Понедельник, 27 сентября, 2021

Патриарх Варфоломей: Церковь-Мать готова выслушать проблемы, развеять сомнения, исцелить беспокойства всех, кто готов быть под её крылом

Must Read

Слово Его Божественного Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея во время торжественной Литургии в Софийском соборе.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, Владыка Епифания, Высокопреосвященные, Преосвященные и боголюбивые братья архиереи, благословенная и Христоподобная полнота Церкви православных.

Первоверховный всех апостолов Пётр со своим братом Андреем Первозванным сразу покинули сети и последовали за Христом, как говорится в Евангелии. Как говорится в ныне приведённом отрывке Евангелия, Пётр, пылая желанием встретиться со своим любимым Учителем, посреди моря, волны которого, поднимались высоко, по обычным рвениям, чертой присущей его характера, выходит из лодки и, преодолевая силы природы и законы сотворённого мира, удивительным образом становится поверхностью бушующего моря. И совсем скоро, обожженный сильным желанием он подвергается сомнению, скрытый, и невидимый соблазну маловерия, которое показывает: Господь есть знаток сердец. И тотчас подобное суши окаменелое море тает. Как поэтично можно сказать, к этому чрезвычайно смелый, готовый рисковать, ученик видел большую бурю, испугался и начал тонуть и закричал: «Господи спаси меня». Иисус схватил его и сказал ему: «маловерный, почему ты усомнился?».

В этом случае мы различаем два вида веры. По словам Иоанна Златоуста, предшественника нашего смирения, который был на Константинопольской апостольской кафедре целых 16 веков назад: «Итак, вера в знаки и чудеса называется эффективной, а вера в знания о Боге называется подготовительной к познанию Бога. Первая, то есть начальная вера Петра, которая подобно языку пламени и порыва ветра является стремительной, бурной, но очень непродолжительной. И она способна изменить естественную закономерность. По словам Господа, «ибо истину говорю вам, когда будете иметь веру с зерно горчичное и горе сей скажете, перейди отсюда туда, то она перейдет и ничего не будет невозможного. Однако существует вера спасительная, которая готовит к познанию Бога, которую мы едва отличаем в отчаявшемся восклицании Петра «Господи, спаси меня!»

Уверенность в том, что Иисус, который ступает по поверхности моря, есть Господом неба и земли, является истинной и спасительной верой всегда, благодаря чему ученик и спасается. И вот внедренные этой спасительной верой, все божественные Апостолы, превратили известную тогда Ойкумену, Вселенная на Божью ниву, на Божье строение. Как говорится об этом в первом послании к Коринфянам: «Андрей же первозванный добрался вплоть любимых Господом детей, проживающих на территории фемы Херсонес, административного округа Восточной Римской Византийской империи в Южном Крыму. За этим последовала кропотливая миссионерская работа греков-фесалоникийцев Кирилла и Мефодия, которых наш святой предшественник Фотий направил вести просветительскую работу среди жителей широкого балканского региона. Однако именно в отношении Киева и прилегающих к нему территорий позже определяющая благотворительная роль принадлежит одной женщине. Княгиня Ольга привлеченная истиной и плененная духом, приняла Христианство, в Константинополе получив при Крещении имя Елена. И подобно другой Елены — Елены Агусты, матери Константина Великого, оказала чрезвычайное влияние на своего внука — князя Владимира, который в 988 году принял Христианство и привёл сюда проповедников из Царьграда, которые занимались просветительской деятельностью и среди местного Божьего народа. И таким образом, через святое крещение были скреплены важные церковные отношения между Константинополем и Киевом, отношения жизни истины и любви.

Внутренний мир Христовой веры и нерушимые отношения между матерью и дочерью изменил ход истории на определенные события. Воды Днепра взыграли, церковная кафедра дважды переносилась из Киева, а попытки, обусловленные мирскими мотивам привели к тому, что Киевская епархия не по воле своей была оторвана от Константинополя и подчинена северным странам. Вместе с епархиями, которые принадлежали ей. Но в течение века велась борьба в Киеве, за то, чтобы он не был лишён духовной и канонической защиты Константинопольской Матери-Церкви. Весомым свидетельством чего является первая статья вашей Конституции 1710 года, написанной двадцать четыре года после мучительных событий 1686 года.

