Вторник, 21 мая, 2024

ПЦУ и УПЦ МП: капелланы для одних, шаманы для других

Must Read

Как нам представляется будущее общение между церквями, между церквями и обществом, между церквями и государством?

Об этом говорится в материале Ланы Самохваловой на “Укринформе”.

На третий день войны на блокпосту возле села Иванков Киевской области оккупанты расстреляли Максима Казачину, капеллана ПЦУ, который ехал на панихиду. Вытащили из машины и расстреляли. Капеллан ПЦУ – этого оккупантам было достаточно, чтобы лишить его жизни.

Приблизительно в эти же дни оккупации Киевщины, в Бородянке, священник Московского патриархата Виктор Талько настойчиво стучал в дверь, вызывая женщин, детей, чтобы отправить автобусами в Беларусь.

Некоторые несогласные уезжать получали прикладом по голове. Ну а сделав дело, отправив, в том числе детей, давал интервью российским медиа, говоря, что России нужно было прийти в 2014 году и защитить Януковича.

Эти два события очень четко символизируют роль в войне двух церквей.

Прошло полгода. За это время, по нашим расчётам, священников ПЦУ погибли ещё четверо.

Сегодня капелланы ПЦУ в своих воинских частях или перестрадавшие, вырвавшись из оккупации, занимаются волонтёрством. Ну, ещё открывают шелтеры страной и принимают беженцев в монастырях.

Священник Виктор Талько по-прежнему находится в Бородянке. Клянется в камеру, что все отправленные сами хотели уехать в Беларусь, а его слова россияне просто использовали.

А руководство УПЦ МП, напомним, провело ивент, собор и синод, на котором объявило, что оно избегает зависимости от Москвы. Правда, изменения в свои уставные документы, якобы разрывающие эти путы, так и не опубликовали на официальном сайте УПЦ МП. И это вызывает вопросы. Почему устав не обнародован? Возможно, боятся реакции Москвы, которая по просьбе прокомментировать отход «подведомственной» Украинской церкви реагирует иронически, мы, мол, не видели никаких изменений в Устав, а интернет не комментируем. То есть, от Москвы они, может, и ушли, а Москва не в курсе. При этом те, кто хочет поминать Кирилла, поминает (по устному разрешению Онуфрия). А в закрытых чатах на вопросы своих духовных чад, ушли ли мы от Москвы, известные столичные священники МП отвечают: «Не волнуйтесь, любимые, Митрополит Онуфрий никогда не предаст своего Патриарха».

Интересная получается «автокефалия»: кому надо – вспоминают Кирилла и находятся в единстве в Москве, кому не нужно – не находятся (говорят, что не находятся). А официальных документов нет. Такой, вероятно, видят свободу в УПЦ МП.

Полгода войны делают нашу жизнь прозрачной и одновременно кристаллизуют проблемы.

Победить, по возможности выжить, максимально помочь ВСУ и сохранить здоровую психику своих прихожан – задачу ПЦУ. Это проявляется не только в активности, но и в ежедневных молитвах, читаемых священниками на каждой литургии.

Выжить, сохранить остатки имиджа и удержать приход – главная задача УПЦ МП. Как ежедневный читатель медиа, связанных с УПЦ Московского Патриарха, уверяю вас, что их главный противник – не агрессор, а Православная церковь Украины. Наверное, не рискуя воевать против государства, там воюют с помогающей ей церковью.

Содержать приходы им становится всё сложнее. Так, за полгода войны к ПЦУ с МП перешло столько же, сколько в первый год после Томоса. За период оккупации некоторые священники поспешили проявить свою преданность россиянам, агитируя жителей села встречать оккупанта хлебом с солью. Поэтому, например, спокойное Зазимье, как только Киевщина была деоккупирована, поднял вопрос о переходе к ПЦУ, без настоятеля.

Было непросто, несмотря на все препятствия, община таки изменила подчиненность и перешла к ПЦУ, вместе с одним из служивших там же священником Анатолием Слинько. Но сегодня из четырех общин УПЦ Московского Патриархата только одна переходит вместе со священником. Остальные либо не верят в победу Украины, либо не хотят её, либо боятся своего епископа.

А вот любопытная история произошла в Буче. Там в Петропавловском храме УПЦ МП священник собрал двадцать прихожанок и поднял вопрос, нужно ли переходить в ПЦУ. И они сказали, что нет. Эта история даёт две великолепные иллюстрации.

