Воскресенье, 23 июня, 2024

Епископ Команский Михаил о преодолении церковных конфликтов: «Готовых решений не существует»

Must Read

В рамках поиска понимания издания “Диалог.тут” поинтересовалось мнением Экзарха Вселенского патриархата в Украине, Епископа Команского Михаила (Анищенко).

— Владыка, на онлайн-встрече представителей УПЦ и ПЦУ 20 января 2023 прозвучал тезис: то, что две православные конфессии в Украине не могут между собой найти общий язык, является эхом общего мирового экклезиологического кризиса. Цитирую: «Происходит смена всемирной церковной архитектоники».

Интересное мнение – что мы не сами в этом разделении. Скажите, пожалуйста, действительно ли есть определенный кризис в религиозной жизни современного мира? Если да, то в чём она выражается?

— По-моему, относительно религиозной жизни в современном мире в целом — не только в христианстве или в частности в православии — происходят определенные изменения, идёт постепенное смещение в сторону большей атомизации религиозной среды. В то же время, можно наблюдать определенное движение к фундаментализму среди отдельных групп внутри религиозных течений. Этот фундаментализм часто внедряется их священноначалием сознательно.

Что касается Православной Церкви, я бы не говорил об экклезиологическом кризисе. Экклезиология, то есть учение о Церкви, является устойчивым. Поэтому скорее можно говорить о кризисе субъективного восприятия природы Церкви, церковной жизни и управлении ею.

Для решения сложных вопросов и недоразумений, для упорядочения внутренней жизни Церкви есть традиции и каноны, опробованные тысячелетиями. На мой взгляд, уместнее говорить о правильном восприятии и применении этих механизмов.

Готовых решений не существует абсолютно для всех случаев, однако существуют принципы, в основе которых заключается вопрос пользы Церкви и сохранения мира в церковной жизни. Следовательно, ответственность лежит на тех, кто имеет полномочия и власть действовать в интересах всей Церкви, а не реализовывать свои собственные амбиции под видом заботы о Церкви. Если все начнут действовать именно в таком векторе, мнимый кризис исчезнет сам собой.

— Вообще, почему христиане могут вот так легко прервать между собой не просто общение, а именно Евхаристическое единство? Ведь это самое ценное, что есть на земле, Господь заповедал нам быть едиными.

Сейчас нет общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквями. Прервана связь Московского патриархата с Константинопольским. Как это воспринимать нам, простым христианам? Ведь для мирян быть отлученными от Причастия это самое страшное. Чтобы причащаться с одной Чаши, мы стараемся примириться даже с теми людьми, которые нам причинили личную боль. А здесь целые Церкви и иерархи простым решением рвут евхаристическую связь. Разве можно так?

– Евхаристия – основа Церкви. Церковь построена на Таинстве Тела и Крови Христовых. Всё в Церкви производно именно от Евхаристии. Евхаристия есть выражение одной веры. В идеале прерывание евхаристического общения уместно только при наличии разногласий в вероучении. Отлучение от Причастия — это самое страшное не просто для мирян, а для любого христианина.

Прекращение поминовения между Предстоятелями Антиохийской и Иерусалимской Поместных Церквей не содержит запрета для клириков и мирян обеих Поместных Церквей сослужить, молиться и совместно участвовать в таинствах. Евхаристическое общение есть, его никто не прерывал, нет персонального поминовения.

Однако односторонний разрыв руководством Московского Патриархата именно евхаристического общения с Патриархатом Вселенским (через предоставление автокефалии Православной Церкви Украины) и Поместными Церквами, признавшими эту автокефалию, вносит разлад в церковную жизнь и многие миряне, и священнослужители остаются растерянными перед этим фактом. Ибо в этом случае провозглашается именно запрет для клириков и мирян сослужить и совместно участвовать в таинствах. Это искаженное понимание природы Церкви, её экклезиологии.

Насколько я помню, по крайней мере, за границей, основным аргументом для убеждения верующих из Московского Патриархата уклоняться от евхаристического общения с общинами и священнослужителями Вселенского Патриархата был аргумент, базирующийся на аспектах юрисдикции («вы же принадлежите к Московскому Патриархату» русские»). Это было искреннее заблуждение, непонимание экклезиологии или сознательное манипулирование? Вопрос остаётся открытым.

Ведь православный христианин (в данном случае мирянин, потому что со священнослужителями история несколько иная) — не раб и не крепостной, привязанный к какой-то конкретной церковной юрисдикции. Переезжая на каноническую территорию другой митрополии или Поместной Церкви, он автоматически становится чадом местного иерарха и местной церковной общины, так что по факту своего крещения может свободно участвовать в таинствах и церковной жизни. Кстати, многие сознательные люди именно так и поступают. Оказываясь на территории других Поместных Церквей, они свободно и с чистой совестью вливаются в церковную жизнь общин, даже если руководство Московского Патриархата выступает против этого, учитывая свой демарш.

— Вы долго жили в Украине, приняли здесь священный сан. Видимо, знаете наши реалии и характер украинцев. Скажите, по вашему мнению, почему православные христиане — жители одной страны — не могут между собой договориться и примириться? В чём вы видите главную причину разделения православия в Украине?

— Надо принять реальность: в Украине есть Поместная Православная Церковь. Ошибки во взаимоотношениях с обеих сторон украинских юрисдикций, но они не касаются природы Церкви, а являются следствием особенностей персонального мировоззрения отдельных лиц.

Надеемся, что церковное сообщество в Украине – иерархи, духовенство и миряне – смогут перерасти собственные предубеждения друг к другу, заложниками которых они сегодня ещё остаются.

Для реализации единения, на мой взгляд, необходимо преодолеть взаимные тридцатилетние образы. Необходимо ставить во главу угла пользу Церкви и народу Божию, даже если это вредит личным интересам отдельных лиц.

Кроме того, нельзя упускать из виду и отсутствие официального церковного осуждения сознательного коллаборации отдельных представителей духовенства, которые поддерживали или сотрудничали с агрессором; поддержку действий административного центра в вопросе разрыва евхаристического общения; юрисдикционную зависимость. Это следует исправить, поскольку это будет способствовать восстановлению доверия.

— Какие нужно сделать шаги, чтобы выйти друг другу навстречу? Что делать нам, мирянам — ждать каких-то действий своих пастырей или мы можем сами что-то делать на своём уровне? Что именно?

— Надо просто сделать шаги и выйти навстречу. Отчасти ответ на это прозвучал выше.

Не надо усложнять вещи. Надо чётко определиться, к чему мы стремимся (в данном случае единства), затем определиться со способами достижения наших стремлений (здесь возможные варианты) и наконец, прилагать усилия на всех звеньях ответственности для реализации избранного плана.

Всё элементарно. Главное – захотеть и начать реализовывать, а не только декларировать.

Если же желания единства нет, тогда можно и дальше продолжать заниматься демагогией, обвинять друг друга, доказывать обществу кто лучше: это будет громко, эффектно, но бесполезно для Церкви.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

ГУР оценило реалистичность ядерных угроз Кремля

Ядерные угрозы Кремля являются лишь шантажом, особенно активно в РФ начали использовать после полномасштабного вторжения в Украину. Об этом заявил...

Актуально