Сегодня из Послания апостола Павла к Ефесянам мы слышим призыв к христианам противостоять хитростям дьявольским. Апостол напоминает нам, кто наш настоящий враг – это дьявол. «Ибо наша борьба – отмечает святой Павел – не против крови и плоти, а против начальства, против власти, против мира правителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).
Об этом пишет пресс-служба ПЦУ.
Эта установка чрезвычайно важна, потому что она призвана помочь нам правильно определить нашего противника в духовной борьбе. Ведь без этого разве можем рассчитывать на успех? Когда не знаем врага – как победим его?
Так или иначе, каждый человек знает, что существует зло и добро. Поэтому человек стремится к тому, что считает хорошим для себя, и хочет избегать того, что считает злым. Однако главной, фундаментальной проблемой является субъективное, то есть связанное с нами самими, восприятие добра и зла. Действительно ли то, что мы считаем добром – истинное добро? И действительно ли то, что доставляет нам неприятности, дискомфорт, противоречит нашим представлениям или желаниям – является злом?
Сколько существует людей – столько существует возможных ответов на эти вопросы, потому что каждый человек так или иначе сам в себе определяется, что для него хорошее, а что злое. Однако именно в силу субъективности такого определения человек точно не может быть мерилом добра и зла.
Без тех знаний, которые дает нам Божественное Откровение, мы не можем решить эту проблему. Но благодаря Писанию мы знаем, что источником добра является Бог, а зло есть отступление от добра, его разрушение. И что первым, кто совершил зло, отступив от Бога, отвергнув Творца, есть дьявол. Он отец зла.
Следовательно, и добро, и зло действительно имеют свою собственную реальность, независимо от того, как и насколько правильно мы их воспринимаем. Добро в природе своей связано с Богом, а зло – с отступлением от Бога. Начальником зла является дьявол, первым отступивший от Бога. А бесы, то есть ангелы, которые соблазнились и отпали вместе с сатаной, распространяют зло.
Человек не был источником зла – его совратил дьявол. Он предложил ей отступить от Бога, чтобы самой стать как боги, узнав добро и зло. Но вместо подлинного понимания зла, которое бы удерживало и отдаляло от него, человек, послушав сатану, сам стал подвластным злу. Зло вошло в самую человеческую природу – подобно тому, как заболевание входит в человеческое тело.
Поэтому люди стали делать зло и умножать его. Зло, тление, разрушение, вошли в человека и через него в окружающий мир. Люди стали совершать разные грехи, используя как орудие те дары, которые Господь дал им не для зла, а для добра. Так орудиями греха стали и разум человека, и его чувства, и его воля, и его плоть, то есть тело. Хотя по природе своей они добры, ибо все это сотворено Богом, Который не творил никакого зла. Однако из-за грехопадения все эти качества и составляющие человека исказились, исказились.
Поэтому, возвращаясь к сказанному ранее о субъективности восприятия нами добра и зла, мы должны также подчеркнуть, что эта субъективность умножается искажением наших ума, воли и чувств. Мы можем смотреть – и не видеть, слушать – и не слышать, мы можем не понимать правды, но верить заблуждению. Даже когда мы знаем, что есть злом – можем не находить в себе силы воли противиться ему.
Зная все это, мы должны дать правдивый ответ: может ли человек сам по себе, без посторонней помощи, правильно знать, что есть добро, а что есть зло? Очевидно, что сам человек к этому не способен.
По внутреннему природному закону, который заложен Богом в самую сущность человека, мы стремимся к добру. Голос Божий в человеке, который мы называем совестью, предостерегает нас от зла и обвиняет нас, когда мы делаем зло. Однако из-за повреждения нашей природы, из-за искажения наших ума, воли, чувств, через нашу подвластность греху, этих качеств – естественного нравственного закона и голоса совести – очевидно, недостаточно для того, чтобы верно различать добро и зло.
Следствием такого положения вещей является то, что человек неверно определяет причины зла, с которым сталкивается. И неверно определив их – не умеет успешно со злом сражаться.
Наша плоть очень часто становится орудием греха. Множество грехов, так или иначе, связано с плотью, с телом и с материальным миром, к которому тело принадлежит. Убийства и другие виды насилия, жажда власти и богатства, несдержанность в пище, питье, других материальных вещах, разного рода разврат и другие подобные порочные страсти – все это связано с телом. Именно поэтому издавна существовало мнение, что именно тело человека и есть источник и причина зла. Так думали и античные эллинские философы, считая, что только дух человека способен к чистоте. А тело как все материальное является тем злом, с которым и нужно бороться.
Продолжая размышлять над проявлениями зла, мы также увидим, что множество его творится людьми. Когда грех овладевает человеком, он становится причиной страдания для других. От мелких оскорблений и до массовых убийств, геноцида, войн, жертвами которых становятся в короткое время миллионы людей – все это происходит от людей, одержимых грехом.
Грех порождает несправедливость, не милосердие, жестокое отношение, а также ленивость, завистливость и прочее, что приводит к спорам между людьми, к чрезвычайной нищете одних на фоне незаслуженного богатства других.
И, видя все это, люди часто думают, что причина зла – человек. И потому считают, что побороть зло можно из-за истребления носителей зла.
Апостол Павел, а по его словам Сам Господь, дают нам другой ответ. Единственным нашим истинным врагом есть дьявол и злые духи, подчиненные ему, то есть бесы, демоны. Они побуждают человека к греху, они побуждают нас те добрые дары, которые Бог дал нам – наши разум, волю, чувства, наше тело – использовать как орудие для зла. Поэтому нам нужно понимать эту хитрость дьявола и бороться именно с ним. Следует всегда помнить, что сатана – наш истинный враг.
Этот враг сильный и коварный. И если мы будем пытаться побороть его сами по себе, то не сможем этого сделать. Поэтому апостол Павел призывает нас: «Братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10). Без Бога, без Его помощи, без наставлений божественного закона, без благодатных средств борьбы со злом, как молитва, участие в таинствах Церкви, без смирения перед Богом и жертвенного самоограничения ради Него, которое называется в Писании нашим крестом. Крестом, который каждый из нас должен нести – без всего этого мы не можем победить дьявола и даже увидеть его коварные ловушки. Но благодаря тем средствам, которые Бог даёт нам – мы не только надеемся на победу, но и способны победить, ибо Сам Господь даёт нам Свою непобедимую силу.
Какие это средства? Апостол Павел перечисляет их: это слово Божие, то есть откровение истины, засвидетельствованное в Писании и всем Священном Предании; также это праведность, это евангельское слово о мире с Богом и между людьми, это истинная вера; это также наша собственная готовность действовать ради спасения, которое дарит нам Господь Иисус Христос.
«Люби грешника и ненавидь грех» – таково короткое святоотеческое объяснение того, как следует правильно, по-христиански, действовать. Поэтому желаю всем нам, верно, видеть происки дьявола, быть бдительными, как воин на страже, иметь все перечисленные апостолом средства защиты и борьбы с лукавым. И пусть борьба наша, по милости Божией, будет победоносной. Аминь.
Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.