Пятница, 3 мая, 2024

Авторитет Церкви держится не на нас, иерархах, а на верности Христу – «духовное завещание» Белорусского Епископа, выступившего против Лукашенко

Must Read

На днях, на сороковине смерти Владыки Артемия (Кищенко), сообщество «Христианская Визия» обнародовало его доклад Московскому Патриарху Кириллу, поданный после того, как Синод БПЦ МП принял политически мотивированное решение устранить его из Епископского сана.

В этом документе Артемий пытался (как мы уже знаем, бесполезно) объяснить происходящему в Беларуси Кириллу, защищая Церковь от безрассудного служения власти вместо служения Богу. Как и ожидалось, ответ на своё обращение Артемий не дождался. Кирилл не возражал против его устранения, передаёт «Наша нива».

«Мы рискнули назвать этот текст завещанием, поскольку он представляет квинтэссенцию убеждений Архиепископа Артемия», – пишет редакция «Христианского видения» в предисловии к публикации, подчеркивая, что она обнародуется впервые.

В сентябре прошлого года Архиепископ Гродненский Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви Артемий (Кищенко), уволенный на покой в июне 2021-го по требованию властей Беларуси, осудил войну РФ против Украины и позицию руководства РПЦ.

«Его Святейшества

Кирилла Патриарху Московскому и всея Руси

Архиепископ Гродненский и Волковский Артемий

Обращение

9 июня 2021 г. № 9-621/1

Ваше Святейшество!

Считаю необходимым обратиться к Вам с разъяснением своей позиции в контексте последних событий в общественно-политической жизни Беларуси.

9 августа 2020 г. в республике прошли выборы Президента. Их подготовка, проведение и оглашение результатов вызвали многочисленные претензии со стороны кандидатов, их штабов, наблюдателей, представителей СМИ и, главное, широких масс Белорусского гражданского общества.

Информационное пространство стремительно наполнилось доказательствами не допуска и удаления наблюдателей с участков, явно нереальный процент проголосовали досрочно, невыполнение членами избирательных комиссий прямого требования закона об условиях размещения результатов голосования на избирательных участках. В результате граждане Беларуси, как те, кто по Конституции имеют право избирать власть, почувствовали себя обманутыми и обиженными!

События, последовавшие за закрытием участков, шокировали и ужасали нас всех! На людей, вышедших мирно протестовать против обмана, посыпались дубинки ОМОНа, внутренних войск, спецназа МВД, летели пули и гранаты.

Страна замерла в немом плаче от размаха насилия и издевательств! СИЗО на переулке Окрестина в Минске стал местом страшных пыток, плач которого услышали священники Минска, душепастырски и добровольно отозвавшиеся на человеческие страдания. В Гродно наш собор стал местом, где священники и миряне приютили всех, кто искал его под покровом храма, рискуя самим стать жертвой насилия!

В те дни, 14 августа, я обратился с посланием к верующим Гродненской епархии и ко всем людям доброй воли, где прямо указал причину случившегося – пренебрежение к правде! Правды в самом широком понимании, как правды Христовой и как принципа, на котором строит свою жизнь человек, познающий его! Очевидно, что отход от истины в духовной и личной жизни привёл к трагическим последствиям в гражданской жизни моей (может и нашей) страны!

Это послание и моя проповедь 16 августа в соборе были единственными публичными высказываниями на эту тему. И вместе с духовенством мы отметились тем, что не вмешиваемся в политику, не ведём агитацию среди верующих за или против определенных политических субъектов, не анализируем их программы. Но мы не можем равнодушно смотреть на происходящие события, на страдания людей от немотивированного насилия, на несправедливость в судах, на преследование всех инакомыслящих и несогласных. И мы имеем право поднять свой голос в защиту гонимых и преследуемых.

Эта позиция полностью соответствовала «обращению к народу Республики Беларусь о прекращении народного сопротивления», принятом Синодом БПЦ 15 августа 2020 года. В нём, в частности, сказано: «Верим и надеемся, что руководство страны, которое по праву призвано уважать и защищать свой народ, прекратит насилие, услышит голоса обиженных и невинных жертв и привлеките к ответственности тех, кто проявил зверства и жестокость, суд и осуждение!».

Почему Владыки Митрополиты и другие члены Синода молчат об этом документе, как будто его не было? И подписывают ли новые соглашения о сотрудничестве с тем же МВД, даже не упоминая, что сначала нужно решить проблему ответственности за насилие? Стесняются ли теперь «минутной слабости», проявленной тогда, когда еще называли вещи своими именами: ложь – ложью, жестокость – жестокостью, убийство – убийством?

Но как же стыдно быть христианам, а тем более иерархам Церкви просто поступать по заповеди Христовой: «Да будет слово ваше: «да», «да» и «нет», нет», а что больше — от лукавого? (Матфея 5:37)».

Святейший Отец, большой надеждой для православных христиан Беларуси стали Ваши слова, прозвучавшие 7 января 2021 года в Рождественском послании, когда Вы призывали Белорусские власти решать существующие проблемы, «никогда не откладывая на святое то, что вызывает напряжение в обществе». Но, к сожалению, Ваш Первосвятительский призыв не был услышан, диалог между властью и обществом так и не начался, а маховик насилия начал раскачиваться ещё сильнее!

Совсем недавно, в конце мая, Беларусь потряс ещё один случай самоубийства из-за давления следственных органов. 17-летний парень Дмитрий Стаховский шагал навстречу своей смерти с 16-го этажа минского общежития, отдав предпочтение такой ужасной свободе, а не заключению за участие в акции протеста.

