацию забрали в связи с необходимостью сохранить конфиденциальность источника этих данных.

Впрочем, справедливости ради, нужно упомянуть один из комментариев в блоге Андрея Кураёва: Каллиник «в ополчении имел косвенное отношение. Так, при храме Иоанна Предтечи село Уютное Сакского района, где он настоятель, действительно окармливалось то же ополчение. Но духовником в ополчении был предыдущий настоятель данного храма, а ныне второй священник в этом храме».

Несмотря на отсутствие прямых доказательств, тянули за собой уголовную ответственность Каллиника, свидетельство митрополита Климента подтверждается доказательствами косвенными.

Уже 20 марта 2014 года — всего через 4 дня после псевдо референдума — Каллиник «один из первых в Евпатории» приобретает российский паспорт.

А паспорт действителен

Источник фото: скрин с сайта

3 мая 2014 года Виктория Серебрянская, представитель пресс — службы Евпаторийского благочиния, обнародовала на сайте Симферопольской и Крымской епархии новость «В Евпатории торжественно наградили медалями и благодарностями воинов из отряда народного ополчения» (статья доступна только через сервис WayBackMachine).

Таких удаленных страниц не мало. Зачем удалять?

Этот информация стоит цитирования: «3 мая 2014 … в Евпатории на Театральной площади состоялась торжественная церемония награждения 144-х мужественных защитников Отечества … воинов из местного отряда народного ополчения, а также гражданских лиц, которые активно помогали силам сопротивления неонацизма. Среди награждённых лиц и был представитель духовенства — благочинный монастырь Крыма, настоятель Уютненского храма Святого пророка Иоанна Крестителя архимандрит Каллиник (Чернышов). Почетной наградой от руководства народного ополчения Республики Крым был отец Каллиник, который удостоен за духовную поддержку и пастырское окармливание, в котором особенно нуждались воины в этот исторический период».

вручение награды.

Источник фото: crimea.orthodoxy.su

Оригинал этой незаурядной новости также сохраняется на сайте crimea.orthodoxy.su, который тоже является «официальным ресурсом Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП». По состоянию на ноябрь 2020 года сайт crimea.orthodoxy.su переадресовывается на orthodoxy.ru/crimea, на котором новость о награждении Каллиника была доступна в мае 2014 года (доступ к тексту через сервис WayBackMachine), но уже удалена.

Цитирование стоит и речь Каллиника к «ополчению»: «… сегодня мы благодарим Бога, что в нашем Отечестве есть люди, у которых хватило мужества проявить свою волю и свободу… Именно вам, воины, мы благодарны за вашу активную гражданскую позицию».

В тогдашнем контексте словосочетание «активная гражданская позиция», означала немедленное содействие в российской оккупации Крыма. Сослужил Каллинику настоятель Евпаторского храма Святого Луки протоиерей Владимир Бадах (оба — с Георгиевскими ленточками на груди).

Молитва за ополченцев. Каллиник на награждении «ополчения» в Евпатории. Источник фото: crimea.orthodoxy.su

В интервью епископ Каллиник, подтвердил подлинность приведённых выше слов, однако заверил, что «этот текст вырван из проповеди».

Общеизвестна фотография, на которой Каллиник стоит с грамотой в руках, сделана именно в тот день, 3 мая. Надпись на грамоте — «За активное участие и личное мужество», подписанное главарём крымского «ополчения» Михаилом Шереметом.

— Почему именно вас лидеры крымского «ополчения» наградили грамотой «За активное участие и личное мужество»?

— Меня пригласили на главную площадь в Евпатории, где я, отслужил панихиду по нашему евпаторцу с «Беркута». Который, был убит на Майдане. После панихиды, назвали меня и вручили грамоту, меня не предупреждали, и я лично не знаком с лидерами ополчения. Что же касается георгиевской ленты, это символ нашей Великой Победы в годы Великой Отечественной войны. Я всегда в мае одеваю её. Повторяю, что я вне политики и вне преимуществ. Я говорил о мире и о том, что у нас в Крыму не было братоубийственной войны, как, к сожалению, сейчас в Донбассе и Луганске. Большая беда, когда политики и правительство заставляют и поддерживают убийство своих граждан и своего народа.

По информации «Миротворца», в базу данных которого он внесен в апреле 2015 года, Каллиник получил медаль «За защиту Крыма» №4536.