И естественно неизбежно, несовместимые с православной екзиологиеей и никоим образом не вызывали милости Божьей, потому что не любимые Богу. В связи с этим, Церковь-Мать без поддержки или одобрения, или поощрения со стороны кого бы то ни было, как таковая, единственная, которая имела священный канонический долг, который в соответствии со Священными канонами она не могла проигнорировать и запустить. Она благочестиво занялась церковной проблемой, сохраняя молчание и в искренней молитве, она надеялась на восстановление положения вещей.

На протяжении многих лет она давала возможность всем вовлеченным в вопросы сторонам, без насилия и эмоционального обременения, во избежание крайностей и благодаря природной зрелости достичь примирения между теми, кто оторван, восстановить церковную жизнь в единстве. Она без шума, не афишируя широко, ежедневно призвала правильно проявлять умы, пойти по пути диалога во Христе для того, чтобы преодолеть братоубийственное разделение, что наносило ущерб. Терпение и терпимость, братья и дорогие Господа дети, для Церкви я никоим образом не отождествляю это с игнорированием, пренебрежением, обесцениванием, прослушиванием, отказом, забвением, оставлением без помощи. Ожидания большой Христовой Церкви в надежде на раскаяние, возвращение и излечение мучительного отклонения, которое не должно толковаться с укором и осуждением. Наоборот, с гордостью в Господе, ибо она постоянно оставалась в пределах пути, ведущего к Христу, что касательно всех своих детей, чтобы избавить их от тяжелого труда, больших усилий и ошибок.

Священная кафедра Константинополя никогда не имела возможности покинуть болезненные проблемы, которые возникали, и которые бросали на произвол судьбы. Она имела и имеет глубокое осознание своей унаследованной ответственности, она в своём историческом присутствии так считала, так проповедовала, так жила, и таким идёт путём. Забота и определение — это то, что ради своих детей для матери является ничем иным, как единственным естественным путём для развития. Так и духовной матери Православных для Константинопольской Великой Христовой Церкви жертва ради её детей по всему миру являются её внутренним существом. Ежедневно она проживает страсти и распятие Бога человека, является одним целым и с Воскресением и Вознесением.

Несмотря на подлость, пренебрежительное отношение, постоянные изменения государственного строя, неприятия и неблагодарность, прославление и бесславие, и другие исторические перемены, и не смотря на это, она не изменила свою мораль, и не отказалась от своего долга.

Священное собрание Соборника в Святом Духе решений, постановлений для неё не есть напрасной славой или теорией, а практичным решением вопросов. А история достоверно свидетельствует это толкование Божественных и Священных канонов, доверено НЕ кабинетным учёным, и не отдано на откуп их корыстолюбивых подтверждений и заверений.

Божественные и Священные каноны, которые хранятся, удерживают правильность веры или, лучше сказать, показывают в действии Евангельское Слово. Её (историю) авторитетно истолковывает жизнь и опыт Церкви, но совсем не целесообразность. Так же и обязанности и ответственность Константинопольских Архиепископов никогда не были теорией, но были, и являются реальным фактом, надежным и наверняка удостоверенным.

Обязанность усмотрению, решение спорных вопросов — как раз и является главным крестом каждого смиренного архиерея Константинополя, самым драгоценным и самым священным для нас.

 Но эти привилегии не у светского понимания, это видимая и ощутимая связь церковных ценностей, величие смиренности во Христе, преданность тому восклицанию, что было сказано на кресте «Совершилось!». Что обязательно предшествует Воскресению.

Только таким образом, Константинопольская Церковь толкует и проживает свои Священные Канонические привилегии, от самого начала и по сей день. И наполняет тем, во что верит, и приобретает опыт в бурном и таком, что требует усилий, историческом море она решила, что пришло время в Святом Духе заняться священными делами Церкви и в Украине.

