Воскресенье, 19 мая, 2024

Без Христа мы мертвеем, а с Христом – оживаем, – Митрополит Епифаний

Must Read

Всякий грех – яд. И как малая часть яда, положенная в хорошую пищу или питье, делает их опасными, так и грех, укоренившийся в душе рядом с добрыми делами – уничтожает их.

Об этом отметил в своей проповеди Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний в двадцать восьмое воскресенье после Пятидесятницы.

Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

Сегодня мы слышим чтение из 3-й главы Послания апостола Павла Колоссянам. В нем содержится призыв: «А теперь вы отложите […] древнего человека с делами его и [оденьтесь] в новое» (Кол. 3: 8 – 10). Апостол перечисляет признаки «древнего» человека это: Блуд, страсть, стяжательство, гнев, ярость, злоба, злословие, брань уст (Кол. 3: 5, 8). В противоположность этим распространенным среди людей греховным привычкам и страстям апостол Павел указывает на добродетели, характеризующие «нового» человека. Ими является: Милосердие, благость, смирение, кротость, долготерпение, любовь, мир Божий, благодарность (Кол. 3: 12, 14 – 15).

Мы знаем из Писания, что «возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 23). Грех отдаляет человека от Бога, Который есть источник жизни. Утрачивая единение с этим источником, грешник теряет жизнь так же, как пересыхает поток, потерявший доступ к наполнению родниковой водой.

То есть с одной стороны всякий грех, как преступление Божьего закона, есть преступление, и потому требует наказания. Но с другой стороны, это наказание грех несёт сам в себе. Он подобен яду, который запрещено потреблять. Кто нарушит этот запрет, тот не только проявляет непокорность предписанию, но и вредит сам себе, употребляя смертоносное вещество.

Все мы подвержены действию греха. Вы слышали не раз во время заупокойного богослужения слова молитвы: «нет человека, который жил бы и не согрешил». Это истина, и единственным совершенно безгрешным Человеком является Христос, ибо Он Сын Божий. Именно поэтому, как следствие влияния греха на человечество, все мы умираем – кто раньше, кто позже, кто от чужого насилия, кто от несчастного случая, болезни или старческой немощи.

Один Христос безгрешен, и потому Он имеет силу и власть, как Сын Божий, даровать нам жизнь вечную. Он, как источник бесконечной жизни, может наполнить ручей нашего бытия водой живой – Своей благодатью и этим восстановить нас.

Итак, если сказать простыми короткими словами, то без Христа мы мертвеем, а с Христом – оживаем.

Возвращаясь к началу наших размышлений, мы имеем возможность по внешним признакам сделать вывод – приближаемся мы к Христу или удаляемся от Него, умножаем в себе духовную жизнь или духовную смерть.

Эти признаки апостол Павел уподобляет одежде. Как мы по одежде обычно даём определенную оценку человеку, его привычкам, жизненным обстоятельствам, так и по проявлению наших дел, добрых или злых, мы можем дать оценку тому, в каком положении мы находимся, к чему склоняемся. «Ибо всякое дерево познается по плоду своему – говорит Господь – не собирают смоквы из терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк. 6: 44).

Это касается и нас: если мы видим в себе страсть, корыстолюбие, гнев, ярость, злобу, злословие – все это признаки того, что мы еще в определенной степени «древними» людьми, то есть такими, какими были грешники к познанию Христа. И даже если кто-то думает о себе, что он или она крещены в Церкви, признают бытие Божие, приходят на богослужение и соблюдают определенные правила, но одновременно видят в себе все эти греховные признаки, то для таких людей слова Апостола Павла является предупреждением. Ибо эти греховные признаки свидетельствуют, что имея внешность христианина, человек действительно возвращается к старику, к тому, что он должен был отвергнуть, что должно было умереть, остаться в прошлом.

И наоборот – признаками истинного обновления, истинного освобождения от власти грехов, признаками истинной жизни, которую даёт Христос, есть загаданные ранее добродетели. Все они произрастают из веры, как виноградные плоды растут на лозе. А совокупностью всех этих добродетелей Апостол Павел называет истинную жертвенную любовь.

Поэтому с одной стороны нам, как христианам, следует пристально заботиться о приумножении и укреплении своей веры. Ибо если не будет её или она будет слабой или поврежденной – то не будет и плодов веры, каковы добродетели. Тогда наша духовная жизнь будет подобна лозе, потерявшей связь с корнями и не получающей питательных веществ – такая лоза будет засыхать, и не способна будет плодоносить. А если будем заботиться о чистоте и укреплении веры – тогда она будет приносить обильные плоды в виде добродетелей и добрых дел.

С другой стороны, когда мы знаем, какие дела хороши и каких добродетелей нам следует достигать, то заботясь об их приумножении, мы тем самым углубляем свою веру, утверждаемся в добре и производим стойкость против искушений зла.

Итак, дорогие братья и сестры, из сегодняшнего поучительного слова Священного Писания мы видим, как тесно связано у нас внутреннее и внешнее. Наши дела, как одежда на человеке, как плоды на дереве, свидетельствуют о нашем внутреннем состоянии. А наше духовное состояние, наше желание вернуться к «древнему человеку» или наоборот, обновиться во Христе – определяют наши поступки. А эти поступки, в свою очередь, проявляют наружу в делах греховных или в делах добродетельных то, кем мы и в каком направлении движется наше бытие – к Богу или от Него.

Поэтому нам следует быть внимательными к себе, своим словам и поступкам. Ибо как определенная боль или другие негативные изменения в теле дают нам указание на болезнь, помогают установить верный диагноз и начать полезное лечение, так и осознание того, какие грехи мы совершаем – помогает нам освободиться от них, очиститься, вылечиться.

Быть добродетелям, к которому призывает Апостол Павел, а это быть милосердным, благостным, смиренным, иметь кротость, долготерпение, любовь, быть благодарным Господу – всё это является указателям на пути. А также побуждают нас к верному выбору пути. Они подобны эталонным образцам, с которыми сверяется качество. Знание об одном и другом в совокупности помогает нам достигать совершенства.

И пока видим в себе наличие одного или нескольких признаков,  не следует нам успокаиваться. Ибо как мы уже сказали раньше, всякий грех – яд. И как малая часть яда, положенная в хорошую пищу или питье, делает их опасными, так и грех, укоренившийся в душе рядом с добрыми делами – уничтожает их.

Поэтому, дорогие братья и сестры, призываю всех нас быть бдительными к своей духовной жизни, не давать себе возвращаться к «древнему» человеку, но постоянно заботиться о своём обновлении, умножая добрые дела.

Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Стало известно о текущем состоянии здоровья словацкого премьера Фицо

Состояние здоровья премьер-министра Словакии Роберта Фицо после покушения постепенно улучшается. Сегодня словацкие врачи провели еще одну операцию, которая, по словам...

Актуально