Документально подтвердить этот факт автору не удалось — Каллиник отсутствует в официальном списке награжденных лиц этой медалью. Впрочем, в список его могли не вносить, так как первые медали были «не узаконенными общественными наградами». На известных фотографиях Каллиника, на его груди висит медаль, очень похожа на медаль «За защиту Крыма» — факт их раздачи в тот же день зафиксирован на других фотографиях.

Другие награждены / Источник фото: crimea.orthodoxy.su

— Вы отсутствуете в списке владельцев медали «За защиту Крыма». Однако в украинских СМИ это воспринимается как свершившийся факт. Награждение вы подтверждаете или отрицаете?

— Я не награжден, поскольку никакого участия ни в чем не принимал. Священство молилось за паству, а не занимало одну из сторон.

Суммируем подтвержденные факты: скорейшее получение российского паспорта и грамоты от оккупационной власти «За активное участие и личное мужество», речи в защиту действий РФ в Крыму, публичная любовь к георгиевской ленте и идеи «братоубийственной» войны в Крыму и на Донбассе.

«Самый достойный»

После 2014 года восхождение в церковной службе Каллиника ускорился в разы.

9 октября 2014 года священнослужитель, которого называют «благочинным по делам монастырей» епархии, участвует в организации обучения монахов процедуре, «переписи населения в Крымском федеральном округе», для внесения актуальных данных в Росстат (в круглом столе оккупационной администрации по благословению митрополита Лазаря принял участие и секретарь епархии Александр Якушечкин).

Яркая цитата: «Владыка Лазарь, благословил наместников и наместниц монастырей Симферопольской и Крымской епархии, которые всячески способствовали и помогали в организации и проведении переписи среди населения обителей епархии» (оригинал новости уже удалён с сайта епархии, но доступен через WayBackMachine:).

А уже в мае 2015 года он присоединяется к открытию памятника императору Николаю II; по традиции, оригинала новости на сайте Крымской епархии уже нет.

Летом 2015 года — новое карьерное достижение: клирики доверяют управлять Инкерманским Климентовским монастырём.

29 января 2016 года наместник становится епископом Бахчисарайским, викарием Симферопольской епархии — такое решение в журнале №11 принял Синод «УПЦ МП» (на том же Синоде, состоялось характерное событие — слияние просветительского и информационного отделов в информационно-просветительский отдел «УПЦ МП», а также освобождение протоиерея Георгия Коваленко).

Характерная ремарка после решения — «Место наречения и хиротонии архимандрита Каллиника (Чернышова) в епископы, оставить на усмотрение … Онуфрия» — вызвана, вероятно, боязнью немедленного рукоположения через волны негатива, ведь оккупация полуострова состоялась только 2 года назад.

Впрочем, после ожидаемого возмущения и логического интереса к личности Каллиника, 18 февраля 2016 года пресс служба Крымской епархии «УПЦ МП» решилась на удар (оригинала новости уже не существует, но доступны перепечатки на сайте РПЦ и PravLife.org).

«1. В соответствии с Основ социальной концепции нашей святой Матери-Церкви, архимандрит Каллиник (Чернышов), как и любой другой клирик Симферопольской и Крымской епархии, не участвовал ни в политической, ни в агитационной деятельности.

При этом согласно с благословения священноначалия, он призвал паству к взаимоуважению, мира и согласия, а также недопустимости проявлений любого насилия друг к другу.

2. Информация о якобы размещённом складе оружия на территории храма в честь Рождества Иоанна Крестителя в селе Уютном, не соответствует действительности».

Аргументы Крымской епархии «УПЦ МП» не выдерживали никакой критики. Первый пункт этого заявления, легко разбивался многочисленными доказательствами коллаборационизма с русскими священниками Московского Патриархата из Керчи, Грушевки, Феодосии, Симферополя, Бахчисарая и, безусловно, Севастополя. Против этого заявления, свидетельствуют и сами фотографии Каллиника с грамотой, от российских властей и с георгиевской лентой, а также его недвусмысленные заявления в поддержку «ополчения». Второй пункт не подкреплялся никакими доказательствами. Итак, имеем дело не с опровержением, а с отрицанием.

«2019 — не 2016-й», — подумали в МП, и в воскресенье 8 декабря 2019 года митрополит Онуфрий, лично хиротонизировал Каллиника в епископы.

После хиротонии.