У нас нет намерения рассказывать, подробности событий, так как они происходили, но мы считаем необходимым осветить их в общих чертах, поскольку много есть таких, кто считает, что Вселенский Патриарх отклоняется от действительности, и не предоставил одинаковой возможности созадействованным частям церковного целого. Это является искажением правды. Господь знает о нашей боли и о неоднократных призывах к согласию, в духе Господа. В ближайшем будущем история покажет и соответствующие тексты, и весь ход этого вопроса, однако мы хотя бы в нескольких словах хотим сказать о том, что в Церкви Христовой есть ощущение самодостаточности, уверенности и влиятельности, а также могущества, мировой мирской силы и численное преимущество не представляет элементы её жизни.

Восстановление в церковном евхаристическом общении церковных частей, которые существовали в отсутствии порядка, поскольку возникли вследствие неканонического и нездорового процесса, не было безрассудным, незначительным, умышленным или лишённым церковного основания решением. Напротив, оно было основано на надежном и краеугольном камне Церкви — Господа нашего Иисуса Христа и опыте его Церкви.

Излишне с нашей стороны говорить больше, поскольку в святой жизни Церкви большое количество случаев гораздо тяжелее наших объяснений. Но мудро, разумно, терпеливо и с любовью, благодаря животворящему духу, а не убийственной мертвой букве, был урегулирован спасительно ради избранного Господнего народа.

Отзыв соответствующей канонической грамоты незабываемого предшественника нашего Дионисия IV не было превышением прав с нашей стороны, как говорят противники мира и примирения во Христе, но родительским долгом, потому что создалась негативная ситуация вовсе не на благо местной христианской пастве. Большая Церковь, заботясь об интересах своих детей во Христе, решала церковные вопросы беспристрастно, мысля широко, поэтому и обозначила условия, которыми, по её мнению, руководствовалась бы поместная церковь, чтобы идти правильным путём.

Описания различных церковных образований, не является догматическим и неизменным. Но это спасительная рамка, и границы, которые церковь имеет право изменить, если они не будут служить той цели, ради достижения которой были предоставлены. Понятие автономия или автокефалия никоим образом не означают получение автономии, как отрыва от церковного целого. Более того, отнюдь не означают самоуправство и превышение канонических границ.

Праздники Константинопольская Церковь-Мать, которая предоставляла автокефалии, начиная от церкви России и в недавней предоставленной церкви Украины, не делает ничего другого, кроме того, постоянно внушая, при этом сохраняя целостность, единство. А также все время, жертвуя, рождает и возрождает поместные церкви с целью, как уже было сказано, спасительного служения на благо народа Божьего, заботясь об особых потребностях паствы.

Автокефалии, несмотря на то, что часто случалось превышение полномочий и изменения со стороны облагодетельствованных, не предоставляются по националистическим критериям. Ни в коем случае. Но по критерию целесообразности для паствы и только с сотериологической и эсхатологической перспективой. Кроме того, статус автокефалии предоставляется при двух абсолютных и непоколебимых условий. Автокефалия не предоставляется с целью измельчения и разделения, но ради общения в отличие. И во-вторых, автокефалия предоставляется в заданных пределах в соответствии с правилами и при определенных условиях.

Согласно постановлениям Халкидонского собора, две природы Господа сочетаются в одной ипостаси слова Божия: неизменно, не слитно, нераздельно, неразлучно. Подобным образом автокефалия предоставляется неизменно, и нераздельно. Один современный каноновед говорит: «онтологическое сосуществование этих двух реальностей, которые, парадоксальным образом, являются неотделимым. То есть, реальность «неизменная» — гарантирует отличие. А реальности «неразделённая», — гарантирует общение, и единство.

Единство создаёт двойной парадокс личного и совместного общения автокефалий. В церковной жизни каждый этот парадокс, выражается через факт общения неразрывно, несмешанных поместных церквей. И тогда, как один неизменно сохраняет отличие, нераздельно сохраняет общение. Честь и ценность автокефалии, не предоставляется ни какой поместной церкви без предусловий и не канонично. Напротив, патриарший и синодальный Томосы как раз и свидетельствуют правду вещей. К примеру, в соответствующем тексте о патриаршем достоинстве в церковь России говорится следующее: «Председателем и началом к ​​нему, Патриарха Московского, то есть, есть апостольский престол города Константинополя, как и для других патриархий».

