Домой Новости Что изменилось в УПЦ МП после месяца от смены устава и «недоавтокефалии»

Что изменилось в УПЦ МП после месяца от смены устава и «недоавтокефалии»

27 июня исполняется месяц после собора УПЦ МП в Феофании, который наделал много шума из-за изменений с уставом. Последний до сих пор не опубликован. Духовный фронт Украины расскажет, что изменилось в УПЦ МП после «недоавтокефалии».

Подготовка к собору.

Ещё с начала полномасштабного вторжения в ряде епархий УПЦ МП на Западе Украины поднимался вопрос об автокефалии. Священники и епископы самовольно, не дожидаясь указаний с горы, прекращали вспоминать Московского Патриарха Кирилла (Гундяева), из-за страха потерять приходы и паству. Толчком к этому было недовольство верующих, которые, почувствовав русскую «дружбу», не желали иметь ничего общего с Россией и её Церковью.

Во время подготовки к Собору в Феофании Онуфрий тайно разослал письмо всем архиереям, в которых просил изложить своё видение будущего УПЦ МП. Причем первоначально создавалось впечатление, что в УПЦ МП не хотят что-либо менять и поэтому Собор задумывался как конференция – собрание, а не как высший руководящий орган УПЦ МП. Именно поэтому некоторые религиоведы справедливо характеризовали его «совпадением».

Организация собора казалась очень поспешной, но красноречивым стало отстранение от организации Собора лидера пророссийского крыла в УПЦ МП – Митрополита «Бориспольского» Антония (Паканича), которое совершил глава УПЦ МП Онуфрий (Березовский).

Паканич всеми силами пытался сорвать изменения устава УПЦ МП и даже звонил в Москву и извинялся, что не смог заблокировать собор. Он получал от страны агрессора инструкции, как действовать, чтобы никаких изменений в УПЦ МП не произошло.

Несмотря на это, в УПЦ МП были и антироссийские настроения. Многие верующие УПЦ МП были недовольны, что УПЦ МП даже после полномасштабной российской агрессии не разорвала отношения с Московским Патриархом, который благословляет убивать украинцев и оправдывает эти преступления, извращая Библию и православную веру.

Священники УПЦ МП, которые хотели разорвать отношения с Москвой, возлагали большие надежды на Собор УПЦ МП в Феофании и даже незадолго до него собрали почти пол тысячи подписей за церковный трибунал над Кириллом (Гундяевым).

Как состоялся собор, и что приняли.

На соборе УПЦ МП в Феофании 27 мая прошли споры между Онуфрием и пророссийским крылом УПЦ МП (Новинский и Паканич). Протодиакон УПЦ МП, спонсор этой Церкви и нардеп Вадим Новинский обвинил Митрополита Онуфрия в том, что они теперь ничем не отличаются от Филарета, на которого РПЦ наложила анафему.

СМИ публиковали примерный диалог между Онуфрием и Новинским: «Стоп. Это как? Выходит, наши представители не будут ездить в Москву? – вдруг спросил диакон Вадим Новинский. – Нет, не будут ездить, – спокойно ответил Онуфрий. – Так мы отделяемся?, – сказал Новинский. – Верно, отделяемся, – ответил Онуфрий. – Но ведь это раскол! Чем мы тогда от Филарета отличаемся? У нас есть грамота 1990 года, мы должны действовать по ней, не выходить за пределы. Мы же самоуправляющаяся церковь, – воскликнул Новинский».

На соборе УПЦ МП было зачитывание правок в устав и голосование делегатов за каждую из них. Подготовкой поправок занимался лично Митрополит Онуфрий (Березовский). Он же зачитывал их и предлагал делегатам голосовать.

По словам собравшихся, из Устава УПЦ МП были вычищены абсолютно все упоминания о связи с РПЦ. Но обновленный устав так и не был официально опубликован. О его изменениях мы говорили на основе публикации файла архимандритом Кириллом (Говоруном).

В частности, из устава УПЦ МП, забрали пункт о необходимости благословения новоизбранного Митрополита Киевского Патриархом Московским (благословение – это не утверждение, кроме того). Также пункт об участии украинских епископов в соборах РПЦ.

Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Несмотря на вычистку упоминаний о МП, УПЦ МП не провозгласила автокефалию и официально не провозгласила свой разрыв от Москвы. УПЦ МП не оторвалась от Московской Православной Церкви, как это было заявлено в СМИ и некоторыми оптимистичными священнослужителями из круга УПЦ МП сразу после собора. УПЦ МП продолжает быть соединена со всеми Автокефальными Церквами через РПЦ, что закреплено в грамоте Алексия ІІ, о которой и упоминает измененный в Феофании устав.

