Суббота, 25 мая, 2024

Архиепископ ПЦУ: Есть вопросы к украинцам, которые разделяют Российскую точку зрения по поводу церкви в Украине

Must Read

Полномасштабная война катализировала многие процессы, которые медленно двигались в Украине годами. В частности, и осознание украинцами различия между так называемой Украинской православной церковью (УПЦ МП), которая является дочерью Русской церкви. Свидетельством тому в Кировоградской области является решение верующих о переходе почти десятка приходов из УПЦ (МП) к ПЦУ. Ярким примером переоценки взглядов на то, в какую церковь ходить, стала очередь длиной в квартал в храм святого Владимира Большого ПЦУ в Кропивницком в Вербное воскресенье. О том, что всё больше украинцев выбирают Украинскую церковь по существу, а не по обманчивому названию, почему некоторые украинцы разделяют российскую позицию на церковный вопрос в Украине и как отмечать Воскресение Христово во время войны — говорили с руководителем Кропивницкой епархии Православной церкви Украины, Архиепископом Кропивницким и Головановским Марком.

– Изменилось ли на Кировоградщине во время войны отношение верующих к выбору церкви?

– Конечно. Поскольку каждый тридцатый украинец сегодня защищает Украину от российской агрессии, отношение к Московскому патриархату несколько изменилось. Эти изменения происходят не так быстро, как хотелось бы, но сдвиги есть. Всё больше и больше людей ощущают необходимость присоединиться к Православной церкви Украины, отмежеваться от всего русского. Поэтому у нас растёт количество прихожан. А верующих Московского Патриархата я бы условно разделил на три категории.

Первые – те, кто верят, что это Украинская церковь не имеет отношения к России. Это скорее вопрос не знания, а веры. Доверия к своим священникам, которые их в этом убеждают. Хотя сейчас доступ к информации широк, и все можно легко проверить.

Вторая категория — узнав о единстве УПЦ с Русской Церковью, раскрыв ложь, перестают ходить в её храмы и начинают ходить в храмы Православной Церкви Украины. Или сплачиваются и вместе с приходами присоединяются к ПЦУ, демонстрируя, таким образом, и свою гражданскую позицию.

А есть люди, которые осознают, что их обманывают, будто Украинская Православная Церковь не имеет отношения к России, но воспринимают это как должное. Начинают ретранслировать эту ложную информацию. Полагая, что так они защищают свою веру и убеждение. И здесь очень велика трагедия, когда человек проявляет гордыню и не может признать, что он ошибался. Что ей легче лукавить и лицемерить, чем признать ошибку и исправить. Это искажение христианской веры и эгоистическая позиция, потому что к Богу такое поведение не имеет никакого отношения.

Что касается священников, то ситуация плачевна. Потому что многие сознательно столько времени говорили неправду об УПЦ МП. Не потому что они ошибались. А потому, что каждый знает, что имеет непосредственное отношение к русской православной церкви. Они знают, что такой автокефальной церкви, как Украинская Православная Церковь (УПЦ), в мире не существует. Они знают, что их Настоятеля никто не поминает за богослужениями в поместных церквях, но сознательно лукавят, обманывают и создают выгодную им реальность. Поэтому признать, что совершали такие грехи в духовном плане, очень непросто. Поэтому они либо вообще в будущем покинут своё служение, либо должны пройти через покаяние. Есть такие, которые пытались дистанцироваться от политики и занимались своим духовным делом, проповедовали слово Божие, вели благочестивую жизнь. Мне трудно понять, почему они находятся в этой организации, но есть разные обстоятельства, о которых, мы не зная, не можем давать оценку.

Если такие священники намерены присоединиться к ПЦУ, упорядочить свой канонический статус, имеют хорошие отзывы своих верующих, тогда мы с радостью их примем и будем рады, что они служат Богу и своему народу с чистой совестью.

– Сколько приходов на Кировоградщине за год войны решили перейти от УПЦ МП и присоединиться к ПЦУ?

– За период полномасштабного вторжения девять общин присоединились к Православной Церкви Украины. Всего после получения Томоса – 14 общин, перешедших к ПЦУ, и трое священников. Первым из них к нам присоединился Петр Сидор. И у меня большое удовольствие от общения с ними и от служения с ними. Ибо я вижу, что они прививают людям любовь к Богу и своей стране.

Как будет дальше – увидим. Я прогнозирую, что некоторые священники ещё присоединятся. Но если кто-то не отвечает критериям, которые я назвал, нет доверия людей, пропагандировал ненависть и русский мир, – то лучше не иметь священника, чем иметь такого. Поэтому понятно, что будут отдельные приходы переходить к нам без священника и то уже будет наша забота, где и как быстро найти священнослужителя, чтобы он это общество заботился.

– Хватит ли сейчас священников ПЦУ в приходах?