На месте его гибели стихийно возник мемориал: цветы, свечи, лампадки. Очередной патруль милиции потребовал от консьержки убрать его. Но она отказалась, объяснив, что верит в Бога! И не будет действовать вопреки голосу своей совести! Наши светские люди порядочнее и честнее всех нас епископов, которые уже, наверное, давно забыли, как должны поступать верующие!

Я все это говорю с мнением о Православной Церкви в Беларуси, с тревогой о том, как она выйдет из сложившейся ситуации.

Останется ли она общиной людей, верных Христу и Его Евангелию, способных честно и смело свидетельствовать о Нем, защищая правду и свободу? Или, разрушив всю свою репутацию и доброе имя, окончательно скатится к сервилизму и лояльности к государству, для которого молчаливая Церковь является очень удобным активом?

И эти волнения – не просто фигура речи. За все время нынешнего кризиса из нашей Церкви вышло много мыслящих, искренних и честных людей. Либо просто перестали быть прихожанами наших храмов, либо прямо заявили о готовности принять римо-католичество. Главный их мотив – «молчание» нашей Церкви о жестокости и репрессиях государства против граждан. Предметом их удивления является глухота и слепота нас как архипастырей, нашедших удобное оправдание в виде «нейтралитета», когда до сих пор продолжаются стон, плач и страдания людей в судах и тюрьмах.

Ярким выражением таких «переселенских» настроений стала надпись, сделанная неизвестными на ограждении одного из минских храмов во время Рождественских праздников. Он объявил: «Спасибо, отцы, теперь я знаю, что моё Рождество 25 декабря!» Мне кажется, комментарии здесь лишние!

Особенно больно было читать впечатления людей, которые пошли на панихиду (из-за её отсутствия в православном соборе) за активистом Романом Бандаренком 13 ноября в Архикафедеральном храме Минска. Этот 32-летний парень расписывал трапезную для паломников Жировицкого монастыря, когда являлся студентом Минского архитектурно-художественного колледжа. О чем свидетельствует установленная там памятная доска.

И вот католики во главе со своим Епископом Юрием Касабуцким молились за нашего православного юношу, жестоко убитого ни за что на собственном подворье и посмертно наруганного. Его глубокие и проницательные слова об убитом и об отношении к убийству услышали многие православные. И, к нашему стыду и позору, сказали: «Да, сегодня христианским Епископом Минским был Юрий Касабуцкий!».

Если это не потеря БПЦ, то что? И как мы оправдаем их перед Богом? О том, что похвала от государства за «правильное» поведение во время кризиса нам дороже падших душ?

Однако православная церковь по-прежнему сохраняет свой авторитет среди Белорусов. Но тот авторитет, который держится не на нас, иерархах, а на верности Христу, в общении с которым люди хотят быть даже несмотря на наше официальное и рабское поведение. Хотя последнее не остается без внимания взглядов разумных, достойных и глубоко верующих представителей гражданского общества Беларуси, таких как Павел Севаринец и Павел Латушко. Их обращения к Митрополиту Вениамину, высказанные в максимально корректном и уважительном тоне, но в то же время четкие и принципиальные по сути поставленных вопросов имели широкий резонанс в церковных кругах. К сожалению, этого нельзя сказать об ответах, которых либо вообще не было, либо они были скорее уходом от ответа. И это тоже элемент падения имиджа нашей Церкви в неравнодушном сегменте общества.

С другой стороны, наша епархия и ее духовенство подвергаются постоянным нападкам со стороны власти и связанных с ней групп лиц. Более того, в формах, очень далеких от культурных отношений, они скорее напоминают провокации и обиды! В подконтрольных ему телеграмм-каналах священники изображаются кем угодно: и деньгами, и коллаборационистами, и продаваемыми Западу политиками, и бунтарями и тому подобное. И люди из странной и темной организации «Инфаспецназ», которые никогда раньше не были замечены в бережном и молитвенном посещении собора, вдруг стали невероятно обиженными невозможностью получить духовное утешение от образов новомучеников! Потому что им невыносимо видеть себя палачами – людьми с красными звездами! На все эти нападения мы пытались дать спокойные и четкие ответы и объяснения. Для нас это наши люди и христиане!

Видит Бог, я не имел и не имею иных намерений и стремлений, кроме быть Епископом Моей Церкви и учить людей быть верными Богу при любых обстоятельствах земной жизни. Я постоянно ссылался на пример наших новомучеников и показывал, что их исповедь и их безупречный подвиг вследствие отказа от приспособленчества. Но и плата за схожее поведение Православной Церкви в прошлую эру.

И сейчас, когда мы снова оказались в ситуации важного выбора, я призвал и буду призывать не совершать ошибок прошлого, чтобы снова не пришлось платить ужасную цену за право на свободу быть с Христом!

Считаю решение Синода Белорусского экзархата канонически ничтожным, политически мотивированным, принятым не во благо церкви, а в угоду утратившим легитимность гражданским властям. Надеюсь на восстановление справедливости по решению Вашей Святейшества.

Прошу вашего первосвященнического благословения

Архиепископ Гродненский и Волковский

+ Артемий».

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

В Кировоградской области сменили время комендантского часа в Пасхальную ночь

В Кировоградской области сменили время комендантского часа в Пасхальную ночь 5 мая. Она продлится с 00:00 до 04:00. Об этом...

Актуально