Новый устав УПЦ МП, с одной стороны, отвергая прямое утверждение о соединенности с другими церквями через РПЦ (что было ранее прописано в уставе), подтвердил эту соединенность косвенно, через ссылку на патриаршую грамоту от 1990 г. Как отметил Архимандрит Вселенского Патриархата Алексей (Милютин), для всех Поместных Церквей УПЦ МП продолжает оставаться обычной епархией РПЦ. Спикер УПЦ МП Климент Вечеря сказал, что «если бы мы (УПЦ МП – ред.) вчера (27 мая – ред.) провозгласили автокефалию, это закончилось бы расколом и глобальным кризисом в украинском православии».

Скриншот неофициального измененного устава.

С другой стороны, УПЦ МП искала какую-то привязку, чтобы легализовать изменения в устав УПЦ МП и поэтому использует грамоту Алексия II, где упомянуто о «независимости и самостоятельности».

Подвешенный статус УПЦ МП показался самым оптимальным вариантом решений для Онуфрия и большинства епископатов УПЦ МП. Возможно, изменения устраивают и Москву, которая «с пониманием» отнеслась к ним в «условиях давления со стороны власти».

Зачем были изменения?

УПЦ МП внесла поправки в устав, чтобы не попасть под действие законов о запрете, как «церковь оккупанта» и закона о «переименовании» и замедлить переходы в ПЦУ. Именно поэтому в первом же пункте устава УПЦ МП демонстративно сказано, что центр управления УПЦ МП находится в Киеве, а не в Москве.

Тем не менее, нельзя исключать, что УПЦ МП не сделала ничего для того, чтобы разорвать связи с Москвой, но это выглядит скорее как загнанный в угол вор, чем добровольное волеизъявление или патриотические порывы. Из положительного – можно назвать поминовение Онуфрием в диптихе – всех предстоятелей Церквей, однако и этот диптих аналогичен РПЦ. В нём не упоминаются предстоятели Церквей, признавших автокефалию ПЦУ. Со всем тем это лучше, чем упоминание Гундяева, как своего предстоятеля и «хозяина», несмотря на то, что последний постоянно «благословляет» рашистов на убийства.

Перспективы для УПЦ МП.

Даже такая гибридная «автокефалия» не будет признана в мировом православии, потому что неканоническая. Автокефалию имеет право предоставлять только Вселенский Патриарх и в Украинском церковном вопросе он уже это сделал в 2019 году, предоставив Томос об автокефалии ПЦУи перед этим созвав Объединительный собор и признав архиерейское достоинство УПЦ КП и УАПЦ. Таким образом, никакие изменения в устав УПЦ МП не могут открыть им путь в каноническую автокефалию, кроме как последовать Томосу об автокефалии от Вселенского патриарха. А сейчас УПЦ МП, нарушая каноны, незаконно существуют в Украине и ищут пути, чтобы сохранить свою религиозную организацию от государственного запрета и переходов к ПЦУ.

УПЦ МП умышленно не сожгла все мосты, чтобы можно было откатить всё назад, как было. Такого мнения придерживается Архимандрит Кирилл (Говорун). Он отметил, что в новом уставе остаётся возможность возвращения к практике утверждения новых Киевских митрополитов Москвой и общения с другими церквями через Москву. Если обстоятельства изменятся».

Реакция Москвы на Собор.

В самой РПЦ не расценивают решение собора УПЦ МП от 27 мая как «автокефалию» и отмечают, что в УПЦ МП просто напомнили тот статус, который УПЦ МП имела ещё 30 лет назад, то есть УПЦ МП соединена с другими Церквами через РПЦ. Также синод РПЦ выразил сожаление из-за прекращения поминовения Патриарха Кирилла в ряде епархий УПЦ МП.

29 мая Кирилл в Москве заявил: «Мы с пониманием относимся к тому, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий и епископство должны максимально мудро действовать сегодня, чтобы не усложнять жизнь своего верующего народа». В тот же день синод РПЦ выразил «всемерную поддержку и понимание Архипастырям, пастырям, монахам и мирянам УПЦ, что испытывает беспрецедентное давление».

И это почти вся реакция Московской Патриархии на автокефалию от УПЦ МП.

Позже в РПЦ уволили главы Отдела Внешне-Церковных связей Алфеев, а уже 7 июня осуществили аннексию Крымских епархий (Джанкойскую, Симферопольскую и Феодосийскую епархии). Решение о захвате якобы принято по просьбе самого Митрополита УПЦ МП Лазаря (Швеця) и других местных епископов УПЦ МП, которые к этому моменту перестали подчиняться Онуфрии в административном плане. То есть РПЦ действует по принципу преступного «Крымского референдума».