– На сегодня есть некоторый дефицит, но он не является критическим. Некоторые перешли со своими настоятелями, как я уже упоминал. В отдельных доезжают из соседних деревень. Мы стараемся ни один приход не оставить без священника. Конечно, воспитываем новых священнослужителей, некоторые из них проходят практику, некоторые завершают обучение. Ибо это процесс — священник не появляется ниоткуда. Он должен получить надлежащее образование, иметь определенное семейное положение и соответственно получить посвящение и опыт богослужений.

Кроме того, мы сейчас готовим военных капелланов. Это также определенный вызов, потому что запрос очень велик. Мало-помалу мы эти вакансии закрываем и стараемся сделать всё, чтобы у нас было достаточно священников, которые достойно несли Божью службу.

– А сколько у нас вообще храмов ПЦУ на Кировоградщине?

– Ещё недавно было 119, но недавно мы создали приход в Тарасовке, то стало 120. Если считать и монастырь — то 121.

– Что бы вы сказали тем верующим УПЦ, которые называют сегодняшние процессы с переходом приходов к ПЦУ, притеснения их права на свободу вероисповедания?

– К сожалению, большинство таких людей хорошо знают, что это не так. Но в пылу доказать, что они не являются частью русской церкви, прибегают к манипуляциям. Поэтому с ними трудно вести диалог о том, насколько они с чистой совестью ходят к объединению, которое устами своего Настоятеля Кирилла и других священников России побуждает россиян идти нас истязать и убивать. Как они себя чувствуют морально, имея общую церковь с такими людьми?

Речь же не идёт о том, что у них кто-то уносит веру. Ещё ни одного священника Московского Патриархата в Украине не осудили за то, что он верит во Христа или совершает литургию. Государство арестовывает и проводит следствие за нарушение законов страны и сотрудничество с оккупантом, распространение российских нарративов и за те вещи, которыми священник не должен заниматься. А некоторые верующие делают вид, что они что-то не понимают. Даже письмо Патриарха Кирилла, что здесь есть церковь Московского Патриархата, называют подделкой.

Есть две точки зрения по поводу православия в Украине. Одна точка зрения русская, которая говорит, что здесь есть каноническая Украинская Православная церковь Московского патриархата. И есть вроде бы неканоническая и не благодатная Православная церковь Украины, раскольники и тому подобное. Это позиция Русской Православной Церкви.

Есть позиция Константинопольского Патриархата, который говорит, что да — в Украине есть структура Русской Православной Церкви, которая называется Украинской Православной Церковью, и есть автокефальная, признанная поместная Православная церковь Украины. Этой точки зрения придерживаются также Элладская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Александрийский Патриархат.

Поэтому есть вопросы к украинцам, которые разделяют российскую точку зрения на церковный вопрос в Украине. Почему они исключают точку зрения других поместных церквей? Мы ведь не в вакууме живем, мы живем в семье православных церквей. Почему вы одну точку зрения транслируете, а другую отвергаете? Почему вы поддерживаете точку зрения тех, кто вообще отрицает наше существование, нашу государственность и нашу церковь? Почему тогда другие православные церкви с нами сослужат, признают как себе равных?

– Выходит, что люди, не признающие решение Константинопольского Патриархата об автокефальности Православной Церкви Украины, должны сомневаться и в каноничности Русской Православной Церкви, дочерью которой является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Ведь её тоже признавал именно Константинополь…

– К сожалению, они так не углубляются в этот вопрос и не задумываются, что если отрицают Томос Константинополя об автокефалии ПЦУ, то соответственно отрицают все другие его действия и признание им других поместных церквей. Ибо до этого времени Константинополь давал всем им Томосы.

– Должно ли отличаться празднование Пасхи во время войны?

– Призываю верующих праздновать эту Пасху тихо, без громких гуляний, без громких забав. С пониманием, что идёт война и что за то, что мы можем прийти в храмы, сесть за праздничные столы, наши соотечественники на передовой рискуют своим здоровьем и отдают свои жизни. Поэтому нужно погрузиться в общение с Богом, в общение друг с другом, уважать друг друга и ценить жизнь и подвиг, который совершают наши сыновья и дочери. Проведём эти дни с молитвой и надеждой, что как Бог победил, так и мы с его помощью преодолеем Русскую агрессию и зло, движущееся на нас из России.

– Спасибо за откровенный разговор.

– Вам спасибо, что доносите до людей важную информацию. Желаю, чтобы Пасха прошла спокойно для всех нас. И чтобы мы помнили, что это праздник победы добра над злом, правды над ложью, света над тьмой. Молим Бога, чтобы наша страна победила и вместе с победой к нам вернулись мир и благополучие.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Религия в пламени войны: как Россия репрессирует Украинскую Церковь на временно оккупированных территориях

Социологический опрос, проведенный Центр Разумкова в начале года, показал, что 61% украинцев доверяют Церкви. Уровень доверия к Церкви выше,...

Актуально