Источник фото: news.church.ua

Новость об этом появилась только на следующий день, 9 декабря: на официальном сайте «УПЦ МП» (в 12:01) и РПЦ (в 16:48). Репортаж об этом незаурядном для Церкви событии был малоприметный заголовок: «Предстоятель возглавил торжественное богослужение в городе Нежине (+ видео)». Заголовок, который нарушал стандарты журналистики тем, что не сообщал главного, а обошелся «паркетом».

Первым на факт тайной хиротонии обратил внимание опальный диакон РПЦ Андрей Кураев. Рукоположение Каллиника, требовало от МП абсолютно уникальных шагов:

Рукоположения произошло не в Киеве, а в Николаевском кафедральном соборе города Нежина (публикация от 9 декабря). «В Москве рукополагать неудобно, ведь церковная Москва признаёт власть церковного Киева над церковным Крымом — нужно было в Киеве рукополагать. А там уже, разумеется, сайт «Миротворец» со своими претензиями. В конце концов, это был уникальный случай, когда Каллиник, тайно отправился даже не в Киев, а в город Нежин … », — комментировал Андрей Кураев «Медуза». Событие состоялось тайно, чтобы не попасть в репутационный скандал и не создать плохой PR для «УПЦ МП» (цели, наконец, не достигли).

 Каллиника рукополагали без предварительного объявления. Объявление о предстоящей архиерейской хиротонии отсутствовало — а это, довольно необычно, ведь, как правило, православным христианам сообщают о появлении новых архипастырей. Это настоящее событие в любой церковной организации. «Несколько дней молчали, чтобы он мог вернуться в Крым, не привлекая внимания полиции. И чтобы не начались разговоры, что епископа сделали «врагом украинской идеи», — говорит Андрей Кураев « Медуза».

— Как вам помогла епископская хиротония? Почему между решением о рукоположении и фактическим действием пропасть в 3 года?

— Я не искал епископского сана, я монах. Сначала правящий поручил строить разрушенный монастырь в горах в лаках, впоследствии следующим обителям поднимать. Я до сих пор остаюсь благочинным среди монастырей Крыма. Причина четырех лет разницы — промысел Божий. Это я понимаю сейчас. За эти годы я окреп и пережил много обид, в том числе в интернете, и от украинских СМИ. Это укрепило меня как пастыря и христианина. Вы поймите — в Крыму никто не против Украины, все её любят и очень переживают за разорванные братские отношения. Но в Крыму, как и в Украине, как и в России, большинство против национализма и прозападного курса и так называемой европейской псевдокультуры.

После хиротонии.

Источник фото: news.church.ua

Несмотря на публичные обвинения в поддержке аннексии Крыма, начальство УПЦ так высоко ценило бахчисарайского епископа, что в 2017 году наградило его орденом святого равно апостольского князя Владимира, III-й степени. В 2018 году, он получил орден святого равно апостольского князя Владимира, II-й степени.

Сейчас Каллиник — епископ Бахчисарайский, наместник Свято-Георгиевского Балаклавского мужского монастыря (мыс Фиолент) и Новоспасского мужского монастыря в селе Терновка (близ Севастополя) и, в общем, «уважаемый человек».

Церковь, которая стреляет себе в ногу.

И в корпоративном мире, и в церковном продвижении по карьерной лестнице индивидов, является определенным сигналом — что именно их способности, подходы и мировоззрение является примером для остальных. Что несет епископское рукоположение Каллиника?

«В нашей Церкви разрешено все — фигурально выражаясь, «воруй, убивай, разоряй гусей», но работай в канонической Церкви». Добровольно принимай грамоты от оккупационной администрации, получай российский паспорт, публично благодари боевикам за «активную гражданскую позицию» и затем говори, что твои слова пресс служба епархии вырвала из контекста. Не вижу несоответствия в заявлениях об аполитичности своего служения и параллельных утверждениях о «братских отношениях» РФ и Украины, и антагонизм к «так называемой европейской псевдокультуре».

Если в ВСУ пойдут сотни таких Каллиников, то вскоре в сознании окармливаемых военнослужащих тезисами о «братоубийственной войне» и правительстве, которое предписывает ВСУ убивать «своих граждан и свой народ», станут вполне приемлемыми. А там и до белого флага недалеко. Как и в 2014-м году, для «УПЦ МП» существенно ничего не изменится.

Источник: Духовный фронт Украины.

Лента

ЕС утвердил санкции против Минска в ответ на инцидент с Ryanair

Послы стран Европейского Союза утвердили решение о введении санкции против лиц и организаций, ответственных за репрессии в Беларуси и...

Актуально