В других епархиях УПЦ МП, которые находятся под оккупацией, отказались принимать решения Собора в Феофании и продолжили вспоминать Патриарха Московского Кирилла, как своего Предстоятеля и «Хозяина».

В частности, такие решения приняли в Донецкой и Луганской епархии «УПЦ» МП. Аналогично поступила Ровеньковская епархия УПЦ МП. И если в Крыму РПЦ приняла епархии УПЦ МП в своё непосредственное подчинение, то в Донецкой и Луганской областях Московская Патриархия действует по принципу российской федерации. Как «Л/ДНР» пока де-юре не приняли в состав РФ, так и эти епархии пока официально не приняли в состав РПЦ, но де-факто они уже там и уже заявили о своей приверженности Московскому Патриарху.

Митрополит УПЦ МП, так называемый «Запорожский и Мелитопольский» Лука (Коваленко), также находящийся на временно оккупированных русскими землях, даже предостерег от полной независимости УПЦ МП от Московского патриархата.

Деятельность пророссийского крыла УПЦ МП после изменений в устав.

Несмотря на свой «независимый от Москвы» новый устав, УПЦ МП не возобновила коммуникацию с украинскими властями, а продолжает создавать заявления о гонениях на православие в Украине, давая формальные основания пути защищать «каноническую Церковь» (УПЦ МП) в Украине и оправдывать военные преступления рашистов.

Именно так можно расценивать последние заявления Митрополита Антония (Паканича) к послам ЕС, поместным Церквям и Президенту Украины Владимиру Зеленскому о «захвате храмов», которым он называет присоединение приходов к ПЦУ. Именно так их трактует спикер ПЦУ Архиепископ Евстратий (Зоря).

Паканич не отказался от ордена Путина, безнаказанно действует в интересах России и продолжает свою работу, несмотря на изменения в уставе, которые должны дать УПЦ МП самопровозглашенную автокефалию.

Интересно, что российские телеграмм-каналы очень приветствовали эти заявления Паканича.

Молчание МП по поводу аннексии Крымских епархий.

Представитель УПЦ МП Архиепископ Климент (Вечеря) назвал едва ли не актом самосохранения то, что Крымская епархия побежала к Кириллу. То есть в УПЦ МП не возмущались захватом более 500 приходов, а с пониманием отнеслись. Что это значит? Что в УПЦ МП с Московской патриархией существует некая закулисная договоренность. Все это выглядит как большая театрализованная постановка, где публично легонько критикуют Онуфрия и Собор в Феофании, который, к слову, принял такие решения, которые можно очень легко откатить назад при желании.

Именно поэтому и сам Онуфрий никак не реагирует на измену Крымских епархий и их переход под РПЦ, но терпит преследования священников, которые присоединяются к ПЦУ вместе с приходами.

До сих пор не опубликован изменённый устав УПЦ МП.

В УПЦ МП официально не опубликовали новый измененный устав УПЦ МП, принятый на Соборе 27 мая в Феофании.

После этого собора в Феофании Онуфрий очень сильно хочет добиться от Президента Украины, чтобы он не допустил или подавил в Украине стремление и волеизъявление людей на местах, которые хотят изменить конфессиональную принадлежность. Онуфрий требует от Зеленского остановить переходы приходов в ПЦУ и это все хорошо перекликается с заявлениями Паканича.

Таким образом, в УПЦ МП хотят существовать так, как существовали до 24 февраля – начала полномасштабного вторжения. В УПЦ МП совершенно не раскаются за своё пребывание в Московском патриархате.

Так что же произошло в УПЦ МП и чего можно от них ждать?

Процессы ещё будут выкристаллизовываться до конца. Лидером проукраинского крыла может стать Митрополит Онуфрий (Березовский), который, по мнению верующих УПЦ МП действительно не хочет иметь общего с Кириллом, и настроен вести УПЦ отдельным путём от РПЦ. Березовского российские агенты уже обзывали и писали об «измене» от «лже митрополита Онуфрия» и что «суки продажные (то есть УПЦ МП) побежали на разговор с раскольниками».

В дальнейшем УПЦ МП может существовать так, как существовала РПЦЗ в 1930-х годах.