Первая: как развивается карьера настоятеля этого храма Аркадия Демченко, который, по нашим источникам, в свое время был не последним в митрополии, когда пророссийские кадры смещали покойного блаженнейшего Владимира. Логично. Тот, кто в 2012 году помогал готовить пророссийский переворот в Церкви с большой буквы, в 2022 году будет содержать приход (церковь с строчной буквы) в Московском Патриархате. На самом деле, вопрос о переходе пока не ставился, но руководство МП поспешило провести соборы для своих и наших, чтобы закрыть вопрос и его уже никто бы больше и не поставил. Так поступают и в других епархиях. Превентивное собрание – предохранитель для попытки изменения подчиненности.

И вторая картина. Храм ПЦУ в Буче. Уже известен на весь мир Храм Андрея Первозванного, куда приезжают почти все иностранные правительственные делегации. Приезжают потому, что рядом с этим храмом оккупанты устроили братскую могилу. Не все 1137 убитых в этом районе были похоронены там. Но то, что измученные тела многих бучанцев на тот момент обрели покой рядом с искренней церковью, тоже кажется мне символическим. Так вот, переходы активно проходят в селах, где есть только один храм. А в городах, где есть выбор, люди просто идут в храмы ПЦУ.

Что дальше? Как нам представляется будущее общение между церквями, между церквями и обществом, между церквями и государством?

Между церквями (ПЦУ и УПЦ МП) диалога пока нет. Вряд ли это возможно, пока все рупоры Московского Патриархата кричат ​​об увлечениях и педалируют риторику ненависти в адрес автокефальной церкви.

Между церквями и государством отношения составляют по-разному. ПЦУ государственные органы, скажем так, не мешают жить и служить. А вот УПЦ МП, похоже, снова перебралась в привилегированные «партнеры» для власти.

Во всяком случае, отсутствие наказания для священника Бородянки и многих других – яркий признак того, что индульгенция получена. «Мы не хотим православного джихада, хотя все знаем о случаях их измены», – так мне объяснил свою лояльную позицию один из политиков, близких к центрам принятия решений. Похоже больше на самооправдание, чем на страх джихада.

По замечанию церковного историка Андрея Стародуба, «после первого испуга и непутевого переползания на якобы патриотические позиции все больше возвращается назад к своей привычной роли ячейки пророссийской/антиукраинской пропаганды. Для иллюстрации можно сделать лайт-контент-анализ публикаций на страницах активных в социальных сетях владык. Там уже, минимум пару месяцев, как вернулись и плачи об ущемленном русском языке, и “дедовоевание”, и возмущение против топонимической дерусификации.

Или интервью о поиске Бога (с подтекстом, что найти его можно только в храмах МП). Вот здесь действительно главный секрет могущества и залог сохранения Московского православия в Украине (детали статуса его структур, упоминания/не упоминания Гундяева – глубоко вторичные). Среди части украинцев действительно есть запрос именно на такую ​​версию религиозности, условно говоря – шаманистско-суеверного типа. Собственно украинское православие – оно (как и балканское, скажем) – более “мирское” и жизнерадостное. А «глубинному народу» нужен другой продукт – с кликушами, юродивыми, эсхатологическими пророчествами, чудесами на конвейере. К сожалению, изменить это крайне тяжело и все это лежит вне собственной ситуации с юрисдикционной принадлежностью».

Я бы только поправила Андрея в том, что запрос на шаманизм и исключительность формируют сами священники.

Церковь и общество. Это, пожалуй, самый сложный прогноз. Дело в том, что нераскаянная и не переосмысленная измена (а в 2014 году измена духовенства УПЦ МП была массовой) не только плодит хаос в головах паствы, но и рождает новую измену. На слуху уже пять случаев открытого и желающего коллаборантства священников УПЦ МП с оккупантами. Херсон, Изюм – в этих городах появились образцы клириков МП, которые явно не под дулом автомата говорили о том, что Украина презирала, христианские ценности и Россия спасет их. И когда эти города будут уволены, вряд ли индульгенция власти будет эффективной.

В города вернутся дети тех, кого эти попы вписывали в неблагонадежные списки, понимая, что такой список — место для отправки в Сибирь и Алтайский край. Буквально, как поп из Бородянки, который так спасал бучан. Впрочем, это уже другая история. Которую, скорее всего, и церкви, и государству придётся пройти. На всё воля Божья.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Финляндия призвала ЕС помочь остановить поток мигрантов из России

Финляндия хочет, чтобы Европейский Союз нашел совместные меры по предотвращению того, что страна называет инструментализованной миграцией, то есть потока...

Актуально