Воскресенье, 28 апреля, 2024

Благодаря Богу мы не только надеемся на победу, но и способны победить, потому что Сам Господь даёт нам Свою непобедимую силу, – Митрополит Епифаний

Must Read

Сегодня из Послания апостола Павла к Ефесянам мы слышим призыв к христианам противостоять хитростям дьявольским. Апостол напоминает нам, кто наш настоящий враг – это дьявол. «Ибо наша борьба – отмечает святой Павел – не против крови и плоти, а против начальства, против власти, против мира правителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Об этом пишет пресс-служба ПЦУ.

Эта установка чрезвычайно важна, потому что она призвана помочь нам правильно определить нашего противника в духовной борьбе. Ведь без этого разве можем рассчитывать на успех? Когда не знаем врага – как победим его?

Так или иначе, каждый человек знает, что существует зло и добро. Поэтому человек стремится к тому, что считает хорошим для себя, и хочет избегать того, что считает злым. Однако главной, фундаментальной проблемой является субъективное, то есть связанное с нами самими, восприятие добра и зла. Действительно ли то, что мы считаем добром – истинное добро? И действительно ли то, что доставляет нам неприятности, дискомфорт, противоречит нашим представлениям или желаниям – является злом?

Сколько существует людей – столько существует возможных ответов на эти вопросы, потому что каждый человек так или иначе сам в себе определяется, что для него хорошее, а что злое. Однако именно в силу субъективности такого определения человек точно не может быть мерилом добра и зла.

Без тех знаний, которые дает нам Божественное Откровение, мы не можем решить эту проблему. Но благодаря Писанию мы знаем, что источником добра является Бог, а зло есть отступление от добра, его разрушение. И что первым, кто совершил зло, отступив от Бога, отвергнув Творца, есть дьявол. Он отец зла.

Следовательно, и добро, и зло действительно имеют свою собственную реальность, независимо от того, как и насколько правильно мы их воспринимаем. Добро в природе своей связано с Богом, а зло – с отступлением от Бога. Начальником зла является дьявол, первым отступивший от Бога. А бесы, то есть ангелы, которые соблазнились и отпали вместе с сатаной, распространяют зло.

Человек не был источником зла – его совратил дьявол. Он предложил ей отступить от Бога, чтобы самой стать как боги, узнав добро и зло. Но вместо подлинного понимания зла, которое бы удерживало и отдаляло от него, человек, послушав сатану, сам стал подвластным злу. Зло вошло в самую человеческую природу – подобно тому, как заболевание входит в человеческое тело.

Поэтому люди стали делать зло и умножать его. Зло, тление, разрушение, вошли в человека и через него в окружающий мир. Люди стали совершать разные грехи, используя как орудие те дары, которые Господь дал им не для зла, а для добра. Так орудиями греха стали и разум человека, и его чувства, и его воля, и его плоть, то есть тело. Хотя по природе своей они добры, ибо все это сотворено Богом, Который не творил никакого зла. Однако из-за грехопадения все эти качества и составляющие человека исказились, исказились.

Поэтому, возвращаясь к сказанному ранее о субъективности восприятия нами добра и зла, мы должны также подчеркнуть, что эта субъективность умножается искажением наших ума, воли и чувств. Мы можем смотреть – и не видеть, слушать – и не слышать, мы можем не понимать правды, но верить заблуждению. Даже когда мы знаем, что есть злом – можем не находить в себе силы воли противиться ему.

Зная все это, мы должны дать правдивый ответ: может ли человек сам по себе, без посторонней помощи, правильно знать, что есть добро, а что есть зло? Очевидно, что сам человек к этому не способен.

По внутреннему природному закону, который заложен Богом в самую сущность человека, мы стремимся к добру. Голос Божий в человеке, который мы называем совестью, предостерегает нас от зла и обвиняет нас, когда мы делаем зло. Однако из-за повреждения нашей природы, из-за искажения наших ума, воли, чувств, через нашу подвластность греху, этих качеств – естественного нравственного закона и голоса совести – очевидно, недостаточно для того, чтобы верно различать добро и зло.

Следствием такого положения вещей является то, что человек неверно определяет причины зла, с которым сталкивается. И неверно определив их – не умеет успешно со злом сражаться.

Наша плоть очень часто становится орудием греха. Множество грехов, так или иначе, связано с плотью, с телом и с материальным миром, к которому тело принадлежит. Убийства и другие виды насилия, жажда власти и богатства, несдержанность в пище, питье, других материальных вещах, разного рода разврат и другие подобные порочные страсти – все это связано с телом. Именно поэтому издавна существовало мнение, что именно тело человека и есть источник и причина зла. Так думали и античные эллинские философы, считая, что только дух человека способен к чистоте. А тело как все материальное является тем злом, с которым и нужно бороться.

Продолжая размышлять над проявлениями зла, мы также увидим, что множество его творится людьми. Когда грех овладевает человеком, он становится причиной страдания для других. От мелких оскорблений и до массовых убийств, геноцида, войн, жертвами которых становятся в короткое время миллионы людей – все это происходит от людей, одержимых грехом.

Грех порождает несправедливость, не милосердие, жестокое отношение, а также ленивость, завистливость и прочее, что приводит к спорам между людьми, к чрезвычайной нищете одних на фоне незаслуженного богатства других.

И, видя все это, люди часто думают, что причина зла – человек. И потому считают, что побороть зло можно из-за истребления носителей зла.

Апостол Павел, а по его словам Сам Господь, дают нам другой ответ. Единственным нашим истинным врагом есть дьявол и злые духи, подчиненные ему, то есть бесы, демоны. Они побуждают человека к греху, они побуждают нас те добрые дары, которые Бог дал нам – наши разум, волю, чувства, наше тело – использовать как орудие для зла. Поэтому нам нужно понимать эту хитрость дьявола и бороться именно с ним. Следует всегда помнить, что сатана – наш истинный враг.

Этот враг сильный и коварный. И если мы будем пытаться побороть его сами по себе, то не сможем этого сделать. Поэтому апостол Павел призывает нас: «Братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10). Без Бога, без Его помощи, без наставлений божественного закона, без благодатных средств борьбы со злом, как молитва, участие в таинствах Церкви, без смирения перед Богом и жертвенного самоограничения ради Него, которое называется в Писании нашим крестом. Крестом, который каждый из нас должен нести – без всего этого мы не можем победить дьявола и даже увидеть его коварные ловушки. Но благодаря тем средствам, которые Бог даёт нам – мы не только надеемся на победу, но и способны победить, ибо Сам Господь даёт нам Свою непобедимую силу.

Какие это средства? Апостол Павел перечисляет их: это слово Божие, то есть откровение истины, засвидетельствованное в Писании и всем Священном Предании; также это праведность, это евангельское слово о мире с Богом и между людьми, это истинная вера; это также наша собственная готовность действовать ради спасения, которое дарит нам Господь Иисус Христос.

«Люби грешника и ненавидь грех» – таково короткое святоотеческое объяснение того, как следует правильно, по-христиански, действовать. Поэтому желаю всем нам, верно, видеть происки дьявола, быть бдительными, как воин на страже, иметь все перечисленные апостолом средства защиты и борьбы с лукавым. И пусть борьба наша, по милости Божией, будет победоносной. Аминь.

Об этом сообщает информационный ресурс Духовный фронт Украины.

Лента

Россияне постоянно ищут объекты для возможных атак

При атаке по Украине российские войска использовали БПЛА неустановленного типа. Вероятно, что это разведывательные дроны. Об этом сообщает РБК-Украина со...

Актуально