Четверг, 25 апреля, 2024

Захоронения советского химического оружия как бомба замедленного действия для всех причерноморских стран

Must Read

Cоветское химическое оружие по-прежнему угрожает всем причерноморским странам, уверен Николай Семена, крымский журналист, обозреватель Крым.Реалии.

В статье для этой информационной площадки он отмечает, что катастрофа с отравлением морской среды в Авачинской бухте на Камчатке привлекла внимание СМИ к все еще опасным захоронениям химического оружия в Черном и Балтийском морях.

Журналист хорошо знаком с историей вопроса, так, как еще в 1993-1996 он работал в Крыму собственным корреспондентом некоторых российских СМИ, которые публиковали материалы о захоронениях химического оружия в Черном море во время Второй мировой войны.

Он предупреждает, что пренебрежительное отношение к химическому оружию в бухтах Севастополя, на траверзе Лукулл, на пляжах Крыма как к неактуальной угрозе – опасная ошибка.

Это давно доказанная, реальная и очень масштабная опасность, которая может сработать в любой момент, и тогда придется «тушить пожар» при совсем других потерях и затратах, – пишет автор.

Ситуация усугубляется тем, что Крым оккупирован Россией, позиционирующей себя как преемник СССР, который и создал эту проблему, а Москва всегда относилась к идее подъема и утилизации химического оружия в Черном море скептически.

Проблему захоронений российская пропаганда раньше использовала для отпугивания курортников от поездки в Крым в пользу Сочи. Это продолжалось с 90-х и до 2014 года. А сейчас Кремль может начать замалчивать проблему, как было принято во времена СССР.

Крымский журналист предупреждает, что опасность исходит и от российских военных и ученых, которые, несомненно, все эти годы оккупации Крыма активнейшим образом в секретном порядке исследуют состояние Черного моря, периодически поднимают затонувшие ранее корабли и самолеты, боеприпасы, раскапывают поглощенные водой античные города.

Российские военные не могли не заметить бывшие захоронения химического оружия и могут попытаться в одиночку, без новых эффективных технологий, в секретном порядке поднять уже потерявшие герметичность контейнеры с ядом, и попытаться его утилизировать пока неизвестным нам способом, что не может гарантировать безопасность ни для населения Крыма, ни для водной среды Черного и Азовского морей, а соответственно и для населения всех Причерноморских стран, опасается автор.

Он упомянул о пока не подтвержденной версии, что причиной нескольких выбросов сернистого ангидрида в атмосферу в Армянске в августе 2018 года были вовсе не дефицит воды и высохшее кислотохранилище, а попытка российских военных испытать метод утилизации поднятого со дна Черного моря химического оружия времен Второй мировой войны путем нейтрализации его большим количеством серной кислоты и последующего сжигания в мощных топках титанового комбината. Это привело к экологическому ЧП в регионе. Подробное расследование станет возможным после деоккупации.

Пока Крым в руках чиновников и военных России, пренебрежительно относящихся к безопасности и жизням людей, химическое оружие в Черном море остается вдвойне опасным, – уверен он.

По информации издания ForPost смертоносные цистерны лежат на дне Черного моря вблизи Крыма почти 100 лет.

«В начале XX века просто сбросить в море ядовитые бочки было весьма популярным методом утилизации опасных отходов. Так и поступило командование кораблей, пришедших в Крым из Петрограда, не задумываясь об экологической безопасности, сообщил ForPost директор медицинского музея Севастопольского морского госпиталя Черноморского флота Александр Зубарев.

Он уверен, что в 1923-1925 большие объемы иприта, очень популярного во время Первой мировой войны, оказались на морском дне Черного моря. Ядохимикаты отправлялись в море и в последующие несколько десятилетий, утверждает Зубарев.

Украинские ученые, химики, военные пытались решить проблему, однако столкнулись с множеством трудностей. Неизвестно, существуют ли карты захоронений периода Первой мировой войны. Карты захоронений химического оружия в 40-х годах, как тогда выяснили, существовали только в Военно-Морском архиве России, которые российское руководство отказалось предоставить. То, что они утеряны кажется не очень правдивым ответом. Скорее всего, они существуют, и ими уже активно пользуются российские военные в Крыму.

Сплошное же обследование всей акватории Черного моря и Керченского пролива на то время оказалось неподъемной задачей.

Тем не менее, в 90-х и двухтысячных годах этой проблемой занималось экологическое предприятие «Ситалл». Президент Крымской академии наук, руководитель общественной организации «Экология и мир» Виктор Тарасенко рассказал, что специалисты фирмы готовили комплексную программу по решению проблемы ядовитых бочек. Они планировали полностью очистить дно Черного моря до 2025 года. Программа предполагала выявление и нейтрализацию объектов, но результаты ее засекречены.

Работы были свернуты, так и не начавшись, предполагают журналисты. Скорее всего потому, что «в предполагаемых районах морских «кладбищ» фиксируется высокое содержание мышьяка. Это значит, что иприт просачивается из бочек в морскую воду», что представляет опасность и для исследователей, и для окружающей среды.

Тарасенко утверждает: контейнеры разбросаны вдоль всего Крымского побережья. «Наибольшие их скопления отмечены вблизи Керченского пролива, Ялты, а также вдоль всего западного побережья полуострова. В Керченском проливе было порядка 40 саркофагов. В каждом из которых находилось от четырех до шести контейнеров с ядами. Тогда их захоронили в спешке, на мелководье, естественно ни о каких мерах безопасности речи не было… В районах Сатера, Лукулл и в акватории Севастополя также своего часа ждут бомбы замедленного действия», рассказал он.

Для нейтрализации бочек сейчас необходимо специальное оборудование, подводные аппараты – скорее всего, агрессивная морская среда уже повредила их.

Николай Семена заявляет, что для начала процесс поиска захоронений и утилизации химического оружия в Черном, Балтийском морях и Керченском проливе, а также испытания надежности и эффективности методов его утилизации, следует рассекретить, опубликовать карты, хранящиеся в России, и поставить под гражданский контроль и прекратить играть в военную тайну.

Проблема носит международный характер, поэтому следует создать международный консорциум по исследованиям, поиску и утилизации химического оружия. В него должны войти все страны Причерноморья, Украина, Россия, Болгария, Румыния, Грузия, Турция, возможно участие и других стран, например, Балтийского или Прикаспийского региона, а также международные организации, занимающиеся проблемами химического оружия, уверен автор.

Также нужно разработать технологии обнаружения, подъема и утилизации контейнеров с химическим оружием, поскольку многие из них уже разрушены и разработать более надежные способы захоронения уже разрушенных контейнеров на морском дне с нанесением этих мест на морские карты.

Необходимо поставить под контроль соответствующих международных организаций наличие химического, бактериологического, а также ядерного оружия во всех странах Черноморского бассейна с целью обезопасить этот важный мировой регион Европы от угрозы его использования, подытожил автор.

Материалы взяты с сайта Крым.Реалии. Автор Николай Семена, крымский журналист, обозреватель Крым.Реалии

Читайте Информационный навигатор так же в социальных сетях:

Telegram

Facebook

Twitter

Лента

Еврокомиссия выделила ещё 1,5 млрд. евро для Украины

Еврокомиссия выделила Украине вторую часть исключительного бридж-финансирования в рамках механизма для Украины в размере 1,5 млрд. евро. Выделение средств состоялось...

Актуально