Однако трудно прогнозировать, как будут развиваться события дальше, потому что даже в отличие от РПЦЗ в УПЦ МП нет четкой идеологии и слаженности среди епископата. Это скорее путь, который избрал лично Митрополит Онуфрий и ряд епископов УПЦ МП из епархий, которые прекратили вспоминать Кирилла (Гундяева). Онуфрий сумел ситуативно организовать Собор в Феофании, чтобы нейтрализовать на нём влияния и решения, выгодные промосковской партии. Но нельзя сказать, что пророссийская партия не повлияла на решение собора.

Промосковская сторона совсем не была подготовлена ​​к результатам Собора в Феофании, поскольку о созыве Собора они не знали до последнего момента, а Паканич был отстранён от организации.

Вот как пишет российский телеграмм канал «Павблог», связанный с вражескими спецслужбами о соборе УПЦ МП: «не забывайте о том, как была проведена вся эта операция с собором в Феофании. Какой неожиданностью для многих она стала. Как быстро все производилось и продвигалось. Какие результаты, ошеломляющие для непосвященных, были получены. В перспективе это может повториться. Только уже с темой слияния с ПЦУ».

Митрополит Онуфрий намеренно изначально объявил лишь о «собрании архиереев, духовенства и мирян», которое уже во время заседания он собственным авторитетом сумел неожиданно для многих переформатировать в собор, имеющий полномочия изменять устав.

Если о расколе внутри УПЦ МП, ещё рано говорить, то можно наблюдать выход Митрополита Онуфрия (Березовского) из-под контроля и внутреннее противостояние на этой почве, уменьшение влияния Митрополита Антония на принятие решений и попытки промосковской партии как-то вернуть статус кво, чтобы откатать ситуацию назад – как было.

Тот факт, что Митрополит Антоний сделал обращение к международным организациям самостоятельно от своего имени о «гонении», свидетельствует, что он уже не может влиять на Митрополита Онуфрия и подсовывать ему заготовленные тексты. Он вынужден начинать самостоятельную собственную игру с перетягиванием каната, однако уже немногие поддерживают.

Поэтому промосковскими силами идёт тихая работа с каждым отдельным архиереем, с применением материальных факторов, чтобы сформировать промосковское большинство, опыт и сценарий наработанные ещё в конце 2018 года. Когда в ручном режиме сдержали архиереев УПЦ МП от Объединительного собора с ПЦУ.

Среди сценариев пророссийских сил – изолировать и устранить Митрополита Онуфрия от управления УПЦ МП и возобновить влияние на ситуацию внутри УПЦ МП. Но в условиях войны РФ против Украины и соответствующих настроений в обществе это гораздо сложнее достичь, чем в 2018 году.

Если Митрополит Онуфрий будет удерживать ситуацию в дальнейшем, то есть основания, что дальше будут дальнейшие решения на укрепление независимости УПЦ от МП, хотя этому будет сопротивляться промосковская фракция во главе с Митрополитом Антонием (Паканичем).

Будет ли диалог с ПЦУ?

Что касается диалога с ПЦУ, то о нём ещё рано говорить, к нему пока не готовы в УПЦ МП, которые заявили о непризнании хиротоний духовенства ПЦУ. Хотя в среде УПЦ МП есть все больше людей даже среди архиереев, которые начинают высказываться за такой диалог, хотя и на определенных условиях. Также в УПЦ МП заявляли на Соборе, что статус ПЦУ не автокефальный.

В ПЦУ, ещё до собора в Феофании просили о диалоге с УПЦ МП без предварительных условий, что не было выполнено. Также Синод ПЦУ считает, что нет оснований утверждать, что УПЦ МП перестала быть составной частью РПЦ.

Присоединение приходов к ПЦУ и острая риторика с обеих сторон не способствуют налаживанию действенного диалога между двумя юрисдикциями. Однако верующие хотят единства, которое также выгодно Украине в условиях войны с российским агрессором.

Православные украинцы продолжают собирать религиозные общины и голосовать за присоединение к ПЦУ. И никакие изменения в устав УПЦ МП их не смогли убедить в обратном.

Есть и другая сторона. На не оккупированных территориях, в УПЦ МП есть отдельные приходы, которые, несмотря на изменения, существуют так, как существовали до этих изменений. В ряде храмов (в частности Киевской области) продолжают молиться за Московского Патриарха Кирилла (Гундяева). По словам спикера ПЦУ, таким демонстративно занимается Антоний (Паканич).

Каждая юрисдикция будет идти собственным путём отдельно, ведь ПЦУ не собирается выполнять условия, которые поставили им на соборе УПЦ МП 27 мая. В частности – остановить «захват храмов», то есть переходы общин к ПЦУ.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Exit mobile version