То же самое повторяет святая великая церковь христова в своём Томосе вашей церкви — церкви Украины: «Автокефальная церковь Украины признаёт главный Святейший апостольский и патриарший вселенский престол, как и другие патриархи и предстоятели». И не потому, что Великая Церковь стремится занять так или иначе данное ей её место с большой ответственностью, но потому, что отмена, аннулирование с её стороны того, что дали святые вселенские соборы и вообще вся каноническая традиция и деяния церкви, было бы падением для церкви и кощунством для Всесвятого Духа. Вселенскому Патриархату не присуща дискриминация. Как видно из двух приведённых примеров. Он приносит себя в жертву ради всех. Любит и уважает всех без исключений и ограничений. Но прежде всего он не способен отказаться от своего жертвенного служения, ибо должен охранять церковный порядок и мир, а также хорошее состояние Поместных Православных Церквей.

Мы сожалеем, но отчаиваемся с решительными и настойчивыми, упрямыми попытками последнее время исказить историческую священную каноническую правду. Появляются неологизмы, новые формулировки, высказываются опасные экклезиологические взгляды относительно того, что введённое Святыми Вселенскими Соборами является якобы неактуальным, анахронизмом, неавторитетным и, одним словом, мёртвым.

Провозглашается принижение значимости Константинопольского архиепископа до состояния музейного экспоната, предпринимаются попытки переворота церковных установок со стороны Церквей, которые своим существованием обязаны провидению и жертве большой Христовой Церкви-Матери. К счастью, однако животворный Святой Дух не оставляет свою Церковь без заботы. И поэтому поношения, насмешки, оскорбления, вызванные целесообразностью разного рода, не выдерживают и исчезают.

Блаженнейший Митрополит Киевский, Владыка Епифаний, вельмолюбимый во Христе брат, я ещё раз подчеркиваю, что сегодня Константинопольская Церковь-Мать, как и Патриарх, радуется и веселится развитию и благосостоянию Православной Церкви Украины.

Не бойтесь проблем и трудностей, поскольку большая Церковь строит на незыблемом и непоколебимом фундаменте, а он Иисус Христос.

Существование и структура возглавляемой Вами Церкви является данностью и любые сомнения напрасны и бесполезны, поскольку камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла.

Приглашаем в это священное время и призываем от всего сердца братьев во Христе, иерархов в этой стране, их клир и прихожан, которые не общаются церковно с нами, пересмотреть свою позицию и способствовать мирному сосуществованию и взаимопониманию здесь людей и православных христиан.

Делясь с любовью самобытностью ради примирения и установления терпимости, толерантности, в которых все мы нуждаемся. Мы, как Церковь-Мать, готовы выслушать проблемы, развеять сомнения, исцелить беспокойство, заживить травмы милостью Божией всех наших детей всегда.

Однако в рамках освященного церковного предания. Мы твердо верим, что милость Спасителя нашего Иисуса Христа как всегда протянется щедро над всеми нами, и будет радоваться ощутимым приносящим миром, и плодами Святого Духа.

В завершение слова желаю Вашему боголюбивому Блаженному Митрополиту Киевскому Епифанию и Вашему собору Преосвященных архиереев, иерархам местного церковного присутствия Московского Патриархата, благочестивому клиру, и всему благословенному народу Украины без исключений и ограничений. Благословение Вам от нежной материнской и заботливой любви Церкви-Матери и большая сердечная благодарность нашего смирения за уважение и проявление вашего уважения и любви.

Пусть Бог благословляет всех!!!

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В год выборов в бундестаг Россия отправила в Германию эксперта по дезинформации

В год федеральных выборов в Германии Россия делегировала в берлинское посольство сотрудника российской спецслужбы, который является экспертом по реализации интересов РФ за...

Актуально